перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Что смотреть на фестивале «Новое кино Австрии»

С 22 по 28 апреля в московском Центре документального кино проходит фестиваль «Новое кино Австрии». «Воздух» составил краткий путеводитель по фильмам, которые на нем стоит смотреть.

Кино
Фестиваль состоит из двух небольших блоков. В первый вошли три игровых фильма, второй посвящен документальной программе, объединенной вокруг темы «смерти рабочего» о конце эпохи пролетариата. Главный мотив программы задает одноименный фильм Михаэля Главоггера, скончавшегося в прошлом году от малярии. Помимо его картины в документальную программу вошли три российских фильма, выбранных Мариной Разбежкиной, и еще два австрийских фильма, отобранные ЦДК.

«Смерть рабочего» (2005)

Фотография: Studio / Produzent

Работа Михаэля Главоггера состоит из пяти новелл и нравоучительного пролога. Первый эпизод, про шахтеров, которые добывают уголь в выработанных шахтах Донбасса, идет с перебивками на советский киноэпос о герое Стаханове. Затем друг за другом следуют рабочие, которые таскают 150-килограммовые корзины с серой из индонезийского вулкана, гигантская скотобойня нигерийского Порт-Харкорта, разбор кораблей в Пакистане и китайский сталелитейный завод, построенный почти сто лет назад (к слову, единственное из показанных в фильме полноценно работающее предприятие). Этнографический альманах довольно слабо связан с заявленной монументальной темой, но все равно интересен — примерно как передача на телеканале Discovery.

«Через года» (2015),
«Клиника Донаушпиталь» (2012)

Фотография: NGF

В двух фильмах Николауса Гейрхальтера можно наблюдать за жизнью Социально-медицинского Центра — Ост в Вене и за буднями служащих ткацкой фабрики в Нижней Австрии. Центр Ост из фильма «Клиника Донаушпиталь» входит в один из крупнейших больничных комплексов Европы и в течение года пропускает через себя пятьдесят тысяч стационарных больных и четыреста тысяч амбулаторных. Тысяча кроватей, три тысячи работников, врачебные консилиумы и армия машин в холодных подвалах, церковь и морг, провода и операции — все, что нужно знать о том, как выглядит современное медицинское учреждение. «Через года» — это трехчасовое интервью с работниками Шремской фабрики о том, что они делают с тех пор, как предприятие сократило в 2004 году почти 250 человек.

«Большой музей» (2014)

Фотография: Navigator Film

В течение двух лет Йоханнес Хольцхаузен и его съемочная группа погружались в жизнь венского Художественно-исторического музея , чтобы узнать, куда ведет каждая дверь и чем занят каждый сотрудник — от директора до уборщиков, от искусствоведов до тех, кто перетаскивает с места на место тяжеленные рамы с холстами. Здесь работник умственного труда путешествует по залам на самокате, реставраторы возятся с головами статуи и медведя, рабочий замахивается тяжеленной киркой на паркетный пол, дирекция обсуждает бюджет на брейгелевскую коллекцию, а эксперты — развеску полотен. За полтора часа потаенные пространства, артефакты и связанные с ними люди превращаются на экране в живой снимок сложноустроенного организма, анатомией которого оказывается эта лента.

«Суперэго» (2014)

Фотография: Elephant Eye Films

Ник забирается в очередной дом, чтобы украсть пару редких книг, и понимает, что его приняли за человека, нанятого присматривать за жилищем. Так он получает доступ к библиотеке, но в нагрузку ему достается компания престарелого философа и психиатра Курта Ледига — великого ученого, на которого косо смотрят коллеги за давние симпатии к Геббельсу. Ник и Курт могли бы подружиться, но им приходится спасаться от криминальных товарищей первого и обеспокоенных родственников второго, и ни о какой душеспасительной близости речь не идет. Третий фильм Беньямина Хайзенберга, режиссера из круга Берлинской школы (с Австрией его связывает копродукция). На его счету «Спящий агент» — про человека, который невольно подводит коллегу под обвинение в терроризме, и прекрасный «Грабитель», главный герой которого вышел из тюрьмы, увлекся бегом, решил, что просто так бегать скучно, и начал грабить банки.

«Вампир на кушетке» (2014)

Фотография: Thim Film

Несмешная комедия Давида Рюма про пару вампиров, проживших вместе несколько столетий. Уставший от жены, которая мечтает только о том, чтобы увидеть себя в зеркале, граф Геза фон Кезнем начинает посещать венского психиатра. Профессору, который носит окладистую бороду, курит сигары, много разговаривает про сны, он рассказывает про свою возлюбленную Надилу, обезглавленную в Константинополе турками в Средние века. На одном из приемов он замечает задвинутый за шкаф портрет девушки и требует открыть ему адрес незнакомки — она является точной копией его незабытой любимой.

«Вечная жизнь» (2015)

Фотография: dasewigeleben.at

Вольфганг Мурнбергер, несмотря на несметное количество коммерческих работ, знаменит преимущественно комедией с Морицем Бляйбтроем в роли сына еврейского коллекционера, который случайно меняется местами с бывшим другом, офицером СС. Его последний фильм — про полицейского, который после восьми лет жизни без работы, страховки и счета в банке возвращается домой в Грац. Там его ждет дырка в полу, бездомный кот и вспышки воспоминаний, перемешанные с болезненной мигренью и визитами бывших друзей.

«Наша мама — герой» (1979)

Дважды Герой Социалистического Труда, ударник производства, депутат Верховного Совета РСФСР, член ЦК ВЛКСМ, член бюро обкома КПСС, ткачиха Ивановского камвольного комбината имени В.И.Ленина, Валентина Николаевна Голубева радует советских зрителей счастливой улыбкой и звонкими обещаниями перевыполнить план, а потом перевыполняет и собственные обещания. Маленький сын Валентины Николаевны чаще видит четырехметровый портрет мамы на Аллее славы, чем ее саму, и, пока та посещает США с трудовым визитом, пишет на крохотной кухне стихи про свою маленькую роль в ее достижениях. Очень просто сделанный фильм Николая Обуховича (черно-белая официальная хроника сменяется эпизодами семейной жизни, в которой семья с Голубевой так и не встретится) был запрещен в конце 70-х к показу в ССCР за изображение общественной и духовной жизни передовика производства в примитивном свете. Он действительно предельно ясно показывает, каким бывает счастливое детство советских детей и их не менее счастливых родителей.

«Последний лимузин» (2013)

В 2010 году в один из цехов распадающегося на глазах Завода им. Лихачева (ЗИЛ) поступает заказ от Министерства обороны РФ на изготовление трех автомобилей для правительственного кортежа к юбилейному параду Победы. Про условия и финансирование мало что понятно; возвращенные в строй сотрудники цеха лимузинов хватаются за эту возможность как за мечту, собирая три парадные машины на фоне близящейся кончины предприятия. Лучший фильм и документальной программы, и фестиваля, —единственная работа Дарьи Хлесткиной, скончавшейся в начале этого года после болезни.


Фестиваль «Новое кино Австрии» начинается сегодня и продлится до 28 апреля. Расписание сеансов можно посмотреть на afisha.ru.

Ошибка в тексте
Отправить