перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Пэт Мэтини, Билл Фриcелл, Роб Мазурек и другие новые джазовые альбомы

В новом выпуске рубрики, отслеживающей хорошие записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей», — десять интересных джазовых пластинок последних месяцев: от неожиданной встречи двух великих импровизаторов до джазовых каверов на Rage Against the Machine; от ветерана-многостаночника Билла Фр

Pat Metheny «Tap: John Zorn’s Book of Angels, Vol. 20»

кто это Чуть ли не самый известный в мире импровизационной музыки гитарист, непостижимым образом умудряющийся быть одновременно почти поп-звездой и авангардистом. В настоящем случае Мэтини исполняет произведения Джона Зорна. С одной стороны, это практически сенсация. С другой — странно, что они до сих пор не встречались.

как звучит Банально, но — одновременно как Мэтини и как Зорн. То есть угадываются и захватывающие еврейско-ориентальные мотивы, характерные для всей зорновской многотомной «Книги ангелов», и характерный фьюжн-звук, не без фьюжн, который Мэтини разрабатывал и с группой, и соло. Мэтини использует на этом альбоме и новейшее свое детище оркестрион: хитрое компьютерное устройство позволяет ему, играя на гитаре, заставлять звучать другие инструменты (в данном случае маримбу). Последняя композиция, «Hurmiz», в которой слышен голос дочери гитариста по имени Уиллоу, — это уже фактически фри-джаз; характерно, что самому Зорну этот номер нравится больше всего.

зачем слушать При всем уважении к Мэтини нельзя не признать, что его порой слишком усердная работа над саундом музыку если не совсем умертвляет, то делает слишком приглаженной. Материал Зорна слишком пригладить не получается.

 

«Unspoken»

 

купить в iTunes

 

 

Alexi Tuomarila Trio «Seven Hills»

кто это Еще недавно про так называемые новые фортепианные трио, исповедующие идеи, близкие покойному Эсбьорну Свенссону, нужно было специально объяснять, что они новые. Сейчас от фортепианных трио уже ждешь, что они будут в духе EST. Так вот, трио финна Алекси Туомарилы не такое. Этому пианисту ближе традиционный свинг, чем тому же Свенссону, — впрочем, мелодически он для традиционного джаза вполне нов.

как звучит Туомарила не революционер, его игра устроит традиционалиста. Но в его композициях много и не чисто джазового — здесь есть и элементы фольклора, и фрагменты, которые, если вычесть барабаны, звучали бы как академические камерные произведения первой половины двадцатого века. Впрочем, самое интересное и нехарактерное для джазовой традиции у финского трио — это обращение с формой. Скажем, в композиции «Cyan» музыканты долго-долго как будто рассматривают со всех сторон набор звуков, перекладывают их так и эдак — и вдруг это перекладывание сменяется фортепианными россыпями в правой руке, и только аккорды в левой, не так уж и хорошо различимые, напоминают о том, что происходило только что. А пьеса «Pearl» начинается с унисонных раздумий фортепиано и контрабаса, потом слышится как будто человечий вздох — и начинается уже путешествие куда-то с барабанами, и лишь изредка в гармоническом переходе контрабаса угадывается то, что предшествовало вздоху, — и замирает трио совершенно неожиданно: просто дыхание прервалось, и все.

зачем слушать Фортепианному трио необязательно заимствовать паттерны у рока или эмбиента, использовать всякие технические приспособления и даже сочинять гениальные мелодии, чтобы сделать новое высказывание в джазе.

 

«Pearl»

 

купить в iTunes

 

 

Three Fall «Realize!»

кто это Немецкое трио (тенор-саксофон/бас-кларнет, тромбон, барабаны), питомцы лейбла ACT, на котором любят джазово и неджазово обрабатывать рок-хиты. Прославились альбомом, посвященным Red Hot Chili Peppers.

