перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Списки Лучшие комиксы 2012

Очередные итоги года: Salon.com назвал 10 лучших графических романов 2012 года.

Архив

Поскольку в России в этом смысле ничего особенного, кроме выхода очередной книги геймановского «Сэндмена», не произошло — посмотрим на Америку. Любопытно, что чуть ли не в каждом втором комиксе речь так или иначе заходит о России — кто бы мог подумать, что у нас тут неисчерпаемый источник сюжетов для этого жанра.

«Blue» Пэта Гранта

Сатирическая фантазия c ностальгическими нотками — история уютного австралийского пляжного городка, жители которого обнаружили, что с какого-то момента им больше не суждено жить так, как жили их предки. В городе появляются пришельцы — синекожие осьминогоподобные твари, уверенные, что у них столько же прав проживать в Болтоне, сколько у всех остальных (несмотря на то что они едят лапшу). Большая часть романа посвящена Болтону до того момента, как он изменился после нашествия иммигрантов: идиллия, которую чужаки «разрушили», на самом деле не была раем. Иллюстрации Гранта — затейливые, забавные и изобилующие деталями. Бонус — эссе об истории австралийского комикса про серфингистов.

«Unterzakhn» Лилы Корман

Начало ХХ века, Нью-Йорк, Нижний Ист-сайд. Отсюда начинают свой путь две сестры-близняшки, которым предстоит прожить в бурные 1920-е очень разные судьбы. Слово, вынесенное в название, означает на идише «нижнее белье»; намек на то, что в жизни обеих девушек самое существенное — секс и мужчины; обе очень ранимые — и обе очень чутко реагируют на желания своего тела. Фаня становится медсестрой у женины-врача и возмущается тем, что ее хозяйка не предоставляет контрацептивы незамужним женщинам; Эстер — певичкой в борделе. Здесь есть глава-флешбэк, где описывается бегство их отца из России, от погромов. Намеренно упрощенная графическая манера Корман позволяет очень тонко описывать сложный мир еврейских иммигрантов той эпохи.

None

«Goliath» Тома Голда

Забавный комикс, исполненный в беккетовской манере, создан по мотивам библейского мифа о великане-филистимлянине, побежденном Давидом. Сказка становится притчей об абсурдности войны и героизма. Голиаф — «пятый в списке худших фехтовальщиков в своем взводе». Начальство посылает его в бой — но не в настоящий, ему просто приказано подойти к израильтянам поближе и кричать оскорбления в их сторону. Конек Голда — скругленные геометрические формы и изобилие тонкой штриховки. Ему удалось обнаружить еще один вечный смысл в этой хрестоматийной истории — причем не тот, который привыкли там видеть все остальные.

None

«Tina's Mouth: An Existential Comic Diary» Кешни Кашьяп

Американка индийского происхождения Тина — студентка второго курса в частной школе в Лос-Анджелесе. «Рот Тины» — это дневник, который она пишет; адресат ее текстов — Жан-Поль Сартр, чьи наблюдения о важности самопознания она считает особенно актуальными в юности. Классический материал школьных историй — подлые друзья, сплетники, мерзавцы, нахалы — сочетается с классическими элементами индийского семейного романа — в котором непременно присутствуют эксцентричные родители, двоюродные сестры и тетушки. Тина умная и симпатичная, а иллюстрации Кашьяп похожи на девичьи рисунки — однако в них есть невероятная «архитектурность», с помощью которой можно выразить универсальный опыт взросления и обретения индивидуальности.

None

«Gloriana» Кевина Хайзенги

Кевина Хайзенгу можно назвать Вирджинией Вулф комикса; он стремится воспроизводить ускользающие, состоящие из множества слоев моменты, впечатления и мыслительные процессы в словах и иллюстрациях. Что происходит в «Глориане»? Венди — жена Глена Ганджиса. На работе кто-то звонит ей по телефону. Пара берет несколько пакетов с зеленью и принимается мечтать о ребенке, который вот-вот должен родиться. Глен выглядывает из окна библиотеки и смотрит на закат, затем возвращается домой — а там его соседи во все глаза смотрят на огромную красную луну, которая похожа на наглядное пособие, которое должно объяснить, что такое оптические иллюзии. И точно так же как Вирджиния Вулф и Генри Джеймс понимали, что целые вселенные смыслов и эмоций могут возникнуть именно в такие вот будничные мгновения, — и пытались отдать им должное в своих текстах с помощью приема «поток сознания», — так и рисунки Хайзенги пытаются отразить время, разорванное и затопленное образами, воспоминаниями, ассоциациями и идеями. Совсем крошечная, прекрасная книжица — и внутри нее целая вселенная.

