перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дугаев о мире будущего Как правильно воровать чужие идеи

Создание клонов как возможность победить — или прослыть неудачником.

Архив

Говорят, лет тридцать назад японцы скупали журнал «Наука и жизнь» и па­тентовали у себя все содержимое рубрики «Маленькие хитрости». Судя по товарам для дома, которыми завалены в Токио магазины «Все по сто иен», это не шутка.

Ну и что. Как твердят на конференциях владельцы старт­апов, идея значения не имеет: важны команда и исполнение. Поэтому, по идее, русские клоны американских сайтов, которых что-то вдруг стало многовато в нашем интернете, — русские Zappos, русские Groupon, русские Pinterest — не должны вызывать у нас раздражения. Нель­зя же украсть то, что не имеет значения. Так?

Наверное, так. В конце концов, определить, хорошо ли копировать чужие сайты, объективно невозможно. Попробуем, например, применить этическую бритву гангстера из «Шантарама»: что произойдет, если это начнут делать все? Если все будут использовать чу­жие идеи, вместо того чтобы придумывать свои, — скорее всего, ничего хорошего. А если все применят отработанную в другой стране бизнес-модель у себя дома — например, откроют русские версии Netflix и Amazon, — то, наверное, и ладно. Они-то к нам не торопятся.

Так что дело тут в другом. Хорошие художники копируют, великие воруют. Если уж прешь чужую идею, хотя бы делай это талантливо. Вот, скажем, есть у нас теперь сайт OdinOtvet. Это такая Quora по-русски. Буквально Quora: логотип другой, а все остальное такое же. Но графическое совпадение — это, в конце концов, просто дурной вкус: OdinOtvet, как негр с Канал-стрит, вовсе не ждет, что ты поверишь в их липовый Rollex. А вот то, что воп­росы и ответы там до смешного убоги, — это проблема. Но Quora-то в России по-прежнему нужна: оригинал разговаривает только на английском и расширять влияние не собирается.

 

 

«Раз уж идет война клонов, ­делайте их крепкими, ­сильными, красивыми»

 

 

И OdinOtvet, и, например, клон Pinterest под названием PinMe принадлежат компании Fast Lane Ventures, которая, что довольно смешно, является клоном немецкого инкубатора Rocket ­Internet. На этой ракете летают братья Замвер, имена которых в Кремниевой долине преданы анафеме. Братья демонстрируют, что наглость — второе счастье. Сначала они сделали клон eBay и продали его eBay. Потом клон Zynga под названием Plinga — продали Zynga. Потом — клон Groupon, продали Groupon. Сейчас делают клон платежной системы Square. И так далее.

Братья, конечно, людоеды, но хотя бы работают по-немецки. «Плинга» их дурацкая уж во всяком случае была не хуже «Зинги», а сайт Pinspire хотя и недотягивает по популярности до Pinterest, с которого он, как и PinMe, слизан чуть менее чем полностью, зато там не сползают кнопки, а интерфейс переведен на десяток языков. Кроме того, братья — гении масштабирования: чтобы с такой скоростью захватывать рынки (Сингапур! Польша!), нужен управленческий талант, который найдется не у всякого Цукерберга.

Конечно, великие художники есть и у нас. В первые годы своего существования тот же «Вкон­такте» был тусклым клоном фейсбука и даже удо­стоился пинков в этой колонке. А теперь я его практически не закрываю, потому что лучшего музыкального сервиса — такого, чтобы было все и немедленно, — пока никто в мире не придумал. Так что правы стартаперы, идея — ничто, исполнение — все. Но ключевое слово здесь — исполнение. Раз уж идет война клонов, делайте их крепкими, сильными, красивыми. Нанимайте дизайнеров и редакторов. Проверяйте правописание. И так-то обидно, что твоя страна славится производством клонов. Но еще обиднее, когда эти клоны — убогие инвалиды.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить