перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Что смотреть на выставке «Как поехала Москва»

В Музее Москвы до конца месяца работает симпатичная выставка, посвященная истории московского общественного транспорта. «Афиша» изучила ее вместе с куратором.

Искусство
Что смотреть на выставке «Как поехала Москва»

Николай Муратов, куратор выставки: «2014-й — год 80-летия московского метрополитена, и это обусловило создание этой выставки. Мы решили не только отразить 80 лет метрополитена, а показать историю московского общественно-пассажирского транспорта от извозчика до такси, до современности нашей, взять широкий спектр — и временной, и по видам транспорта. Вот это нам, я надеюсь, удалось на данной выставке».

Документ, разрешающий заниматься частным извозом в Москве

Фотография: Наталия Куприянова

«Первый раздел выставки посвящен московскому извозу — от извозчика до такси. Этот раздел задает временной пласт всей выставки, учитывая, что извозчики давно появились на Москве, информация о них широко доходит уже в XVI–XVII веке. Профессиональные московские извозчики известны со второй половины XVIII века. А нашу выставку открывает вот этот интереснейший документ 1816 года. По сути это одно из первых водительсих удостоверений — только на извозничество.

Выдан крестьянину села Козино Михаилу Тихинову на следующий 1817 год. Их выдавала городская дума, и надо было обновлять ежегодно. Они проходили экзамен в полицейской части: экипаж в первую очередь должен был быть соответствующим образом подготовлен. Учитывался и образ жизни человека. Возможности его содержать экипаж и себя в надлежащем виде. Ну, учитывая и наклонности, понимаете, да? Вредные привычки. Все это учитывалось, и по результатам выдавался вот такой вот, например, жетон с номером извозчика. В обмен на это он платил налоги в городскую казну.

1817 год — это пушкинская Москва. В пушкинской Москве было восемь тысяч извозчиков приблизительно. А менее чем через столетие будет 19 тысяч извозчиков, это самый расцвет, на рубеже XIX и XX века. Московским городским властям, и в частности думе, так и не удалось какую-то фиксированную плату устанавливать. Извозчик и седок договаривались. Попытки ввести фиксированную плату за проезд были, но ничего не получилось — это нельзя было проконтролировать.

Работали круглосуточно — и ночью тоже. Лихачи, элита извозчиков, дежурили у ресторанов, это были их прикормленные места. Экипажи у них были замечательные, самые лучшие на Москве, они могли быстро везти. А самая элита извозчиков — это троечники, или «голуби со звоном» их называли, это владельцы русских троек».

«Форд» столетней давности

Фотография: Наталия Куприянова

«Этой машине, о которой надо обязательно рассказать, исполняется сто лет. Она практически в идеальном состоянии, на ходу. В частных московских гаражах, дореволюционных, такие машины использовались как частное такси, тогда же извозчик стал тесниться потихонечку моторным транспортом. Но такси стоило другие деньги, поэтому извозчик жил вплоть до 1939 года, когда их насчитывалось в Москве 57 человек».

Макет конки

Фотография: Наталия Куприянова

«Это макет конки, причем с двумя пристяжными парами лошадей — потому что в горку идет. Обычно коночку везла всего пара лошадей. Эта конка, со вторым открытым этажом, имеет название империал. Вагончики были иностранными, английскими в частности. Выписывались в Россию. Вероятно, из-за этого, из-за Британской империи, и называли империалом.

Самая первая конка — это 1872 год. В Москве была политехническая выставка, посвященная 200-летию рождения Петра Первого, и на ней ее пустили, если мне память не изменяет, на набережной Москвы-реки, под Кремлем. А как общественный транспорт по Москве они побежали сразу по нескольким линиям. Тогда же и первые омнибусы побежали. Это конка в горку едет, как мы видим на макете, замечательно выполненном в 30-е годы для музея нашего мастером Афанасьевым».

Трамваи на Сухаревской площади

Фотография: Наталия Куприянова

«А потом трамвай стал вытеснять активно. Впервые зазвенел он в Москве в 1899 году, 26 марта по старому стилю. Первую половину XX века Москву можно называть трамвайной. Уже до Первой мировой войны трамвайная сеть буквально как паутиной опутала всю первопрестольную. Буквально весь центр Москвы, все основные диаметральные улицы, все главные, и Тверская, и Масловка, и Маросейка, — все они в этих линиях. Трамвай оказался самым ходовым видом транспорта на долгие десятилетия. Вот это точно, первая половина XX столетия — это Москва трамвайная. Трамвай проходил даже по Красной площади, все было ими запружено.

Есть статистика по несчастным случаям на московских городских железных дорогах при конной и электрической тяге. Их было очень много, люди просто попадали под колеса, под лошадей — потому что ходили как попало по тротуарам. Только в 30-е годы правила движения стали вводить, на фотографиях с выставки можно увидеть, что пешеходы ходят где угодно. В какой-то момент трамваев стало слишком много, и стали разгружать троллейбусами потихоньку.

Вот смотрите, картина с Сухаревской площадью и рынком на ней. В первое десятилетие советской власти. Трамвай буквально в человеческом море остановился».

