Гид XI Международный театральный фестиваль «КукАrt»
Отмечающий нынче десятилетие своего существования международный фестиваль кукольных театров «КукArt» делает ставку на эксперимент. Девизом одиннадцатого «Кукарта» условно могла бы стать сентенция «Кукольный — не значит детский». Так что не только на спектаклях фестивальной афиши для старшего школьного возраста, но и на тех, где указано ограничение 0+, взрослые гарантированно не почувствуют себя только сопровождающими.
«Ника», совместный проект Duda Paiva Company, MAAS Company (Нидерланды) и «Интерстудио» (Петербург, Россия)
Выпускник петербургской Театральной академии в спектакле знаменитого Дуды Пайвы
Голландец бразильского происхождения Дуда Пайва — один из самых известных на планете кукольников. Выступает он — один или с помощниками — с поролоновыми куклами в человеческий рост и управляется с ними столь виртуозно, что эффект анимации случается полный. На сей раз сам Дуда Пайва выступит лишь как режиссер, а к публике выйдет выпускник петербургской Театральной академии, а в прошлом гимнаст Петр Харченко — в спектакле про то, как один парень нашел закоченевшую богиню Нику, подобрал, обогрел, а когда она выпустила крылья, поступил с ней самым что ни на есть плачевным образом. Интерес тут представляет не только сюжет, а и то, сможет ли молодой человек оживить поролон, сделать куклу полноценным партнером, как оно получается у мастера Пайвы.
Дом актера, сб 22 июня, 13.00, пн 24 июня, 13.30, 16.30
Перекресток Невского проспекта и Малой Садовой, вс 23 июня, 12.00
Кукольный театр сказки, вт 25 июня, 11.00
«Петрушка на войне», Белгородский театр кукол (Россия)
Площадной юмор на милитаристскую тему
В этом году впервые в истории «Кукарта» организаторы собрали уличную программу «Петрушки на Невском», объединив в ней множество спектаклей с участием русского Пульчинеллы, идущих по стране. Белгородский театр пригласил на постановку режиссера саратовского «Теремка» Геннадия Шугурова, известного кукольного остроумца. В его спектакле перчаточная кукла солдата Петра Петровича Уксусова, возникая над ширмой, лупит, как водится, по голове дубинкой Гитлера, созданного словно бы по эскизам Кукрыниксов. Единым фронтом с ним выступает корова с рогами, мамаша Глаша с ухватом и подруга Марфуша с метлой. Но антифашистской сатирой дело не ограничивается. Процедура современного призыва в армию, например, авторам спектакля представляется не меньшим злом.
Дом актера, сб 22 июня, 14.30
Перекресток Невского проспекта и Малой Садовой, вс 23 июня, 12.00
«Петрушка на ярмарке», театр «Бродячий вертеп» (Москва, Россия)
Тщательная реконструкция старинного вертепного представления
Московский спектакль «Петрушка на ярмарке» — не стилизация, а именно что реконструкция традиций бродячих кукольников XVIII–XIX веков. В спектакле используется петрушечный голос «пищик», объединявший русского Петрушку, итальянского Пульчинеллу, французского Полишинеля и английского Панча. А также звучит аутентичный инструмент — предшественник шарманки, колесная лира. Зрители в процессе действия разучат шутки ярмарочных зазывал и исполнят их, аккомпанируя себе на свистульках и шумовых инструментах.
Перекресток Невского проспекта и Малой Садовой, вс 23 июня, 12.00
«Mal bianco», театр «Цахес» (Италия)
«Белое безумие», спровоцированное гравюрами Кацусики Хокусая
Театр из солнечной Флоренции привозит спектакль «Белый недуг» по произведениям классика японской гравюры Кацусики Хокусая. Мастер, создавший в XVIII–XIX веках собственный стиль суримоно — технику максимально камерного и максимально подробного изображения, — вдохновил итальянскую труппу на создание пластического хоррора. Зрелище в основном опирается на один из выпусков «Манга» — зарисовок Хокусая, которые художник выпустил несколькими альбомами. Манга в переводе означает «образы без логической связи». Действие происходит за едва заметной пленкой, чуть размывающей контуры предметов и людей, актеры в белых одеждах с лицами, покрытыми белым гримом, превращаются в птиц Хокусая, осваивая подробнейшую марионеточную пластику. За нее отвечает хореограф, руководитель театра Луана Граменья. Ее полноценные соавторы — художник по свету Франческо Дживоне, который создает живые картины, скрещивая поперечные и продольные лучи. И композитор Стефано Чиарди, каждый раз заново сочиняющий музыку, похожую на вопли потусторонних существ.
