перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Что смотреть на выставке «Пионеры звука»

В центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Пионеры звука», где показывают изобретения, положившие начало электронной музыке. Гид по самым интересным объектам составил для «Воздуха» куратор выставки Андрей Смирнов.

Искусство
Что смотреть на выставке «Пионеры звука»

Коллекция терменвоксов

Терменвокс — первый в истории электронный музыкальный инструмент, сконструированный в 1919–1920-х годах русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Он представляет собой аппарат с двумя антеннами: исполнитель играет на нем, совершая движения руками в электромагнитном поле этих антенн. На терменвоксе можно сыграть произведения практически любого жанра — начиная с классики и заканчивая джазом: в частности, он звучит в треках «Echoes» Pink Floyd и «Good Vibrations» Beach Boys. На выставке представлены: терменвокс Льва Термена середины 1960-х годов, современный терменвокс американца Роберта Муга, а также терменвокс британского мастера Энтони Хенка.

Синтезатор Макса Бранда

Фотография: Полина Кириленко

«Пионеры звука» — выставка-перекресток: ее герои — не только отечественные, но и западные изобретатели. Глобальный контекст необходим, для того чтобы подчеркнуть, что Советский Cоюз не только не отставал от остального мира в области музыкальных технологий, но порой и опережал другие страны. Однако, поскольку эти достижения не вписывались в рамки тоталитарной идеологии, их, по сути, вычеркнули из истории. Один из примеров западных электронных инструментов — модульный синтезатор, который Роберт Муг построил для австрийского композитора-экспериментатора Макса Бранда в 1965–1968-х годах. Его привезла в Москву Элизабет Шимана, директор Института медиаархеологии в Австрии.

Фотография: Полина Кириленко

Ритмикон

Фотография: Полина Кириленко

Ритмикон — это первая в мире ритм-машина, которую Термен изобрел в начале 1930-х годов. Всего существовало три ритмикона: два — в США, один — в Москве. Последний и демонтрируется на выставке, правда, построен он был уже в шестидесятые годы на базе Акустической лаборатории Московской консерватории, преемницы Государственного института музыкальной науки (ГИМН), который возглавлял легендарный исследователь Николай Гарбузов. Если посмотреть на этот инструмент, видно, что собран он фактически из обломков: дело в том, что, когда Термен работал над ритмиконом, в стране царила эпоха тотального дефицита. Достать детали в официальной продаже было практически невозможно, их приходилось буквально искать по свалкам. Так что в этом ритмиконе нет даже двух одинаковых гаек — тем не менее инструмент находится в рабочем состоянии, и посетители выставки смогут его услышать.

Фотография: Полина Кириленко

Гармониум

Как и ритмикон, созданный Терменом гармониум появился в консерваторской Акустической лаборатории. Выглядит он очень необычно: это аппарат с небольшой клавиатурой, множеством ручек и огромным количеством динамиков. У каждой клавиши свой генератор звуковой частоты и свой громкоговоритель. Настроить гармониум можно было не только на равномерную темперацию — музыкальный строй, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы, — но и на иные темперации. Предназначался инструмент для исследований в области психоакустики: Термен хотел понять, как человеческий мозг воспринимает и интерпретирует сложные комплексы пространственно распределенных тонов, имеющих произвольные частоты и сложные интервальные соотношения.

Терпситон

Фотография: Полина Кириленко

Терпситон — это разновидность терменвокса, которая предполагает, что исполнитель может создавать музыку с помощью танца. Антенна в терпситоне находится под поверхностью платформы, и танцовщик, расположившись на этой платформе, движениями тела управляет звуком. Правда, замысел Термена не был до конца реализован: каждый, кто играл на терменвоксе, понимает, что подобные инструменты не дают музыканту возможности двигаться свободно. Чтобы получить необходимый звук, позы нужно фиксировать. Да что там позы — приходится контролировать даже дыхание. Тем не менее терпситон Термен построил, и в Америке существовал ансамбль танцовщиц, которые на нем играли. На одной из них — Лавинии Уилльямс — Термен впоследствии женился. Представленный на выставке терпситон уже весьма пожилой Термен создал специально для Лидии Кавиной — виртуозной исполнительницы музыки на терменвоксе.

Фотография: Полина Кириленко

Секция графического звука

Когда в СССР только зарождалось звуковое кино, композитор Арсений Авраамов, конструктор Евгений Шолпо и режиссер-аниматор Михаил Цехановский принимали участие в работе над звуковой дорожкой для экспериментального фильма «План великих работ» (1929). Сам фильм, увы, не сохранился, но важно другое: увидев первую проявленную дорожку, Авраамов и его коллеги сразу поняли, что ее можно получить искусственным путем. Результатом догадки стала техника графического звука: синтеза звука с помощью света и искусственно созданной графики звуковых дорожек. Конечно, это требовало тщательных математических расчетов, но в итоге получалась простейшая музыка. В секции графического звука представлено множество видео- и фотоматериалов, связанных с деятельностью Авраамова — Шолпо — Цехановского, а также с деятельностью Рудольфа Феннингера и Оскара Фишингера, которые параллельно разрабатывали аналогичные технологии в Германии. Все эти исследователи фактически предвосхитили появление компьютерной музыки.

Мультфильмы 30-х годов

В начале 1930-х годов Николай Воинов, выпускник лаборатории Авраамова «Мультзвук», начал собственные исследования в области «бумажного» звука. Он получался за счет синтеза звуковых дорожек путем сложения вырезанных из бумаги профилей звуковых волн с помощью специального инструмента под названием «Нивотон»; фрагменты звуковой дорожки покадрово фотографировали на анимационном станке и совмещали с видеорядом. Впоследствии Воинов вошел в состав группы ИВОС (Иванов, Воинов, Сазонов), которая занималась созданием мультипликационных фильмов с синтетическими звуковыми дорожками — «Барыня» (1931), «Танец вороны» (1933), «Вор» (1934). Они и будут транслироваться на экранах.


Андрей Смирнов — директор и основатель центра электроакустической музыки «Термен-центр», научный сотрудник и преподаватель Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории, автор книги «Sound in Z», посвященной истории искусства звука в России первой половины XX века.

Ошибка в тексте
Отправить