Списки Фактично самi
Журнал «Фокус» опубликовал рейтинг 25 самых успешных украинских писателей.
Ирэн Роздобудько, Лада Лузина, Андрей Кокотюха, Лесь Подервянский… вот это да; роман «Залишенець»; сборник рассказов «Звирослов»; роман в стихах, написанный по мотивам народной песни; украинский ответ «Намедни»; никакого тебе Адольфыча, никакого Алексея «Истеми» Никитина, а Курков, Жадан и Дяченко далеко не на первых местах. Что ж, судя по списку «Фокуса», Украина в культурном отношении отдрейфовала от России так далеко, как только возможно; пикейножилетные разговоры о теоретически возможном грядущем объединении не стоят выеденного яйца.
Тем не менее список — и комментарии к нему, с указанием количества проданных экземпляров и рекомендаций, с чего начать знакомство, — исключительно любопытны. Во-первых, как симптом — что там у них в голове, про что им интересно читать; во-вторых, как материал для издателей: в конце концов, если на Украине можно продать 8000 экземпляров романа, в котором «нет четкого сюжета, зато есть причудливо рассказанная история боли и одиночества в мире людей, одержимых своими зависимостями: от алкоголя, наркотиков или даже любви», — то почему бы не попробовать сделать то же самое в России? В-третьих, там описаны способы, при помощи которых они там продают свои книги: придет ли кому-нибудь в голову рекламировать некий роман как «книгу о 111 городах» — и устраивать ей презентацию 11.11.11, и продавать ее за 111 гривен? Вот где реальный мир будущего.
Характерно, что замыкает список успешных писателей автор романа, проданного в количестве 224 экземпляров. Что это за роман? «Эпическая трагедия о Павлике Морозове, который в сибирской тайге ищет богов и истину, воюет с титанами и разгадывает загадки Сфинкса. Исторические персонажи, герои мифов, пионеры, куркули, фашисты, шлюхи, привидения, черти, драконы, горгоны и медузы говорят матерными белыми стихами, дерутся, блюют и рассуждают об особенностях украинской и русской ментальностей и мироустройстве».
Черт, похоже, мы тут все пропускаем.