Новые детские книги Паласио, Фостер, Есеновский, Нагишкин, Яхнин
Р.Дж.Паласио «Чудо»
Воодушевляющая книга про 10-летнего мальчика — медицинскую загадку. Август Пулман из Нью-Йорка охотнее всего ходил бы по улицам в шлеме космонавта, чтобы люди не глазели на него так испуганно. Он родился с деформированным лицом, и врач в родильной палате, узрев этого «инопланетянина», упал в обморок, зато мама Августа, когда ей показали сына, увидела только его прекрасные глаза. Да, у Августа есть отважная мама, любящий папа, верная сестра, которая готова драться с каждым, кто косо посмотрит на ее брата, и несколько хороших друзей — не каждый человек на свете может похвастаться таким сокровищем. Вдобавок у Августа отличное чувство юмора, светлый ум и сильная воля. Но! Август никогда не ходил в школу, он учился дома, и вот теперь, когда ему исполнилось 10 лет, его отправляют в пятый класс обычной школы, где учатся обычные дети. Каждый из них в чем-то слаб, а в чем-то силен; кто-то мил и труслив, кто-то послушен и жесток, а кто-то смущен и обижен. Но так тяжко, как Августу, не приходится никому. Эта история о злоключениях Августа, его борьбе и победе — но не только об этом. Автор использует множественное — многоголосное — повествование: сперва рассказывает Август, затем эстафету принимает его старшая сестра Вия, затем — девочка Джун, единственный человек в школе Августа, который сел за один с ним стол в столовой, потом — предавший Августа одноклассник Джек и так далее. Все происходящее с Августом становится испытанием и для них, и читатель наблюдает, как по-разному герои справляются (или не справляются) с вихрями судьбы, которые врываются в школу вместе с этим странным мальчиком Августом. Вот она, настоящая жизнь, настоящий вызов: остаться трусливым и маленьким или стать смелым и большим. Появление Августа взрывает целый мир — ба-бах! — «велик тот, чья сила возвышает многие сердца». На сайте автора книги Р.Дж.Паласио (на самом деле писательницу зовут Рахель Джарамилло) www.rjpalacio.com можно найти много интересного про то, как была написана книга про Августа Пулмана, откуда пришел этот образ, какие песни слушают персонажи, какие фильмы и книги их вдохновляют и прочее.
Хэл Фостер «Принц Вэлиант во времена короля Артура». Том I: 1937–1938
Первый том бессмертного рыцарского комикса об отважном принце без гроша в кармане. Художник Хэл Фостер начал рисовать «Принца Вэлианта» в 1937 году и продолжал это делать до 1975 года — комикс выходил еженедельно на газетных полосах. Когда Фостер вышел на пенсию в 1975 году, дело продолжили его преемники, так что принц Вэлиант сражается с драконами, тиранами и негодными рыцарями до сих пор. Издательство Zangavar впервые на русском языке выпускает ранние фостеровские стрипы, повествующие о юных годах Вэлианта. Вместе с отцом и матерью, изгнанными королем и королевой, Вэлиант бежит из родной Скандинавии, находит убежище в британских болотах, а потом благодаря своей доблести и бесстрашию попадает в замок Камелот, в оруженосцы к одному из рыцарей короля Артура. Юный принц многократно спасает жизнь своему рыцарю и противостоит могущественной фее Моргане, заручившись поддержкой чародея Мерлина; влюбляется в прекрасную даму и теряет ее; получает звание рыцаря и покидает Камелот, проиграв на турнире; узнает жуткое пророчество о своем будущем и бросает судьбе вызов. Словом, принц попадает из огня да в полымя, приключения накатывают на него, как волны, без перебоя, заставляя сражаться за себя и за других, изобретать новые хитроумные способы спасения и щедро проявлять свое великодушие и благородство — ибо Вэлиант благороден как никто другой, что, впрочем, не мешает ему крушить вражеские головы.
Михаил Есеновский «Луна за диваном»
Поэтический сборник, в котором физика превращается по воле лирического героя, увлеченного астрономией и астрофизикой школьника, в фантастические образы. Каждое стихотворение предваряет краткая справка. К примеру: «По современным представлениям наша Вселенная возникла около 14 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва». И далее следует ураган образов — от гомерически смешных до сентиментальных. «Открывай, планета, объятья своего притяжения/для пакета с живой водой,/сорвавшегося с балкона! Для кометы,/взорвавшейся так величественно красиво:/в стороны брызги, окурки, грязь!/Только что в результате Большого взрыва/новая Вселенная под моим окном родилась!» Пассажиры метро уподобляются протонам в большом андронном коллайдере, одноклассница — созвездию Девы. Элементарные частицы заполняют кухню, черная дыра притаилась в куске сыра. Легкомысленная энтропия волнует город, теория суперструн бередит сердце. «Но зато зазвенели струны,/завибрировали мембраны,/на душе заиграли трубы,/загудели на кухнях краны./Замечаю: Земля вращается,/ощущается ускорение,/чувство счастья не помещается/в три пространственных измерения!»
Дмитрий Нагишкин «Амурские сказки»
Переиздание любимого многими сборника с Дальнего Востока. Сказки нанайцев, нивхов и ульчей пересказал в 1940-х годах писатель Дмитрий Нагишкин, а в середине 1970-х «Амурские сказки» вышли с иллюстрациями хабаровского художника Геннадия Павлишина — и это была потрясающая книга, полная уважения и любви к миру, идеальному и материальному, который достался в наследство от предков. Спустя тридцать лет этот сборник можно было найти только в интернете, куда энтузиасты выкладывали отсканированные страницы, но вот теперь книгу переиздали на бумаге — хорошая новость, просто прекрасная. (Правда, она несколько омрачается тем, что цена книги — 1000 рублей с лишним).
Рихард Вагнер «Золото Рейна»
Чистое волшебство: история проклятого кольца в иллюстрациях Павла Татарникова. «Золото Рейна» — первая часть тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга», оперного цикла о похищенном со дна Рейна золоте. Во власть сокровища попали и боги, и люди, а выкованное из него карликом-нибелунгом кольцо стало символом висящего над миром проклятия и неизбежной гибели тех, кто поставил золото превыше всего. Либретто Вагнера в этом издании приводится в пересказе Леонида Яхнина, а иллюстрации принадлежат белорусскому художнику Павлу Татарникову, большому мастеру сказочных миров и старинных легенд, и в «Золоте Рейна» его работа великолепна.