Гид Десятый Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
Нынешний фестиваль спектаклей для детей «Арлекин», давно заработавший репутацию детской «Золотой маски», имеет две вполне замечательные особенности. Во-первых, его конкурсная да и почти вся офф-афиша составлены из спектаклей молодых режиссеров, во-вторых, все постановщики, за редким исключением, — женщины, которые с азартом молодых матерей талантливо и осмысленно играют в детские игры.
«Суббота каждый день»
Детская фантастика в стиле камерной клоунады
Серия сказочных рассказов про небывалого персонажа Субастика, придуманного нашим немецким современником Паулем Мааром, знакома петербуржцам по спектаклю ТЮЗа «Неделя, полная суббот», грубоватой клоунаде про то, как в обыкновенном городе появилось необыкновенное существо: вечный ребенок, со всеми его достоинствами и недостатками, но главное — с обезоруживающей искренностью. На множество взрослых находится один, способный его понять. В спектакле, поставленном молодым режиссером Екатериной Корабельник в Мытищах, Субастик появляется в тележке из супермаркета: у него непослушные вихры Незнайки и нос пятачком. Самое ценное в этой постановке, что в камерном формате режиссер добилась того, что клоунская стилистика не заслонила тех тонких взаимоотношений между взрослым и ребенком, важнее которых ничего не может быть, и показала их крупным планом без фальши.
Зазеркалье, пт 19 апреля, 19.00
«Поучительные истории о волшебных превращениях»
Замечательный образец театра из подручных средств
Спектакль создан командой петербургского режиссера Светланы Озерской (постоянно базируется в Музее Анны Ахматовой). В основе сюжета — две сказки Вильгельма Гауфа, в одной из которых злая колдунья обратила мальчика в карлика («Карлик Нос»), в другой — коварный волшебник сделал красавца-калифа и его визиря птицами. Злое волшебство уравновешивается позитивной театральной магией: палки, платок, яблоки, капуста оборачиваются мальчиком, старухой, аистом, принцессой.
Зазеркалье, сб 20 апреля, 11.00, 13.00
«Чук и Гек»
«Сноу-шоу» на тему программной повести Гайдара
Клоунада «Чук и Гек» создавалась молодым петербургским режиссером Марией Критской и ее командой для фестиваля в Стамсунне — совместно с Северным визуальным театром из Норвегии. В результате Гайдар — в смысле литература — переплавился в чисто театральные образы вполне мифологического толка. Два актера, напялив шерстяные шапки-чепчики, шаровары и валенки с калошами, превратились в двух универсальных — то есть совершенно узнаваемых в любой части света мальчиков, которые отправляются на север: не в какой-то конкретный поселок, указанный в телеграмме от отца, а в пространство фантазии, где белое одеяло становится вечным снежным покровом, буфет со стеклами из реального льда — и избушкой, и печкой в ней, а лыжи — одни на всех — выполняют функцию ковра-самолета.
Зазеркалье, сб 20 апреля, 17.00
«Тим Талер, или Проданный смех»
Убедительная история про то, что деньги не приносят счастья
Портовый, подчеркнуто холодный пейзаж. Металлические цистерны, корабельные канаты, лесенки, раскуроченные трамвайные сидения и над всем этим кричащие неоновые вывески создают атмосферу равнодушного города начала XX века, в данном случае Гамбурга. Человеку здесь холодно и неуютно, ребенку — особенно. Десятилетнего Тима Талера, героя сказочной повести немецкого автора Джеймса Крюса, в его рассказах о горестях и напастях поддерживает разве что джаз-бенд, разместившийся на верхотуре. Нищее семейство Талеров в ярких костюмах ютится здесь же, среди бочек, по которым скачет от нечего делать Тим, обладающий задорным нравом. Поначалу. Пока не появляется на сцене герой с фамилией Треч (прочтите от конца к началу) и внешностью агента Смита из «Матрицы», но только в клетчатом пиджаке. В спектакле несомненно талантливой Полины Стружковой придумано намного больше, чем сказано. Но к финалу ей все же удается привести достаточно аргументов в пользу тезиса «не в деньгах счастье».
Театр на Литейном, сб 20 апреля, 19.00
«Волшебное кольцо»
Оригинальная интерпретация сказки, известной по культовому мультику
Гладкоструганное дерево, холсты, ивовые прутья создают сценографию, до которой хочется дотронуться. Герои спектакля молодого режиссера Ирины Латынниковой по известной сказке Бориса Шергина тоже не грешат «тюзятиной», ибо созданы по кукольному принципу: кошка — из меховой горжетки, собачка — из телогрейки, змея Скарапея — из веревки. Воображение включается мгновенно, чему способствует северороссийский говорок и поморские частушки. Это необходимое возвращение к фольклорным корням, которые почти повсеместно уже вытеснены поп-культурой.