ТЮЗ, вс 23 июня, 19.00
«Glosniej», Teatr Malabar Hotel (Польша) и Figurentheater Wilde & Vogel (Германия)
Зрелищный театральный опыт о потерянном рае
Спектакль — воплощение страхов и отчаяния современного человека — создан по мотивам романа американца Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко», посвященного 11 сентября. По ходу действия возникают еще и ассоциации с «Гамлетом» и «Бурей» Шекспира, сюжетами, связанными с потерей отца (читай — Бога). Мистики в спектакле не так много. История потерь героя передана с помощью театра теней, который тут же у всех на глазах делает сидящая за столом актриса — с помощью проектора и экрана. Говорящие пупсы из голливудских хорроров и «маски смерти», которые надевают на себя артисты, скорее не пугают, а смешат. Речь идет о сугубо индивидуальных, внутренних страхах, которые каждый должен преодолеть сам в процессе взросления. «Громкий!» — весьма типичный вариант польского авангарда, у которого столь богатые традиции, что в любом случае представляют интерес.
ТЮЗ, пн 24 июня, 17.00
«Бременские музыканты», Саратовский театр кукол «Теремок» (Россия)
Спектакль, который актеры постепенно вынимают из пятнадцати сундуков
Сцену пересекает длинная скамья, она же дорога. На ней – множество дорожных сундуков, с которыми разъезжают по миру бродячие комедианты. Спектакль уже упоминавшегося в этом гиде режиссера Геннадия Шугурова по популярнейшему мюзиклу Гладкова—Энтина—Ливанова — этакое «чудо из чемодана». Сам процесс извлечения актерами из каждого сундука кукол и разных деталей постановки напоминает цирковой фокус. Саратовский «Теремок» славится уникальными кукловодами, так что потрепанные жизнью пес, кот, осел и петух выглядят гораздо живее, чем персонажи советских кукольных мультиков. А вот Трубадур в этой истории вовсе не похож на хипповатого гитариста из культового мультфильма. Эта кукла — нежный, утонченный юноша, который увидел прекрасный сон и воплотил его в спектакле.
ТЮЗ, ср 26 июня, 14.00
«Муха-цокотуха», Санкт-Петербургский театр марионеток им. Деммени (Россия)
Вариация на тему «Сладкой жизни» Феллини для самых маленьких
Помимо известного всем сюжета сказки дедушки Корнея, на сцене Театра марионеток им. Деммени разыгрывается еще и параллельный, сочиненный режиссером Эдуардом Гайдаем. Муха в начальных эпизодах ежится от холода на ветру в прохудившейся горжетке — точно героиня известной песни Вертинского — и мечтает попасть в тот богемный мир, где кузнечик носит щегольское канотье, а майский жук — узконосые лакированные туфли. Пресловутая копеечка и есть пропуск в этот мир. Стоит бедной героине разбогатеть, как единственный друг — скрипач Комарик — отправляется в отставку, а рядом оказываются пестрые насекомые, срисованные художником спектакля Александром Алексеевым со страниц энциклопедии. До поры до времени новые приятели мухи кажутся весьма милыми. Даже страшнейший с виду паук поначалу действует как приличный: прикидывается фотографом и устраивает потенциальной жертве фотосессию.
Театр марионеток им. Деммени, чт 27 июня, 14.00
«Кармен», Вологодский областной театр кукол «Теремок» (Россия)
Виртуозное зрелище без слов на тему почти мифологического сюжета
Спектакль-хедлайнер всего фестиваля, лауреат знаменитого кукольного форума в сербской Суботице. Петербургский режиссер Борис Константинов, обладатель «Золотой маски», создал знойное зрелище без слов, визуально напоминающее спектакли Стуруа в тбилисском Театре им. Руставели. На сцене деревянные колеса и деревянный стол — помост для кукол. Все актеры отрастили бороды и обернулись Хосе, все актрисы подвели испанские брови, надели угольного цвета парики и примеряют на себя образ Кармен. Действие держится на четком ритме, жгучих танцах, взрывной музыке Бизе. Особая прелесть спектакля в том, что непонятно, где заканчивается актер и начинается кукла и наоборот. Гипнотизм вологодской «Кармен» — именно в этом чудесном слиянии всего со всем на почве испепеляющей страсти.
