Гид Что смотреть на Чеховском фестивале
В Москве стартовал один из самых масштабных театральных фестивалей. «Афиша» составила по нему краткий путеводитель.
Раз в два года под занавес сезона в Москву со всего мира съезжаются самые непохожие театральный коллективы.
Объединяет их наличие аутентичного колорита либо имени мэтра в афише. Таким
образом, в этом году программу можно условно поделить надвое: туристические шоу
и авторские спектакли. Исходя из ситуации, при которой регулярные гастроли
разнообразных фолк-шоу стали нормой вне каких бы то ни было фестивальных рамок,
в путеводитель включены только постановки второй категории. Фестиваль проходит
главным образом на сценах Театра им. Моссовета и Театра им. Пушкина. Полное
расписание находится здесь.
«Мещанин во дворянстве» Дени Подалидеса
Гиперклассический Мольер
Трейлер спектакля Дени Подалидеса «Мещанин во дворянстве»
«Мещанин во дворянстве» — максимально заезженная мольеровская комедия, состоящая из музыкальных и танцевальных номеров. Парижская пресса в своих восторженных отзывах на спектакль едва не забывает упомянуть режиссера, и в этом его главная заслуга — настолько достоверно спектакль притворился лишенным интерпретации. Мольер на парижской сцене — это как Островский в Малом театре, то есть нечто состоящее исключительно из штампов. Наподобие норвежского экстремала Ларса Ойно, помещающего родного Ибсена в условия дорежиссерского театра, Дени Подалидес не мудрствуя лукаво выкрутил уровень буффонной архаики до предела, и вышло чудесным образом нечто лихое, что консерваторы обычно называют молодежным.
Очень длинный трейлер спектакля Владимира Панкова «Война»
Режиссер Владимир Панков известен главным образом как изобретатель слова «Soundrama» (и соответствующего жанра на пересечении мюзикла и драмтеатра), которым назвал собственную театральную компанию. Известен не только на родине: сам факт, что новый спектакль выпущен под логотипами Эдинбургского и Чеховского фестивалей, а также объемный материал The Guardian — из ряда многочисленных тому подтверждений. «Война» сочинена к 100-летию Первой мировой; в основе — «Смерть героя» Ричарда Олдингтона, «Илиада» Гомера и «Записки кавалериста» Николая Гумилева. Объемный, но не оглушающий оркестр исполняет партитуры Артема Кима, а в толпе актеров можно разглядеть великого Игоря Ясуловича среди актеров «Гоголь-центра».
«Не забывай меня» Филиппа Жанти
Новый спектакль главного европейского волшебника
Трейлер спектакля Филиппа Жанти «Не забывай меня»
Филипп Жанти, будучи кукольником по специальности, совершенно не интересуется пересказыванием сюжета; да и вообще сюжетом как категорией. Его спектакли — это всегда чистый полет фантазии, воплощенной на границе фантастического иллюзиона и импрессионистской пантомимы. Московская публика может помнить по крайней мере два привезенных прежде спектакля Жанти: магриттовский «Край земли» с бесконечными подменами живых джентльменов картонными и шванкмайеровский «Болилок» с комическим трио взрослых младенцев. В этом ряду практически лишенный буквального заигрывания с публикой «Не забывай меня» станет логическим продолжением первого.
«Красный
табак» Джеймса Тьерре
Новая фантасмагория от внука Чарли Чаплина
Трейлер спектакля Джеймса Тьерре «Красный табак»
Мастер таинственных метаморфоз и первоклассной
пантомимы Джеймс Тьерре — штатный хедлайнер Чеховского фестиваля. О его новой
работе практически ничего не известно: пресса перечисляет закономерные
ассоциации от Улисса до Шекспира и воздает привычные почести бенефицианту.
Однако в отличие от прежних работ акробатика на сей раз уступит балету. Таким
образом, в качестве основной интриги повисают вопросы: что символизирует
гигантский металлический щит и при чем здесь табак.
«Рис» Линь Хуайминя
Душеполезный тайваньский балет
Трейлер спектакля Линь Хуайминя «Рис»
Главные герои современного азиатского балета — тайваньцы Cloud Gate — обнаружили собственную индивидуальность на пересечении аутентичных пластических традиций от гимнастических до боевых, с новейшими достижениями европейского неоклассического балета. Посему на выходе получается нечто лишенное не только лубочного повествования, но и бутафорского колорита, а главное — максимально гармоничное и осмысленное. Линь Хуайминя после этого спектакля европейская критика окрестила «певцом земли, разрушающим западные представления о времени».
«Жизнь продолжается» Сильви Гиллем
Прощальный выход великой балерины
Фрагмент одноактового балета Матса Эка «Bye» («Прощай») с Сильви Гиллем
В строке «хореография» перечислены мастодонты:
Матс Эк, Уилльям Форсайт, Акрам Хан и Расселл Малифант. И это исключительный
случай, когда важнее вторая строка: «Исполняет Сильви Гиллем». Совершенно
фантастическая балерина, с чьим именем последние лет двадцать ассоциировалось
все новое в балете, объявила о своем уходе со сцены: «Я хочу закончить выступать, пока я еще могу делать то, что делаю». Таким образом, «Жизнь продолжается» на Чеховском
фестивале — не только «the best of» великой
танцовщицы, но и последний шанс увидеть Сильви Гиллем на сцене.
«Голем» Сюзан Андрейд
Спектакль-мультфильм про восстание машин
Трейлер спектакля Сюзан Андрейд «Голем» с цитатами из критики
Британцы «1927» славятся неповторимым и чрезвычайно обаятельным авторским стилем: актеры играют на фоне мультфильмов, сочиненных в эстетике немого кино. Таков был и хит «Животные и дети занимают улицы», ставший сенсацией Чеховского фестиваля 2013 года. Таков и «Голем», при всей своей трехмерной искусственности и дружелюбном тоне задающий вполне конкретную тему: технологический прогресс есть гибель человечества.
«Ложные признания» Люка Бонди
Галантная мелодрама с Изабель Юппер
Трейлер спектакля Люка Бонди «Ложные признания»
Психологические тонкости насквозь литературных пьес Мариво с небывалой (так утверждают французы) легкостью оживляет на сцене Люк Бонди, один из рулевых режиссеров современного французского театра. Особый шарм наблюдается в том, как стыкуются нравы XVIII века с современным миром, в который поместил героев Бонди. И чтобы растопить все сердца до последнего, в главной роли на сцену выходит Изабель Юппер.