перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Saâda Bonaire, Патрик Коули, Xex, Грация и другие новые переиздания

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей». На сей раз в зоне внимания — лучшие недавние переиздания: от шедевра этноавангарда 80-х до турецкого фанка в исполнении девочки-подростка, от запрещенного индонезийского рока до саундтрека к гей-порно.

Saâda Bonaire «Saâda Bonaire»

Песни женского дуэта из Германии 80-х, записывавшего хитовый сплав из итало-диско, синт-фанка и ориентальных мотивов. Большая часть музыки издается впервые

Saâda Bonaire «Saâda Bonaire»

Как звучит 

Saâda Bonaire — идейные предшественницы Майи и группы Prince Rama, сводившие опасное очарование и загадку Востока и арабской Африки с наиболее злободневной музыкой (на тот момент таковой, несомненно, являлись разнообразные осложнения диско и танцевального постпанка). К работе привлекли знакового барбадосско-британского даб-продюсера Денниса Бовелла, работавшего с The Slits и Фелой Кути, и по звуку это хорошо слышно: песни Saâda Bonaire решительно прекрасно спродюсированы и до сих пор способны переворачивать вверх дном танцполы. Над некоторыми композициями (включая единственный изданный при жизни группы двенадцатидюймовый сингл «You Could Be More as You Are») музыканты работали на студии, принадлежащей группе Kraftwerk; там девушкам по собственному желанию подыграл знаменитый (игравший, в частности, с Чарлзом Мингусом и группой Gong) саксофонист Чарли Мариано. Помимо собственных песен, Saâda Bonaire перепели хиты Джей Джей Кейла и Джеймса Брауна, но в изобретательных каверах с трудом можно узнать оригиналы. Столкновение всех этих людей и обстоятельств не могло не породить что-то поистине прекрасное — и в итоге породило. Менеджеру компании EMI, который проигнорировал такой материал в середине восьмидесятых, выпустив только три песни, должно быть стыдно.

Чем интересно

«Saâda Bonaire» — один из наиболее состоятельных кандидатов на роль переиздания года; в танцевальной музыке — так уж точно. Чистое золото.

Patrick Cowley «School Daze»

Один из самых ярких продюсеров эпохи диско, скончавшийся от СПИДа в 1982 году в возрасте 32 лет, но умудрившийся оставить солидное наследие. «School Daze» — это доселе не издававшийся саундтрек к одноименному гей-порно

Patrick Cowley «School Daze»

Как звучит 

Никакой саундтрековой утилитарности в «School Daze» нет и в помине, да и сочинял Коули эту музыку в стол: откликнувшись на просьбу владельца жанровой киностудии Fox Studio Джона Колетти, Патрик отослал ему пленки, записанные с 1973 по 1981 годы; многие из этих композиций были сделаны еще во время обучения в колледже. Звучит на этих двух пластинках вдохновленная работами Венди Карлоса, Исао Томиты, Джорджо Мородера и других видных электронных композиторов благородная синтезаторная музыка самого широкого профиля: от вкрадчивой прогрессивной электроники и авангардных экспериментов с конкретной музыкой до прототехно и минимал-вейва.

Чем интересно

С каждым новым переизданием масштаб влияния Коули на массовую и не очень танцевальную музыку становится все более очевиден; «School Daze» — очередное и крайне весомое подкрепление статуса.

«Nightcrawler»

Grazia «Grazia»

Единственный альбом юной певицы Грации Переc, записанный в 70-х на турецком языке в Израиле

Grazia «Grazia»

Как звучит 

Предсказуемым образом похоже на анатолийский и греческий рок той же эпохи — пряная голосистая эстрада с жужжащими «Мугами», мастерски разыгранным психоделическим фанком на подложке и вообще предельно насыщенным грувом. Не говоря уже о волнительных мелодиях и особенно о сильном артистичном вокале Грации — когда слушаешь мгновенный хит «Soyle Beni», трудно поверить, что записала его исполнительница в шестнадцать лет. В восемнадцать Грация, с юного возраста выступавшая на сцене в Яффе, портовом городе и, как следствие, плавильном котле многих культур, в музыке разочаровалась и больше никогда не пела на публике.

