Гид Irish Film Festival
Irish Film Festival с каждым годом становится масштабнее и уже давно не укладывается в неделю. Помимо стендапа, концертов и театральной программы, в ее рамках пройдет кинофестиваль — причем впервые с отдельной документальной секцией. Что там стоит смотреть — в гиде «Воздуха».
Историческая драма
«Зал Джимми»
Каннский хит прошлого года, фильм живого классика Кена Лоуча. 20-е годы прошлого века, коммунист Джимми Гролтон возвращается в Ирландию из Америки, куда до этого бежал после участия в войне за независимость. Он надеется спокойно осесть в доме своей матери и по просьбам трудящихся открывает старый танцевальный зал, которым когда-то владел его отец. В крошечном городе людям делать нечего, и зал Джимми быстро становится главным культурным центром: женщины тут собираются рукодельничать и сплетничать, мужчины обсуждают дела, для молодежи и всех желающих открывается литературный кружок, а по вечерам — танцы, включая модный джаз, вызывающий вопросы у местного духовенства. Слово за слово конфликт из-за танцев перерастает в серьезное классовое противостояние по поводу свободы личности, заканчивается все довольно печально.
Как уже было справделиво отмечено в здешней прессе, на нашей территории эта не блещущая новаторством, но крепко сделанная историческая постановка превращается в актуальное политическое кино: сначала одни запрещают другим танцевать и читать стихи, потом судят за оперные постановки, а дальше — выдворяют из страны за обладание вторым паспортом.
Разудалый байопик
«Хорошие вибрации»
История энтузиаста по имени Терри Хули, который вырос в Белфасте, очень любил музыку и решил открыть свой виниловый магазин в 70-х — как раз в то время, когда по улицам было опасно даже ходить, не то что устраивать на них панк-концерты. Центральная мысль тут примерно та же, что и в «Зале Джимми», только заканчивается все на более мажорной ноте: пережив несколько банкротств, лейбл Good Vibrations сегодня скорее жив, чем мертв (хоть и с переменным успехом), и уж точно жив сам Хули, которого несоклько лет назад поклонники даже пытались выдвинуть на пост мэра (он с достоинством отказался: «В правительстве Белфаста и без меня достаточно идиотов»).
Здесь есть все, что нужно байопику: Дилан Моран во второстепенной роли, попойки в музыкальном магазине, танцующие на концерте школьники в полупустом спортивном зале, концерт по сбору средств, куда пускают всех бесплатно просто потому, что ни у кого нет этих самых средств. И, конечно, разладившаяся из-за преданности местной панк-сцене семейная жизнь главного героя, который в моменты особенной душевной грусти трогательно садится на диван выпивать под The Shangri-Las. Местами наивный, но в целом — очень человечный и достаточно духоподъемный фильм про то, как один хороший человек упустил всю выгоду, чтобы иметь возможность кричать со сцены, что Good Vibrations — это не звукозаписывающий лейбл, а стиль жизни.
Семейная трагикомедия
«Золото»
Юная Эбби живет с матерью и отчимом, который по совместительству выполняет роль ее тренера: Эбби — бегунья, она тренируется каждый день, обожает отчима и периодически пересматривает нелепые записи видеоуроков, которые он когда-то сделал в надежде прославиться. Однажды перед их домом появляется неказистый мужчина, достает из куртки помятое письмо двенадцатилетней давности и зачитывает оттуда: «Заезжай, когда захочешь, Рей». Мужчина — настоящий отец Эбби, письмо написано ее мамой, как раз 12 лет назад он уехал из города после попытки покончить с собой, и с тех пор от него не было ни слуху ни духу. Глава семьи таким раскладом не очень доволен, но когда видит, что гость ложится спать в машине у них на лужайке, сжалившись, ненадолго пускает его пожить. Из-за этого у всех, разумеется, начинается куча проблем.