Снимок первого проезда по метромосту

Фотография: Наталия Куприянова

«Метромост построен в 1937 году — на этом фото можно увидеть, как один из первых поездов заезжает на метромост. И вот даже вагоновожатая сфотографировалась. Вообще, первые проекты московского метрополитена были созданы уже в 1902 году, и вот по мотивам этих проектов инженеров Кнорре и Балинского художник Каразин в том же году создал две акварели. На них можно разглядеть проект эстакады и центральный вокзал метрополитена на Москворецком мосту. Эта линия метро должна была идти до Тверской Заставы от Замоскворечья, и подразумевался проезд поезда по эстакаде через Красную площадь, у стен московского Кремля.

Кстати, нумерация поездов идет от самого первого вагона, вышедшего на пути, они не повторяются».

Старые жетоны

Фотография: Наталия Куприянова

«Жетон со звездочкой — самый первый, для проезда в метро 30-х годов. Рядом жетоны 50-х годов, а это два жетончика 90-х годов. Книги рядом — о проектах метро. Еще до революции их было много, затем в 1925 году делали для нас проект немцы, его не реализовали — 80 с лишним километров путей, 86 станций: денег не хватило. Но на самом деле, думаю, они просто опыт получили, а потом построили за два года, с 1933-го по 1935-й, свой метрополитен. Прекрасный, надо сказать, со станциями-дворцами».

Плакаты с правилами поведения

Фотография: Наталия Куприянова

«В 30-е годы Москва увеличивала население в первую очередь за счет села, люди ринулись сюда на работу, и в 1927 году население приближалось к 3 миллионам. Москва всегда имела свои непреложные правила, и приезжие эти правила должны были изучить, если они хотели жить здесь. С помощью таких плакатов они приспосабливались к московской жизни. Это все актуально и в наше время, особенно в метро».

Снимок модернистского троллейбуса

Фотография: Наталия Куприянова

«Первые троллейбусы московские, как и метро, носили имя Кагановича. Вот один из первых, скошенный, ярославского завода. Были даже двухэтажные — но оказались неудобные: надо было контактную сеть поднимать на метр, и у обычного троллейбуса рожки поднимались чуть ли не до вертикали из-за них. А у двухэтажного сеть шла буквально по крыше. А внутри высота каждого этажа небольшая, меньше метра восьмидесяти, и высоким людям было очень неудобно. Вход на два этажа обслуживала только одна дверь, задняя, для входа и выхода одновременно. Потом еще баланс, мог опрокинуться троллейбус. Так что одни сплошные неудобства.

На выставке есть еще один удивительный троллейбус. В 1950-е годы на ВДНХ пустили экскурсионный троллейбус, а потом он как обычный маршрутный работал по Москве до 1975-го. Чем он отличался от других: его называли «стекляшка» из-за широких панорамных окон и стеклянной крыши, для максимального обзора. Позволял проехать девять километров по выставке и все ее павильоны рассмотреть».

Сумка кондуктора

Фотография: Наталия Куприянова

«Музей индустриальной культуры предоставил нам вот эту небезызвестную сумку. Кондукторы появились сразу с общественным транспортом. В витринах у нас билетики разных времен. Пять копеек говорит о чем в советское время? Столько стоил проезд в автобусе. Так что это сумка кондуктора автобуса».

«Москвич»

Фотография: Наталия Куприянова

«Москвич», 1958 год. 402-й «москвич». В такси не использовался, но вместо многотонного ЗИСа, который, увы, мы не затянули бы сюда, решили «москвича» затащить. И вот такой «москвичок» изящненький, причем в хорошем состоянии, помог нам, выручил, на выставке появился. Этот автомобиль мог позволить себе представитель среднего класса, инженер государственной корпорации. Или богатый рабочий класс, высокооплачиваемые рабочие».

Проездной

Фотография: Наталия Куприянова

«Экспонат эпохи, подлинник проездного Вышинского, он имел право пользоваться всеми видами общественного транспорта бесплатно как депутат Моссовета. Это на 1951–1952 годы».

Кассовый аппарат

Фотография: Наталия Куприянова

«Это автобусный кассовый аппарат, пять копеек — цена за проезд. Они стояли прямо в автобусах, самообслуживание — опускаешь пятачок и отрываешь билетик. Иногда заходили товарищи, проверяли, купил ты билетик или нет. Все на честном слове».

Парад речных трамваев

Фотография: Наталия Куприянова

«Речной транспорт появился в 1923 году, к сожалению, у нас нет фотографий того времени, у нас с тридцатых. Но он и побежал широко с 30-х — по понятным причинам, потому что построили канал Москва — Волга и, в частности, открыли Речной вокзал. На этом фото караван судов, который идет по центру города на Первомай 1937-го. В то время речные трамваи использовались как транспорт. Это сейчас они все больше для прогулок, не так много уже по маршрутам ездят, многие пассажиры ими не так пользуются — но для прогулок их стали использовать только с 50-х годов. И для экскурсий. Но московские власти не теряют надежды придать речному транспорту, как и в первое десятилетие советской власти, функцию обслуживания пассажиров, то есть по маршруту, но речному».


Ошибка в тексте
Отправить