None

«Sailor Twain or The Mermaid in the Hudson» Марка Зигеля

Сначала Марк Зигель публиковал свой комикс в сети — и у него появилось множество поклонников, которых завораживали его пышные, будто углем начертанные серого цвета образы и романтический сказочный сюжет. Титульный персонаж, капитан теплохода, плававшего вверх и вниз по реке Гудзон в конце 1800-х, — далеко не единственный, кому удалось повстречать русалку в водах этой реки. Твен обнаруживает это странное существо у себя на палубе; она ранена, и тогда он прячет ее у себя в каюте — пока раны не заживут. Вскоре он начинает подозревать, что его бывший работодатель (таинственным образом исчезнувший) и писатель-отшельник могут оказаться владельцами важной информации, касающейся обитательницы реки. В романе множество второстепенных персонажей и боковых сюжетных ответвлений; «Моряк Твен» — сложносочиненное, густое повествование, не так уж часто такое встретишь в графическом романе. Правда, мифология, которая лежит в основе этих сюжетов, может показаться несколько сложной для восприятия. С другой стороны, все эти тайны такие интересные — найдется о чем подумать и новой порции поклонников.

None

«Journalism» Джо Сакко

Знаменитый Сакко не раз издавал основанные на реальных событиях комиксы о своих поездках на Ближний Восток, Балканы и другие неспокойные регионы. Эта книга — коллекция историй, которые ранее публиковались в Harper’s, Virginia Quarterly Review и The New York Times Magazine. И хотя, судя по примечаниям, сам автор часто недоволен тем, что получилось (иногда это связано с редактурой), во многих отношениях это одна из самых увлекательных его книг. Сакко настаивает, что то, чем он занимается, — это именно журналистика, и неслучайно к его детально прорисованным иллюстрациям прилагается значительное количество объяснительного текста. В более масштабных своих работах, когда он фокусируется на одном месте или одном конфликте, такая манера — чересчур дотошная — может показаться утомительной. А вот короткие вещи — репортажи из Чечни, c бесконечных перестрелок в городе Хевроне, из коммуны «неприкасаемых» в индийском штате Уттар-Прадеш и в особенности о тяжелом положении африканских беженцев на средиземноморском острове Мальта — производят впечатление очень цельных, серьезных и по-настоящему трогают душу.

None

«The Graphic Canon. Vol.1» под ред. Расса Кика

Престижная антология приглашает состоявшихся и начинающих авторов комиксов иллюстрировать великие произведения мировой литературы: «Эпос о Гильгамеше», изречения Конфуция, «Божественную комедию» и «Лондонский дневник» Босуэлла. Какие-то адаптации получаются лучше, какие-то хуже. Например, иллюстрацию Р.Крамба к утонченным мемуарам Босуэлла можно назвать гениальным, а поразительная прорисовка «Медеи» в исполнении Тори МакКенна способна заменить собой все прочие визуальные образы этой фигуры греческой трагедии. Рисунки Сеймура Чваста в стиле нуар, однако ж, больше подошли бы к «Рассказу Батской ткачихи» Чосера, чем к Данте. Тем не менее «Лисистрата» в исполнении Валери Шраг, имитирующей американские порнографические комиксы 1920-х годов, выглядит крайне забавно. Гарретт Хайндс очень поэтично нарисовал «Беовульфа», а вот «Повесть о Гэндзи» Молли Келли иначе как изнасилованием оригинала и не назовешь.

None

«Right State» Мэта Джонсона и Андреа Мутти

Без каких-либо излишеств, простой и одновременно очень изобретательно сделанный, этот политический триллер адресован поклонникам «Homeland». Действие происходит в ближайшем будущем, в 2020 году; президент — по-прежнему темнокожий, а вот основные террористические угрозы окрашены в разные цвета. Боевики правого толка, крепкие орешки консерваторы из «Партии чаепития» процветают в отдаленных, бедных аграрных районах. Сюжет комикса — проиллюстрированного, с потрясающим вкусом, Мутти — начинается с того, что Асиф, мусульманин и тайный агент спецслужб, преследует предателя-федерала, который собирается поднять восстание. Чтобы проникнуть внутрь вражеской организации, Асиф вербует консервативного умника из ток-шоу по имени Акерс, который и оказывается главным героем. Самое пикантное и умное в «Правильном государстве» это то, что Акерс — не одномерный характер, он способен на неожиданные поступки, которые выглядят правдоподобными. Славное, по-настоящему интеллектуальное развлечение.

None

«Anya’s Ghost» Веры Бросгол

Еще одна студенческая история. Начинается с того, что Аня Борзаковская, дочь русских иммигрантов, сваливается в заброшенный колодец. Там она обнаруживает скелет — и развоплощенный дух его бывшего владельца, Эмили. Желая как можно плотнее ассимилироваться и слиться со своим американским окружением, Аня сначала пытается шугануть свою новую подружку — и так ее держат за девушку со странностями, а тут еще призрак. Призрак, однако ж, демонстрирует готовность помогать ей во всем, в чем только можно — от сдачи экзаменов до привлечения внимания некоего молодого человека. В обмен за услуги бесплотного существа Аня пытается разрешить тайну убийства своей новой подружки — и информация, обнаруженная в результате расследования, оказывается по-настоящему шокирующей. История жуткая — но иллюстрации Бросгол достаточно веселые, и злоключения Ани вовсе не выглядят мрачными; то есть это скорее Джон Хьюз, чем М.Найт Шьямалан.

None

Ошибка в тексте
Отправить