Чем интересно

По-настоящему высококлассными аранжировками и отличными песнями. Неслучайно это с любовью подготовленное лейблом Fortuna переиздание вызвало массу восторгов в профильной прессе и у виниловых коллекционеров.

Семплер альбома

Dressed in Streams «Dressed in Streams & Azad Hind»

Собранные под одной обложкой две прошлогодние кассеты закопанского американского блэк-металлического проекта

Dressed in Streams «Dressed in Streams & Azad Hind»

Как звучит 

Как и полагается закопанскому блэк-металу — сыро, утробно, хищно и холодно. Однако тут есть и чему удивиться: в протяжных сочинениях Dressed in Streams немало места отведено Индии — ориентальные мотивы в этих гимнах безысходности неожиданно вплетены прямо в сатанинский скрежет и лязг. Причем никаких болливудских виньеток тут нет и в помине — речь идет об индийском национализме и об истории освобождения страны от колонизаторов. Кроме того, тут появляются и пафосные клавишные, и медленный погребальный постпанк, и скорбные раги.

Чем интересно

Сам по себе гибрид, придуманный Dressed in Streams, безусловно, оригинален. Да и безотносительно концепта звучит группа как надо — пуристы жанра не останутся в накладе.

Xex «Change»

Потерянный второй альбом хорошей нью-вейв-группы из Нью-Джерси

Xex «Change»

Как звучит 

Не хуже первого, «Group: Xex», переизданного тем же лейблом Dark Entries пару лет назад. Правда, по хронометражу «Change» тянет скорее на EP: в процессе записи альбома в начале восьмидесятых у Xex кончились деньги, и эти семь песен — все, что группа успела сделать в студии перед тем, как распалась. Зато экономия явно положительно сказалась на качестве материала — ничего лишнего тут нет. Звучат песни одновременно и просто, как и предполагает жанр (а это канонический американский минимал-вейв), и неглупо — все участники Xex на тот момент были студентами высших учебных заведений, потому высказывались и про Вьетнам, и про фастфуд, и про то, что «форма следует функции».

Чем интересно

Несмотря на вполне серьезную местами лирику, звучит группа легкомысленно и легковесно — и это синтезаторное варьете от умников и сейчас слушается вполне актуально.

Получасовой концерт группы в 1981 году с бонусного DVD, приложенного к каждому экземпляру «Change»

Leon Lowman «Liquid Diamonds»

Сборник сочинений малозаметного американского электронного композитора рубежа семидесятых и восьмидесятых, составленный новым архивным голландским лейблом Music from Memory

Leon Lowman «Liquid Diamonds»

Как звучит 

Расслабленная живописная электроника на стыке эмбиента и вальяжного синтетического фанка; музыка, которую три десятилетия назад было принято ставить на телевизионные заставки. Мерцающие зарисовки про океан, рассвет и сафари, озаглавленные просто: «Послушай», «Друзья», «Возвращение на луга». Особняком на пластинке стоит песня (единственная тут) «Morning Song» со второго, выходившего только на кассете альбома Лоумана, сочиненная и спетая безвестным человеком по имени Кен Праудфут — она похожа на яркие образцы сокрытой от массового потребителя психоделической поп-музыки той эпохи, то есть на Ричарда Шнайдера-младшего, Эдди Каллахана, Ника Найсли и прочих менестрелей-аутсайдеров с синтезатором в спальне.

Чем интересно

Напечатанный смешным тиражом первый альбом Лоумана нужен был автору, по слухам, чтобы хвастаться пластинкой молодым девушкам, за которыми музыкант ухаживал на род-айлендском пляже неподалеку от собственной студии. Судя по музыке, очень похоже на правду.

Kelompok Kampungan «Mencari Tuhan»

Единственный альбом индонезийской прогрессив-фолк-группы, до сих пор фактически недоступный

Kelompok Kampungan «Mencari Tuhan»

Как звучит 

Запрещенный на родине режимом Сухарто (отрывок речи которого открывает диск) сразу после выхода в свет, «Mencari Tuhan» — уникальная запись: двенадцать человек, объединенных участием в новаторском театре опального поэта Рендры, тут играют, помимо традиционного рок-инструментария, на гамелане, всевозможных перкуссиях и даже на самодельных, изобретенных группой инструментах. Протестная лирика на индонезийском языке оформлена текучим акустическим фолк-роком со сложной структурой; вообще, несмотря на национальный колорит, KK по звуку многое роднит с пышным прогрессив-фолком семидесятых — что из Британии, что из Южной Америки.