как звучит Лихо, безбашенно, смешно, иногда с элементами ретро, особенно композиции тромбониста Тиля Шнайдера. Есть имитации хип-хопа и скретчинга. Ну и без рок-каверов не обошлось. Особенно обращает на себя внимание «Killing in the Name» Rage Against the Machine. Имеются также умиротворяющий, курортный кавер нирвановской «Lithium» и завораживающий, колдовской — колдплеевской «The Scientist».

зачем слушать Поднимает настроение, да и сочетание тембров уж очень живое.

 

«Chai»

 

купить в iTunes

 

 

Christian Wallumrød Ensemble «Outstairs»

кто это Норвежский пианист и композитор, один из ведущих артистов лейбла ECM начиная с 2000-х. При этом саунд у него для лейбла не слишком типичный. Любит камерное звучание и нестандартные сочетания инструментов.

как звучит Как могут звучать вместе фортепиано, труба, скрипка, тенор-саксофон, виолончель и барабаны или вибрафон? Конечно, это очень странная музыка. Таинственная. В ней полно пауз. Если «Outstairs» воспринимать как саундтрек, то к фильму, в котором почти нет действия, а сплошь какие-нибудь сумеречные городские пейзажи, глухие углы, осень, вечер, промозглость.Только отзвучали труба со струнными, как начинает что-то вытанцовывать фисгармония. Или инструменты перекликаются друг с другом диссонансами (кстати, в создании аранжировок участвовали и другие музыканты ансамбля, от этого, похоже, композиции стали более бесформенными, чем раньше). Или играют одновременно, но в разном ритме, и все спотыкаются. Пытаются сойтись, но не сходятся. Пытаются склеить пьесу из обрывков, но склеивается. И немножко нервно.

зачем слушать Если не это современная музыка, то что тогда?

 

«Folkskiss»

 

послушать на «Яндекс.Музыке» / купить в iTunes

 

 

Bill Frisell «Big Sur»

кто это На редкость многопрофильный американский гитарист (и не только гитарист), успевший и понеистовствовать в Naked City Джона Зорна, и помедитировать в записях ECM 1980-х, и поисследовать американскую музыку разных эпох, и поумиротворяться в камерной музыке того же Зорна 2010-х.

как звучит В последнее время для музыки Фриселла более всего важна связь с сельской традицией, она вся как прогулки по полям и лугам, поездки по усадьбам и ранчо (на ранчо Фриселл и сочинил музыку для этого диска). На альбоме, название которого взято у живописной местности Биг-Сюр в Калифорнии, помимо гитары, звучат скрипка, альт, виолончель и барабаны. И это очередной гимн американе и ее героям (одна из композиций носит название «We All Love Neil Young»). А может быть, гимн вообще природе и любой музыке, имеющей корни (неслучайно, наверно, в пьесе «The Animals» виолончель звучит похоже на тувинское гортанное пение). Преимущественно короткие, но очень цепкие пьесы, некоторые из них при наличии любых слов могли бы украсить какой-нибудь инди-альбом.

зачем слушать Иногда кажется, что Фриселл создает эти ясные, честные и естественные произведения прямо из воздуха. Причем возникает ощущение, что источник этот неиссякаем — уж сколько таких альбомов гитарист выпустил, а не надоедает.

 

«Big Sur Super 8»

 

купить в iTunes

 

 

Blue Cranes «Swim»

кто это Американский квинтет с двумя саксофонами, земляки и друзья The Decemberists.

как звучит До последнего времени основой характерного саунда Blue Cranes был дуэт альт-саксофона Рида Уоллсмита и тенор-саксофониста Джо Каннингема (он же Sly Pig). На «Swim» он сохраняется и продолжает определять звучание, однако в большинстве композиций к квинтету кто-нибудь добавляется, будь то струнный квартет или пила. Композиции благодаря все тому же дуэту саксофонов, а также напористым ходам клавиш отчасти тяжеловесны (любят иногда долбать по голове одной и той же нотой в басах), но их прямолинейность и созвучия пронзают нешуточно. Струнные добавляют немного света в эту мрачноватую музыку.