Зазеркалье, вс 21апреля, 19.00
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Ироничная и страстная затея талантливой молодежи Красноярского ТЮЗа
Действие происходит на абсолютно пустой сцене — она же пространство сна мальчика Саши Пушкина. Костюмы героев просты и наминают мамино рукоделие для утренника в детском саду, но страсти при этом кипят нешуточные, и колдовство, созданное, переданное исключительно интонационно, по-настоящему пугает. 33-летий Роман Феодори уже несколько лет возглавляет Красноярский ТЮЗ, превратив его в один из самых любопытных театров российской провинции. Работа актеров в этом и других спектаклях напоминает заговор взрослых, умеющих играть в общую — или, как говорят в театре, ансамблевую — захватывающую игру.
Театр «Буфф», пн 22 апреля, 11.00
«Дети неба»
Десятки мифов ханты и манси в цельном действе о сотворении мира
Спектакль по ханты-мансийскому эпосу режиссеров Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова разыгрывается в пространстве огромного чума, зрители сидят на полу и крутят головами, чтобы не упустить ничего важного. В действии использован только природный материал и аутентичные народные инструменты и естественные шумы, а костюмы сшиты мастерицами со стойбища по всем канонами изготовления традиционных одеяний. Это на редкость цельное зрелище на грани театра и фольклорного представления, что собственно театру вовсе не мешает.
ТЮЗ им. А.А.Брянцева, пн 22 апреля, 16.00
«Щелкунчик»
Изрядно облегченный, но не испорченный Гофман
На огромной сцене много воздуха и света. Чайковский местами аранжирован в стиле драм-энд-бейс. Мари Штальбаум борется с Мышильдой с помощью проверенных, надежных Человека-паука, Бэтмена и Супермена. И от этого знакомая сказка только выигрывает. У петербургского режиссера Галины Ждановой есть некоторый опыт по приближению классики к современности: постановка «Ромео и Джульетты» в петербургском Театре на Литейном была посвящена пагубной страсти к гламуру. В отличие от шекспировской истории в гофмановском сюжете режиссера Ждановой нет ничего страшного. Мыши напоминают инопланетных созданий и больше интригуют, а инфернальный в первоисточнике дядюшка Дроссельмейер выглядит чуть ли не Дедом Морозом.
Балтийский дом, пн 22 апреля, 19.00
«У ковчега в восемь»
История всемирного потопа для средних школьников
Едва ли не самую популярную на российских просторах детскую пьесу — «У ковчега в восемь» немца Ульриха Хуба — на сей раз поставил в Норильске петербургский режиссер Егор Чернышов. Но главный козырь спектакля о том, как на борт Ноева ковчега во время потопа пробрались три пингвина, — сценография петербургского же художника Фемистокла Атмадзаса. Зрители рассажены на сцене, лишенной всякого убранства, — так что создается необходимое ощущение пугающей бездны вокруг. Все действие сконцентрировано на круге, над которым на мачтах и дугах зависают знаки и предметы. Все максимально строго, аскетично и серьезно. Животные — в данном случае пингвины — решают нешуточный вопрос: существует ли Бог и, если да, то где. Цель спектакля — донести до школьников простую, на первый взгляд, мысль, что поиски надо вести не снаружи, а внутри себя.
Балтийский дом, вт 23 апреля, 19.00
«Конек-горбунок»
Иван-дурак против соблазнов современности
При входе зрителям выдают бахилы, чтобы не испачкали домотканые половики, которыми устлана сцена-изба (на ней и публика сидит, и действие происходит). На футболках героев написано «Брат», «Брат-2», «Иван-дурак», и все остальное тоже максимально приближено по смыслу к современности. Опытный режиссер Олег Рыбкин (единственный в молодежной компании режиссеров, представляющих нынешний «Арлекин») сам с наслаждением играет в старую сказку на новый лад. Конек-Горбунок владеет восточными единоборствами, Месяц (женская роль) кокетничает, как на эстраде, Ерш Ершович выглядит заправским бандитом из лихих 90-х. Словом, к испытаниям, прописанным для Ивана автором сказки, добавляется великое множество сегодняшних соблазнов.
Зазеркалье, ср 24 апреля 11.30