Кукольный театр сказки, чт 27 июня, 19.00
«Дюймовочка», театр кукол «Бродячая собачка» (Петербург, Россия)
Сюрреалистическая трактовка сказки Андерсена
В этом спектакле необычно все — от куклы Дюймовочки, напоминающей не куклу Барби, а Маленького принца, нарисованного Экзюпери, до Крота, чьи непомерно длинные руки отсылают к длинноногим слонам в парке Дали. Кислотных оттенков декораций тут тоже не найти — одна пастель. Действие значительно больше похоже на сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения, чем даже на сказочную реальность. Сон — не без кошмаров (за эту статью отвечает жаба с длиннющими ногами, играющая себе подобными, точно пинг-понговыми мячиками), но и не без чистой романтики финального полета-прорыва.
«Бродячая собачка», пт 28 июня, 11.00
«Крыша ехала домой», Санкт-Петербургский детский интеграционный театр «Куклы» (Россия)
Практически идеальный kids-friendly-спектакль по стихам Юнны Мориц
Тигран Сааков создал детский интеграционный театр «Куклы» три года назад. Его интеграционная функция проявляется в том, что здесь создают максимально kids-friendly спектакли. То есть в зал могут проехать дети на инвалидных колясках. А если какой трехлетка пришел в театр впервые, ему перед началом действия объяснят, что в театре может вдруг погаснуть свет, на сцене, возможно, появятся страшные герои, а в процессе действия случается и погрустить, во время специальной «писательной паузы» для оставшихся в зале зрителей устраивается интерактив, etc. Спектакль «Крыша ехала домой» создан по замечательным стихам Юнны Мориц, которые стали хитами благодаря песням Татьяны и Сергея Никитиных. На сцене — детский уголок: кресло, окошко, большие напольные часы, из которых возникают все герои, и несколько актеров с тюзовской (в самом хорошем смысле) органикой, которых дети принимают за своих с первых секунд.
«Куклы», пт 28 июня, 12.00
«Смихалковки», театр пластики рук Hand Made (Петербург, Россия)
Первый спектакль с текстом популярного петербургского коллектива
Театр пластики рук Hand Made — один из самых популярных в Петербурге коллективов. Его номера без слов, где весь образный ряд рождается исключительно с помощью гибких актерских рук в белых перчатках и флуоресцентного света, встретишь едва ли не в каждом юбилейном концерте. Из рук может сложиться солнце с живыми лучами, восходящее над водной гладью, архитектурные доминанты Петербурга, имя юбиляра, смешная рожица. Часовые спектакли Hand Made — это те же прелестные номера, только растянутые во времени. И вот впервые театр выпускает премьеру с текстом — стихами и песнями на тексты Сергея Михалкова.
Дом актера, пт 28 июня, 17.00
«Польвероне», Большой театр кукол (Петербург, Россия)
16 новелл Тонино Гуэрры, переплавленные в чистой воды театральную поэзию
Сценарист Феллини и Антониони, синьор Гуэрра, умерший год назад в возрасте 92 лет, на досуге сочинял крошечные новеллы, почти стихи в прозе. Про старика-узбека, который много лет продавал на базаре будильник — без стрелок, но тикающий, а когда нашлась покупательница, отказался его продать (обнаружил, что тиканье кажется ему сердцем, бьющимся рядом). Про другого старика, который собирал по степи обрывки фотографии солдата, вылетевшие из проходящего мимо поезда (собрал все, кроме ног, а после войны встретил безногого солдата). Про двух любовников, которые познакомились на Капри, а потом долгие годы играли в шахматы по переписке, пока он — добропорядочный английский семьянин — не получил по почте ход, убивающий королеву. И так далее и тому подобное. Театральная чаровница Яна Тумина с помощью группы актеров и нескольких предметов — упоминавшегося будильника, куколки солдата, игрушечного паровозика, четырех корыт, подвешенных к потолку и превращающихся то в люльки, то в лодки, то в гробы, то в скамейки — создала сценическую материю настолько тонкую, словно она в самом деле соткана из «солнечной пыли» (дословный перевод с итальянского слова polverone) волшебных грез.
БТК, пт 28 июня, 19.30