перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Списки Какие книги зовут в дорогу

Топ-7 книг-магнитов

Архив

Только что вышедшая финальная, третья часть «1Q84» Харуки Мураками — из которой читатели узнают о Японии самые удивительные вещи (в какой последовательности тамошние медсестры употребляют алкоголь после работы, какими голосами кричат сборщики налогов за телевидение и в каком порядке сыновья достают кости отцов из кремационной урны), несомненно, относится к «книгам-магнитам», которые подсознательно подталкивают читателя к тому, чтобы оказаться там, где разворачиваются романные события. На самом деле случай «книга-позвала-в-дорогу» далеко не уникальный: писатели часто «актуализуют» город, остров, страну. Так Вашингтон Ирвинг «открыл» Альгамбру, Алекс Гарленд — островной Таиланд, Питер Мейл — Прованс, Алексей Иванов — Чусовую, Джейн Джекобс — район Гринвич-Виллидж.

Топ-7 книг, после которых возникает желание оказаться там, где происходит действие, может выглядеть следующим образом.

 

«Ковчег завета» Грэма Хэнкока — Эфиопия

Феноменально увлекательный документальный роман-квест про бывшего корреспондента The Economist в Восточной Африке, который, посмотрев «Индиану Джонса и утерянный Ковчег»,  обнаруживает, что история про ковчег вовсе не выдумана Спилбергом — только искать его следует в Эфиопии, где он в самом деле хранится вот уже две с половиной тысячи лет. Сломя голову, Хэнкок бросается туда — невзирая на то, что там бушует гражданская война. Она умудряется попасть на озеро Тана, в Гондар, Лалибелу и, наконец, в Аксум, где находится часовня с ковчегом, — и везде совершает поразительные открытия.

 

«Миллениум» Стига Ларссона — Стокгольм

Ларссономания привела к тому, что поток туристов, посещающих Стокгольм, увеличился на 30 процентов. Город стал Меккой, куда съезжаются паломники. Городской музей чуть ли не раз в 15 минут отправляет экскурсионные группы, которым демонстрируют дом, где жил Микаэль Блумквист, дом, в котором купила квартиру Лисбет Саландер, место, где расположена редакция «Миллениума», и так далее.

 

«Костры амбиций» Тома Вулфа — Нью-Йорк

Страшная история о манхэттенском жителе Шермане МакКое, который возомнил себя «властелином Вселенной», а затем случайно свернул не на тот выезд с шоссе, попал в неприятную ситуацию — и потерял все. Нью-Йорк притягивает к себе читателей «Завтрака у Тиффани», «Над пропастью во ржи», «Американского психопата» и «Великого Гэтсби» — но никому не удалось описать этот город так, как журналист Тому Вулфу, который превратил его в сцену для софокловской трагедии.

 

«Игра ангела» Карлоса Руиса Сафона — Каталония, Барселона

Барселона воспета и в «Тени ветра», но особенно хочется увидеть «город проклятых» — Барселону десятых-двадцатых годов ХХ века, описанную в макабрической «Игре». Где-то здесь, над лабиринтообразным Кладбищем забытых книг, разворачивается фаустианская — Мастер и Сатана — история: я-рассказчик, сочинитель палп-фикшна, неудачно дебютировавший в большой литературе, берется по заказу напоминающего Дьявола издателя Коррелли создать некий сакральный текст.

 

«Лед Бомбея» Лесли Форбс — Индия, Бомбей

Кто читал, помнит, что это история расследования убийства хиджр — странных бомбейских существ неопределенного пола, позиционирующих себя как женщин.

Форбсовский Бомбей — котел со зловонным варевом,  чрезвычайно «романное» пространство, идеальный остров для «Бури». Роман — не просто путеводитель по экзотическому городу, но настоящий портрет энтропии: здесь сталкиваются хаос и цивилизация, западная и восточная культура, яды и лекарства, кино и театр.

 

«Музей невинности» Орхана Памука — Турция, Стамбул

Душераздирающая история любви помолвленного с Сибель меланхолика Кемаля и Фюсюн (накладывающаяся на классический памуковский любовный треугольник  Турция–Европа–Азия) превратила Стамбул в место паломничества. Год назад здесь открылся настоящий музей, смысл которого так же очевиден, как смысл романа, — «научить людей гордиться своей жизнью. Я много ездил, много повидал: пока только европейцы гордятся собой, большая часть мира себя стесняется. А если бы то, что вызывает у себя стыд, было выставлено в музеях, оно бы сразу стало предметом гордости».

 

«Бангкок-8» Джона Бердетта — Таиланд, Бангкок

Серия романов, написанных от лица бангкокского полицейского и философа-буддиста, чья экзотичность простирается настолько далеко, что он еще и не берет взяток. В первом романе Сончай ведет расследование убийства американского морпеха, которого до смерти закусали кобры и задушили удавы, — идеальная затравка для того, чтобы развернуть динамичную панораму современного Таиланда.

Ошибка в тексте
Отправить