Дугаев о мире будущего Новая газета для айпэда The Daily
Когда в прошлом году Руперт Мердок объявил, что его News Corporation работает над первой в мире газетой, сделанной исключительно для айпэда, общее мнение среди специалистов старых медиа было такое: это последний шанс газетной индустрии. Если не получится у Мердока, не получится ни у кого. В конце концов, специально для The Daily Apple ввела в iTunes понятие подписки на периодику, а Стив Джобс редко дергается по пустякам.
И вот этот последний шанс у меня на экране. Я включаю его каждый день и минут десять смотрю на фотографию облаков в ожидании свежего номера — а когда загрузка завершается, остаюсь один на один с туповатым таблоидом, добрую четверть которого занимают новости американского футбола, фотографиям друзей Дженнифер Лопес отводится столько же места, сколько Мубараку, а погоду на первой полосе показывают исключительно в фаренгейтах.
Вся интерактивность The Daily сводится к бессмысленным опросам («Должны ли карибские страны ориентироваться на туризм? Да/Нет»), редкой инфографике и — вот уж действительно инновация — аудиокомментариям, каковой я пока что обнаружил в единственном числе. Немного помолчав, неизвестный тенор произнес: «Interesting».
Кроме того, вряд ли спасением газетной индустрии может стать издание, которое не только не имеет представления о температурной шкале, которой пользуется большая часть планеты, но и гарантированно схлопывается по неизвестной причине через пять минут после запуска.
«Почему никто не может сделать нормальное издание для айпэда?»
Но шансов, что Руперт читает нашу скромную колонку, еще меньше, чем то, что наша скромная колонка заинтересуется следующими проектами Руперта. Поэтому бог с ней, с The Daily. Вопрос в том, почему никто не может сделать нормальное издание для айпэда?
В прошлом году я однажды писал, что все попытки перевести на айпэд журналы проваливаются, потому что издатели воспринимают их как продолжение бумаги с дополнительными финтифлюшками. С тех пор кое-кто успел понять, что дело не в финтифлюшках, а в умении работать с возможностями, которые дают подключенные к интернету планшеты. Например, в том же The Daily встречаются отличные 360-градусные фотографии, The Economist может прочитать вслух любую статью. The New York Times умеет сохранять тексты для чтения в офлайне.
Но как бы издатели ни пыжились, все равно любая версия бумажной газеты почему-то равно так и выглядит — как версия бумажной газеты. Текст в айпэде обязательно должен быть сверстан в несколько колонок. Между читателем и событием — стекло. Рубрики такие рубрики.
В то же время самым симпатичным средством массовой информации на айпэде является Flipboard — чуть ли не шуточное приложение, которое автоматически верстает простейшую псевдогазету из любого потока сообщений, будь то ваш собственный твиттер или лента фейсбука. Листать интересно, на все можно щелкнуть, системы комментариев устроены здорово. Другое дело, что мои друзья в фейсбуке — те еще журналисты. Их фотографии с пляжа — не то, что я хотел бы видеть за завтраком.
Мы опять имеем дело с феноменом, которому нет названия. Заключается он в следующем: есть люди, которые умеют делать клевые штуковины для планшетов. Есть люди, которые знают толк в хорошей журналистике. Но почему-то судьба никогда не сводит их вместе: они ходят в разные рестораны, выпивают на разных вечеринках и крутят педали в спортзалах на соседних улицах. Почему так происходит — не знаю, но кому-то давно пора свести этих людей вместе. Возможно, здесь есть повод для стартапа.
Интерактивные возможности The Daily поражают воображение