Гид Что смотреть на Beat Film Festival
Безумный Ли «Скретч» Перри, выстрелы Берроуза, платья Айрис Апфель, веселый поезд с музыкой и танцами — фильмы, которые нельзя пропустить на нашем любимом фестивале документалок.
«От станции к станции»
О чем О поезде, который чуть больше трех недель мчится через всю Америку от Атлантического океана к Тихому. На нем едут музыканты, фотографы, художники, танцоры, архитекторы, музыкальный критик The New Yorker и многие-многие другие — все они на камеру рассказывают о своих профессиях и размышляют о самом процессе творчества в искусстве. На каждой из десяти остановок происходит концерт, инсталляция или какой-нибудь перформанс.
Как сделан Сперва построили поезд, который сам по себе отдельное произведение искусства: по бокам кузова прикреплены светодиодные экраны, каждый вагон выполняет ту или иную функцию, будь то вагон-студия, вагон для хранения багажа или вагон 1949 года, названный в честь спонсора. Затем пригласили людей. Сделали онлайн-трансляцию, сняли 62 одноминутных ролика — вид поезда, вид с поезда, интервью, концерт — из которых и смонтировали «От станции к станции».
Чем интересен Кто-то и вправду посмотрит на это многоголосие как на исследование интересующей режиссера Дуга Эйткена темы «география современной мобильной жизни», а кто-то откроет для себя новых музыкантов. Их здесь все-таки довольно много, и некоторые представлены в самом выгодном для себя свете — например, Дэн Дикон со световым шоу или выжимающая все из себя и зрителей группа Savages.
«B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»
О чем О жизни молодежи — прежде всего музыкальной — в неспящем Западном Берлине 1980-х. Юный и неузнаваемый Бликса Баргельд говорит: «Солнце светит, мир прекрасен», Тильда Суинтон катается на велосипеде. Дикие прически, другой город за стеной, подпольные клубы, вещества, панк-рок и прочий беспредел.
Как сделан Видеодневник манкунианца Марка Ридера перемежается постановочными съемками и архивными клипами с записями концертов. Достала и доделала все это команда Клауса Мека — кстати, продюсера Фатиха Акина.
Чем интересен Иные документальные фильмы (даже о музыке) без особых проблем можно переложить в литературный вариант, но не в этом случае: тут есть на что посмотреть. То есть, с одной стороны, ничего важного не происходит, но с другой — именно эта художественно схваченная повседневность и оказывается привлекательной.
«На стиле»
О чем Мода и популярная музыка всегда шли рука об руку, но именно в хип-хопе одежда стала не менее важным атрибутом, чем собственно речитатив. О том, как так получилось и почему предельно важно быть fresh dressed, подробно рассказывает «На стиле».
Как сделан Говорящие головы, среди которых Канье Уэст и Нэс, перемежаются с фотографиями типичных образов рэперов и достаточно забавными архивными съемками вроде телепередачи «Graffiti Rock» с танцами середины 1980-х.
Чем интересен В числе прочего этот фильм раскрывает важные факторы, повлиявшие на то, что хип-хоп сегодня вездесущ. Он — о людях, которых поначалу не звали в большую индустрию, а потом, спустя годы, когда рэп захватил мир, сама индустрия начала ими вдохновляться. Просто потому, что те делали все по-своему.
«Бэнкси уделывает Нью-Йорк»
О чем О выставке уличного искусства, которую затеял Бэнкси в Нью-Йорке в октябре 2013-го, каждый день выдавая городу по одной своей работе. Не в меньшей степени — о реакции на эту выставку.
Как сделан Сам Бэнкси к фильму не имеет никакого отношения. Он склеен из интервью и съемок зрителей, выложивших в соцсети снимки его работ, а также людей, которые дрались из-за них, пытались украсть и продать.
Чем интересен Самое интересное в фильме — то же чувство, благодаря которому так популярен сам Бэнкси: современное искусство (в этом случае и вовсе стрит-арт) способно вызывать у людей очень мощную реакцию.
«Айрис»
О чем Главная героиня — Айрис Апфель, дизайнер интерьеров и коллекционер, 93-летняя на момент съемки женщина, известная модникам по гигантским очкам и украшениям (увековеченным, например, на обложке Dazed & Confused трехлетней давности). Айрис больше полувека работает в индустрии; и режиссера Альберта Мейзелса, для которого фильм «Айрис» стал одним из последних, заинтересовало, как она посвятила и продолжает посвящать ей всю себя.
Как сделан Классическая документалистика — всего умеренно понемногу: авторы неотступно ходили за Айрис по всему Нью-Йорку, добавив любительских съемок из прошлого века и несколько интервью с ее почитателями.