Первое и главное достоинство «Золота» — Мейси Уилльямс, ей сам бог велел появиться в роли подростка, который испытывает пытливый интерес к собственному отцу и при этом каждый день не забывает посылать его ко всем чертям. Второе, не менее важное, — то, как на протяжении фильма с отличными диалогами и таймингом комедия и драма меняют друг друга, не теряя накала. В конце почти никто не остается доволен и счастлив, но возникает то чувство, которое и должно в конце по правилам жанра возникать: жизнь идет, и все, наверное, как-нибудь образуется.
Эстетский триллер
«Канал»
Щуплый киноархивист Дэвид живет с женой, похожей на супермодель 90-х, и маленьким сыном переезжает в новый дом. Дела у него не ладятся, супруга как-то слишком приветливо общается с коллегами по работе на светском вечере, где на Дэвида все смотрят сверху вниз, его собственная партнерша по работе, наоборот, постоянно бросает томные взгляды, но он этого как-то не замечает. Вскоре его жена пропадает, и он вообще перестает что-либо замечать, кроме странных голосов, стуков и неясно откуда возникающих теней на стенах, которые никто, кроме него, не видит. Внимательно изучив пленку, которую подруга нашла в местном архиве, он находит на ней материалы по расследованию убийства, случившегося в их доме в 1902 году. Постепенно все встает на свои места: не упокоенные призраки из прошлого, расследование из настоящего, все как положено.
Слово «эстетский» применительно к «Каналу» легко можно было бы заменить на «выпендрежный» — столько в нем можно найти планов, напоминающих лучшие клипы 90-х или что-нибудь в духе фильма «Останься» с Райаном Гослингом. Все эти глянцевитые планы туалетов в граффити и с мигающим освещением, подсвеченных красным спален, отблесков луны в воде городского канала успешно складываются в 90 минут твистов, которые отлично держат ритм.
Документальная программа
«Ирландский паб»
Документальная программа, оправдывая свое существование, в первую очередь рассказывает о важных явлениях ирландской культуры. Помимо впечатляющего полотна «Один миллион дублинцев» о самом большом ирландском кладбище Гласневин и «Покорителей волн», сообщающих миру о доблестных ирландских серферах, в программе есть кино про пабы. Много о нем не скажешь — по сути это просто хождение авторов из одного старого традиционного семейного заведения в другое и разговоры с владельцами, рассказывающими о том, какие в пабе должны быть стены и потолок, в чем его суть и как их деды и отцы разливали клиентам стаут и виски. Впрочем, этого краткого описания должно быть достаточно, чтобы отправиться его смотреть и составить после просмотра список обязательных к посещению заведений.
«Каменистая дорога в Дублин»
Архивная социальная критика — фильм Питера Леннона 1967 года, участвовавший от Ирландии в каннской Неделе критики, но запрещенный после этого к показу на родине. Манифест социальной и политической несправедливости ирландской жизни 60-х — национализм, воинствующие католики, ущемление гражданских прав — попал в итоге в прокат лишь в 90-х. На фестивале «Дорогу» покажут двойным сеансом с получасовым документальным фильмом 2004 года о том, как фильм создавался.
Лучшее из «Беспощадного ока»
Ирландское скетч-шоу Дэвида МакСевиджа, предыдущие выпуски уже привозили на Irish Week с большим успехом. Беспощадная и бессовестная сатира на все, включая пародируемую авторами форму чопорного британского документального фильма. На фестивале покажут подборку лучшего из последнего сезона, и она может быть рекомендована к просмотру всем, кто ощущает острую нехватку едкой политической сатиры в окружающем эфире.
«Сломанная песня»
В рифму к «Хорошим вибрациям», где беспорядки 70-х находят выражение в первой белфастской панк-волне, черно-белая «Песня» рассказывает про уличных рэперов Северного Дублина, которые точно так же пытаются осмыслить окружающий их бардак и хаос сегодняшнего дня.
«Элиза Линч: Королева Парагвая»
Irish Film Festival открылся вчера и будет идти до 22 марта. Расписание сеансов можно посмотреть на afisha.ru.