Гид Что смотреть на фестивале NET
С 7 ноября по 10 декабря в Москве пройдет фестиваль Нового европейского театра NET. «Воздух» выбрал 10 самых интересных событий.
![Что смотреть на фестивале NET](https://img03.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/9d/09d84b50da42455b80bfba7fc1663ffd.jpg)
«Деменция» Корнеля Мундруцо
Музыкальная комедия про смерть в психиатрической лечебнице
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/a6/fa63ce16bbd54ed6bf4fa9d44ca01ca3.jpg)
Двухчасовая драма в декорациях психиатрической лечебницы подкупает зрителя жирной игрой актеров, легким эротизмом и обилием хохм, напоминающих о смерти. Корнель Мундруцо — своего рода венгерский Серебренников — моделирует ситуацию, когда нужно решить, например, кому помочь важнее — голодающим детям или превратившимся уже в овощей душевнобольным?
- Где Центр им. Мейерхольда
- Когда 15 и 16 ноября, 20.00
«Лекция о ничто» Дмитрия Волкострелова
Деликатное исполнение одного из самых необычных сочинений Джона Кейджа
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/06/1069201660ce493b838fa7523418e693.jpg)
Спектакль строго для 12 человек, места для которых располагаются по периметру вокруг большого белого куба, лицом внутрь. Внутри находятся два актера, под метроном и с соблюдением всех авторских ремарок прочитывают от начала до конца «Лекцию о ничто» — музыкальное произведение Джона Кейджа, в котором нет музыки, но есть размеренные и спокойные голоса чтецов. Текст был специально переведен командой театра Post c упором на ритмическую и структурную точность, прежде не вполне учитываемую исполнителями. Если театр — это место повышенной концентрации внимания и коллективного пребывания в едином смысловом поле, то это он.
- Где ММСИ
- Когда 17–19 ноября, 20.00
«Великая и невероятная история коммерции» Жоэля Помра
О чем говорят коммивояжеры
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/3c/43c918a31717490c87b18761b712c6eb.jpg)
Пятеро деловых мужчин собираются в одном гостиничном номере, чтобы поговорить о самом для них главном — коммерции. Сначала дело происходит в 60-е, потом в нулевые. В разнице бесед — суть «невероятной истории». Причем это все на самом деле подслушанные и записанные Жоэлем Помра (мэтром актуального французского театра) беседы вполне реальных коммивояжеров.
- Где Центр им. Мейерхольда
- Когда 19 и 20 ноября, 20.00
«Король Убю» Деклан Доннеллан
Фарсовый хоррор про очень жесткого ребенка
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/42/4429841f50bb4f4db573d812a9f2a9e2.jpg)
Кровавый хоррор с трясущимися видеопроекциями и кровищей, главный герой которого — вполне обаятельный мальчуган с жутковатым любопытством ко всякого рода патологиям. Пьеса Альфреда Жарри, написанная в самом конце XIX века, начинается с реплики: «Merdre!». А дальше рассказывается кровавая сказка про безумного Убю, убивающего всех подряд на пути к абсолютной власти. Один из самых именитых режиссеров Великобритании Деклан Доннеллан, поставив во Франции с французскими артистами чуть ли не самую заезженную французскую пьесу, вызвал у тамошней скептически настроенной критики единогласный восторг.
- Где Театр наций
- Когда 21 и 22 ноября, 20.00
«Зимний путь» Уилльяма Кентриджа
Вокальный цикл Шуберта в сопровождении сложносочиненного видеоряда
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/7d/27dcfae27086400aa2e6861304dda138.jpg)
Позднее сочинение Шуберта на мрачные стихи Вильгельма Мюллера — вокальный цикл для фортепиано и баритона — основа для технологически богатого видеоряда художника Уилльма Кентриджа.
Если мысленно добавить к концертному исполнению работу художника по костюмам, художника по свету, оператора и успех недавнего премьерного показа на Дягилевском фестивале, получится убедительный повод для серьезных ожиданий.