Чем интересен В первую очередь самой героиней, конечно же, повидавшей в своей жизни смену нескольких эпох, — это помимо огромного количества нарядов.
«Берроуз»
О чем Видеопортрет американского писателя, которому явно доставляет большое удовольствие процесс работы. Берроуз возвращается в город, где вырос, Берроуз читает рассказ, Берроуз перешучивается с Алленом Гинзбергом, Берроуз печатает, Берроуз стреляет.
Как сделан Вообще-то, фильм снимали еще в 1983-м — это был университетский проект режиссера Говарда Брукнера, который занимался им с друзьями Томом ДиЧилло (камера) и Джимом Джармушем (звук). Поразительно, конечно, что Берроуз подпустил 24-летнего Брукнера к себе настолько близко. Нынешний «Берроуз» — чуть расширенная версия, доделанная племянником режиссера.
Чем интересен Первая и одна из немногих документалок о человеке, который написал «Джанки. Гомосек» и «Голый завтрак» и который, оказывается, обладает таким приятным голосом.
«Любимый небесами»
О чем О певце уныния, американском поэте-песеннике Эллиотте Смите, скончавшемся в 34 года от двух ножевых ранений в грудь, которые он вроде бы нанес себе сам.
Как сделан Для фильма нашли неизданную музыку, поездили по городам, важным по тем или иным причинам для музыканта, сняли, что там происходит, и записали интервью людей, которые в разные моменты жизни были близки к Эллиотту.
Чем интересен Авторы могли выкрутить пафос до предела, могли привлечь внимание к обстоятельствам смерти, веществам и прочим подробностям саморазрушения своего героя. Но вместо этого им удалось сделать фильм так, что его, во-первых, одинаково интересно смотреть как шапочно знакомым с музыкой Эллиотта (например, по Уэсу Анерсону), так и тем, кто к ней давно неравнодушен. При этом от рассказа остается на удивление, что называется, светлое ощущение — и вовсе не грусти, а того самого Happiness, единожды воспетого Смитом.
«Возможности безграничны»
О чем Шотландский музыкант Эдвин Коллинз (экс Orange Juice) шесть месяцев пролежал в коме. Процесс восстановления — а Коллинз спустя годы продолжил концертную деятельность — заинтересовал документалистов Джеймса Холла и Эдварда Лавлейса.
Как сделан Для документального этот фильм снят довольно необычно — тут есть несколько очень художественно поставленных сцен, где Коллинз появляется со своей женой Грейс Максвелл. Внимание режиссера сосредоточено на том, чтобы передать, что чувствует и думает человек, который пережил удар и пытается вспомнить все. Озвучен фильм самими Максвелл и Коллинзом.
Чем интересен Собственно, этой художественностью и интересен — и еще, как пишут в англоязычных рецензиях, «красотой, найденной в трагедии».
«Зеленые дни»
О чем О вашингтонском хардкоре 1980-х и 1990-х. Из «Зеленых дней» можно узнать, как начинали Minor Threat и Rites of Spring, чем так замечательны Fugazi, как появился straight edge и что он сперва значил, а также при чем тут музыка гоу-гоу.
Как сделан Режиссер Скотт Кроуфорд еще в подростковом возрасте учредил фанзин, а несколько лет назад вновь поговорил с героями юности, объединив эти интервью с их же концертными записями (включая лучшее исполнение «Waiting Room» Fugazi) и клипами. Говорящих голов — и особенно Иэна МакКея с Генри Роллинзом, а также косвенно причастных Дейва Грола и Терстона Мура — здесь очень-очень много.
Чем интересен Детально выписанная история жанра, интересного, помимо остального, географией, в рассказах почти всех (не удалось увидеться разве что с Bad Brains) участников событий.
«Ли «Скретч» Перри: Виденье рая»
О чем Об одном из важнейших даб-музыкантах в истории, закапывавшем кассеты в землю и сжигавшем собственную студию. Многие до сих пор знают о Ли «Скретче» Перри как о человеке, благодаря которому прославился Боб Марли. В фильме Перри уже за семьдесят, выглядит он как мудрый, хоть и давно обезумевший дедушка, все еще способный записывать музыку, но замечательный как минимум фактом своего существования.
Как сделан Немецкий режиссер Фолькер Шанер тринадцать лет (!) преданно следил за Ли Перри — был с ним и в гастролях, и в студиях, и дома. Шанеру, в общем, было из чего выбирать — получившийся фильм он сам называет документальной сказкой; действительно, финальный монтаж мог бы называться «Тысяча и один лучший момент в компании Ли «Скретча» Перри».
Чем интересен Человеком, который с такой верой в собственную правоту говорит такие вещи — вроде того, что он Ной, или того, что книга, которую он положил на лицо, вот это настоящий фейсбук, — трудно не восхищаться.