Чем интересно

Еще одно подтверждение тому, что талантливая музыка переживет любых диктаторов.

«Aku Mendegar Suara»

Jacqueline Humbert & David Rosenboom «Daytime Viewing 1979–1980»

Союз мультимедиа-художницы Жаклин Юмбер и электронного абстракциониста Дэвида Розенбума, участвовавшего в записи краеугольного сочинения Терри Райли «In C»

Jacqueline Humbert & David Rosenboom «Daytime Viewing 1979–1980»

Как звучит 

«Daytime Viewing» — это переиздание выпущенной в начале восьмидесятых кассеты, впервые сделавшее эту музыку доступной для широкого слушателя. Запись документирует аудиовизуальный перформанс дуэта, музыку для которого Розенбум написал на новаторском для того времени синтезаторе Buchla Touché, а изящную анимацию сделал на компьютере Radio Shack TRS-80 Color Computer, получившем нежное прозвище Коко. Жаклин зачитывает и поет под блаженный, невесомый и театрализованный минимал-вейв тексты о дневном телевещании и его приспешниках, связывает мыльные оперы с бытовым насилием и одиночеством и анализирует модные показы; тексты, впрочем, предельно ассоциативны. Успокоительная манера Юмбер отлично сочетается с талантливо скроенной, но ненавязчивой синтезаторной музыкой Розенбума: сорокаминутный арт-поп-спектакль пролетает совершенно незаметно.

Чем интересно

Жанр «Daytime Viewing» вполне уникален сам по себе — и особенно замечательно, что и музыка получается вполне себе выдающаяся.

Leven Signs «Hemp is Here»

Удивительный — какой мог появиться только в восьмидесятые — этнографический нововолновый опус, единственный у записавших его музыкантов, мультиинструменталиста Пита Каркута и певицы Мэгги Тернер

Leven Signs «Hemp is Here»

Как звучит 

Живительная, богатая на многовидовую перкуссию и экзотические инструменты вроде гамелана музыка на стыке арт-рока, авангардного минимал-вейва и решенной средствами саунд-дизайна экспедиции на Ближний Восток и в Тихоокеанский регион. Звучат какие-то свисточки, искаженные дисторшном духовые трубят тревогу, ритуальные барабаны поминают предков и зовут на подозрительную трапезу, гуляет свободный бас, что-то загадочное поет чудесный женский голос. Здесь есть и по-настоящему выдающиеся песни, но лучше внимательно слушать от начала до конца — затягивает.

Чем интересно

Уникальная даже для восьмидесятых пластинка — подлинные аудионаркотики, которые только на пользу душевному здоровью.

«Classroom Projects — Incredible Music Made by Children in Schools»

Тщательно собранные важным архивистом Джонни Транком записи, сделанные учениками британских музыкальных школ в период с 1959 по 1977 годы

«Classroom Projects — Incredible Music Made by Children in Schools»

Как звучит 

Название говорит само за себя: это школьные упражнения с редчайших пластинок, представлявших собой что-то вроде отчета о проделанной работе нескольких образовательных учреждений Англии. Дети и подростки здесь поют аккуратным хором и поодиночке малоизвестные народные и ритуальные песни (но не только — есть и сочиненные учениками) и сами аккомпанируют. Часть композиций на сборнике принадлежит коллективу Sounds and Silence, объединявшему учеников сразу многих школ, — и это уже свободная импровизация в исполнении подростков; сочинение «Musique Concrete», как несложно догадаться, представляет собой образец вполне себе серьезной конкретной музыки.

Чем интересно

Это попросту очень интересный (и очищающий, если угодно) опыт. Одновременно с «Classroom Projects» лейбл Trunk выпустил также 85-трековую (!) компиляцию записей, сделанных в середине двадцатого века великим композитором-экспрессионистом Карлом Орфом и его ассистенткой Гунильд Кетман с их учениками; тоже крайне любопытные упражнения — что для детей, доставшихся Орфу, что для ушей слушателя двадцать первого века. Не пропустите оба диска.

Сэмплер сборника

Ошибка в тексте
Отправить