Первая десятка выглядит следующим образом:
1. Трилогия «Властелин Колец» Р.Р.Толкиена
2. «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса
3. «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда
4. Цикл «Хроники Дюны» Фрэнка Херберта
5. Серия «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Р.Мартина
6. «1984» Джорджа Оруэлла
7. «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
8. Трилогия Айзека Азимова «Основание»
9. «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли
10. «Американские боги» Нила Геймана
В списке всего один роман Филипа К.Дика («Снятся ли андроидам..»), есть «Бойня номер пять», есть «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк, есть «Дорога» Маккарти, есть «Хранители» Алана Мура, по несколько вещей Рэя Брэдбери, Стивена Кинга, Терри Пратчетта и Нила Стивенсона; Ефремова и Стругацких, понятное дело, нет и не предвидится (единственный русский в списке — Замятин, с «Мы», правда, не в сотне, а в топ-237, есть и такой).
Понятно, что такие списки по сути представляют собой коллективный фантазм нации, что американцев волнуют проблемы тоталитаризма, угрозы демократии, непредсказуемость будущего и возможное присутствие Других/Чужих на территории, которую они считают своей. Попроси составить такой список в России — можно не сомневаться, он будет очень отличаться от американского (притом что большинство текстов переведено и хорошо здесь известно).
Что на самом деле впечатляет, так это не отдельные позиции, а список в целом, его масса, габариты, — даже если вы читали далеко не все тексты, выглядит эта сотня, конечно, убийственно; ни в одном другом жанре, даже в том, что называется thriller, англоязычные народы не выигрывают у всех остальных с таким разгромным счетом; означает ли это, что у них есть некое врожденное преимущество — способность генерировать фантазии или, еще шире, абстрактно мыслить — или же все это объясняется вульгарнее: экономическим процветанием?