перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Списки Промежуточные итоги 2012-го. Топ-7

Водоразделом между книжными годами в России в последнее время служит non/fiction. С тех пор прошло почти полгода — и вот как выглядят предварительные итоги (не слишком утешительные).

Архив

Лучший отечественный роман

Михаил Гиголашвили «Захват Московии»

Рецензия «Афиши»: «Уже и по «Толмачу», и по «Чертову колесу» ясно было, что Гиголашвили большой — первого ряда — писатель, но на протяжении многих лет он умудрял­ся держаться как бы в тени, где-то в своем Саарбрюккене, да и писал как бы и про нас, но не на сто процентов: то про постсоветских эмигрантов, то про ­Грузию 1987 года. И теперь вот наконец — делу венец — оно, то самое, роман про здесь-и-сейчас. И какой роман».

 

Лучший сборник рассказов

Андрей Рубанов «Стыдные подвиги»

Аннотация издательства: «Новая книга «Стыдные подвиги» начата в 1996 году в тюрьме «Лефортово» и закончена в 2011-м, в июле, в день, когда автору исполнилось 42 года. Главный герой — пионер, солдат срочной службы, студент, частный предприниматель, банкир, заключенный, пресс-секретарь, кровельщик; сын, муж, отец, брат… Место действия — Москва, Электросталь, Тверская область, Чечня, снова Москва… Главная сюжетная линия — жизнь отдельно взятого человека. По имени Андрей Рубанов».

 

Лучшие мемуары

Михаил Пришвин «Дневники 1940–1941», «Дневники 1942–1943»

Аннотация издательства: «Книга М.М. Пришвина «Дневники. 1940-1941» продолжает публикацию дневника писателя, едва ли не самого масштабного и неожиданного произведения в истории русской литературы первой половины XX века. В эти годы жизнь и творчество Михаила Пришвина определяются двумя событиями: любовь и война. В дневнике воссоздается нравственно-философская парадигма представителя той части русской интеллигенции, которой в течение четверти века, начиная с 1917 г. удалось выжить и не сломиться, продолжая вопреки всему культурное освоение новой жизни. Огромный интерес представляет дневник первых трагических месяцев войны — свидетельство писателя о перевороте в народе и армии и превращении войны в Отечественную».

 

Лучший переводной роман

Джулиан Барнс «Предчувствие конца»

Рецензия «Афиши»: «Опять — стандартный барнсовский парадокс: романист — патентованный врун — в состоянии обнаружить такую правду, до какой никогда не докопается ни один автор нон-фикшна. Гроссмейстер, конечно; и конечно, на длинной дистанции Барнс обходит всех своих ровесников-соперников — и Макьюэна, и Рушди, и Эмиса».

 

Лучшая книга по культурологии

Филипп Дескола «По ту сторону природы и культуры»

Аннотация издательства: «Можно ли мыслить мир, не отличая культуру от природы? До сих пор антропология в определении своего объекта исходит из представлений о культурном разнообразии, погруженном  в природную универсальность, хотя сама эта оппозиция отсутствует во многих культурах, подлежащих антропологическому описанию. Филипп Дескола формулирует новый подход к классификации сходств и различий между человеком и его окружающей средой. Данное исследование предлагает радикальный пересмотр как основ гуманитарного знания, так и сфер его приложения. Филипп Дескола (род. в 1949 г.) — антрополог, старший научный сотрудник Высшей школы социальных исследований, с 2000 г. возглавляет кафедру антропологии природы в Коллеж де Франс и там же с 2010 г. лабораторию социальной антропологии (LAS)».

 

Лучший научпоп

Стивен Хокинг, Леонард Млодинов «Высший замысел»

Рецензия «Афиши»: «Высший замысел» представляет собой краткий очерк истории эволюции научных знаний об устройстве Вселенной — и затем презентацию самых современных представлений физиков и астрофизиков. Разумеется, никаких формул — да и вообще ничего такого, чего не поймет гуманитарий с тройкой по физике».

 

Лучшая фантастика

Феликс Пальма «Карта времени»

Рецензия «Афиши»: «Феликс Пальма испанец, еще нестарый, более-менее ровесник нынешнего литературного каудильо Карлоса Руиса Сафона («Карта времени» гораздо круче, чем все сафоновские романы, вместе взятые; такого рода «сравнения» крайне сомнительны — но надо ж как-то объяснить, что даже если у вас есть внутренняя квота на испанцев, то одним из двоих можно пожертвовать). Рассказчицкие таланты Пальмы до такой степени очевидны, что вам не нужна никакая машина времени, чтобы догадаться, что у него очень большое будущее».

 

Ошибка в тексте
Отправить