- Где Камерный зал Московского дома музыки
- Когда 26 ноября, 20.00
«Последняя лента Крэппа» Оскараса Коршуноваса
Моноспектакль с Юозасом Будрайтисом по Беккету
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/29/f29ef0440fd349a890e8ced707719e98.jpg)
Оказывается, спектакль по монопьесе Беккета про дряхлеющего старика, переслушивающего старые записи собственного аудиодневника, Будрайтис с Коршуновасом придумывали аж десять лет. И в этом чуть ли не главная интрига, поскольку мощь «Последней ленты Крэппа» как раз-таки в осознании прошедшего времени. Интерпретировать в пьесе практически нечего, но даже тут один из ключевых героев современного литовского театра нашел, что ввернуть. Крэпп, например, у него кидается в зрителей бананами.
- Где Студия театрального искусства
- Когда 26 и 27 ноября, 20.00
«Дыхание» Кэти Митчелл
Спектакль о перенаселении планеты, вырабатывающий сам для себя энергию
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/94/994be7f0732a4791bb910af27b7e2eb1.jpg)
Королева медиатеатра англичанка Кэти Митчелл своим берлинским спектаклем делает удивительный шаг в сторону от привычного ей жанра «снимается кино». В «Дыхании» на сцене только два человека, мужчина и женщина, крутят педали велотренажеров, вырабатывая необходимую для показа спектакля электроэнергию. Параллельно они обсуждают пути развития планеты Земля и задумываются, рожать ли им ребенка, когда нас и так уже тут почти 10 миллиардов, дышать нечем.
- Где место пока неизвестно
- Когда 29 и 30 ноября, 20.00
«Тартюф» Михаэля Тальхаймера
Главное событие прошлого сезона в немецком театре
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/d/5c/d5c74fc6de6b49e694572c6175ec17e2.jpg)
Михаэля Тальхаймера как у нас, так и в Европе знают главным образом как режиссера фантастической красоты спектакля «Эмилия Галотти» десятилетней давности (собственно, в 2005 году спектакль привозили на NET). Теперь появилась серьезная вероятность, что былой шедевр отойдет в тень «Тартюфа». Мольеровскую антиклерикальную комедию Тальхаймер ставит как будто по мотивам «Выживут только любовники» Джармуша. Немецкая критика наперебой воспевает актерскую работу Ларса Айдингера, называет спектакль «дьявольским», «безумным», «восхитительным» и «фантастическим».
- Где Театр наций
- Когда 29 и 30 ноября, 20.00
«Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи
Итальянский мастер радикального ритуала ищет момент рождения языка
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/95/c9571230815f4037a942de6fe84a2c77.jpg)
Недавно на фестивале Solo показали спектакль Ромео Кастеллуччи «Юлий Цезарь. Фрагменты», где артист через горло запихивал себе внутрь проводок с видеокамерой, и зрители весь спектакль наблюдали гигантскую видеопроекцию сокращающейся при произнесении слов гортани: наглядная иллюстрация рождения звука. В открытой репетиции (премьера — в марте) еще не открывшегося «Электротеатра Станиславский» мастер бескомпромиссного ритуала ищет момент рождения человеческого языка. Но на сей раз не в буквально анатомическом смысле. Спектакль основывается на библейском сюжете о воскрешении Лазаря. Небольшой фрагмент текста на несуществующем языке артисты будут повторять снова и снова, постепенно от слов отказываясь вовсе. По ряду причин билеты на фестивальный показ можно только выиграть в конкурсе, о котором, по-видимому, отдельно сообщат на сайте фестиваля.
- Где «Электротеатр Станиславский»
- Когда 5 декабря, 20.00
«Русские романсы» Дмитрия Волкострелова
Четыре женщины и рояль
Минималист Дмитрий Волкострелов своей премьерой наносит удар по стереотипам — в этот раз он ставит не пьесу Пряжко в одно предложение и не «Лекцию о ничто» Джона Кейджа, а натуральные русские романсы. Без декораций, четыре актрисы, рояль. При этом одной из них, по словам режиссера, нет. Выпускает спектакль на своей малой сцене Театр наций, недавно лишившийся волкостреловских «Трех дней в аду» из-за запретительной поправки к закону о государственном языке.
- Где Театр наций
- Когда 9 и 10 декабря, 20.00