зачем слушать Это для тех, кто ищет чего-то, действительно находящегося на стыке рока и джаза, без заходов в душный фьюжн. Не зря Blue Cranes заприметили на лейбле Cuneiform. И не пропустите последнюю секунду последней пьесы.

 

«Everything Is Going to be Okay»

 

купить в iTunes

 

 

São Paulo Underground «Beija Flors Velho e Sujo»

кто это Бразильский проект чикагского флюгельгорниста Роба Мазурека, специалиста по собиранию авангардных и андеграундных ансамблей и оркестров.

как звучит Если не обращать внимания на грамматические правила, то название альбома переводится с португальского как «старые грязные колибри». Этих колибри в SPU трое: помимо Мазурека это бразильский перкуссионист и исполнитель на маленькой португальской гитарке кавакинью Маурисиу Такара и бразильский же клавишник Гильерми Гранаду. Все трое обильно используют электронику. И вообще звук у ансамбля такой многослойный, что, не зная, не скажешь, что играет трио. Одна из фишек SPU — топить простенькую тему флюгельгорна в шуме и гуле, разбивать ее об стену невнятных колючих звуков. Таким манером топят (да еще и с аплодисментами, да с салонным роялем), например, тему «Over the Rainbow», не очень узнаваемую. А вот мелодия из «Генералов песчаных карьеров» в финале альбома очень даже узнаваема — поневоле вздрогнешь и не сразу вспомнишь, что композитор-то был бразилец.

зачем слушать Хотя бы чтобы осознать, что в Бразилии есть не только самба, Вила-Лобос и Иван Линс.

 

«The Love I Feel For You Is More Real Than Ever»

 

купить в iTunes

 

 

Lama & Chris Speed «Lamaçal (Live at Portalegre Jazzfest)»

кто это Португальско-канадское трио (контрабас, труба, барабаны) плюс американский саксофонист и кларнетист Крис Спид. Вроде как авангард, но пытающийся быть общедоступным.

как звучит Принципы тут такие: можно, например, отказаться от ритма, но не отказываться от логичных гармонических переходов, да и подобие мелодии иногда вычеркивать. Или очень четко повторять одни и те же пассажи. Но зато в качестве компенсации растягивать удовольствие от производимых звуков при помощи различных ухищрений. Ну и электроникой развлечься — весь этот свист и шум, ничего не заслоняющий и не перекрывающий, эффектно дополняет звучание акустических инструментов. Очень много низких звуков, особенно у трубы.

зачем слушать Свежий авангард без излишних заморочек можно найти где угодно, хоть в Португалии, хоть в Канаде.

 

«Manta»

 

купить в iTunes

 

 

Mark Dresser Quintet «Nourishments»

кто это Один из ведущих контрабасистов так называемого нового джаза (играл, в частности, с Энтони Брэкстоном). С ним играет мощный звездный состав: барабанщики Том Рейни и Майкл Зарин — участники множества авангардных проектов, а саксофонист Рудреш Махантхаппа так и вовсе надежда современной импровизационной музыки.

как звучит Много драйва. Много, напротив, скупых и содержательных заявлений вроде фортепианных аккордов в композиции «Canale Rose». Много интересных звуковых сочетаний вроде фортепиано с прижатыми струнами и контрабаса, на которые позже накладываются саксофон и тромбон. Интересно, что совместная запись Дрессера с тромбонистом Майклом Дессеном происходила через интернет. Интересна структура десятиминутной композиции «Telemojo»: где-то под конец третьей минуты, после шумов и бесцельных брождений духовых, с вступлением рояля начинается нечто, похожее на джазовый мейнстрим, и продолжается, пока наконец под конец шестой минуты оно не прерывается после соло контрабаса.

зачем слушать Помимо соображений, касающихся технического прогресса, нельзя не отметить, что музыкальные идеи у закоренелых авангардистов не иссякают, и это приятно.

 

«Telemojo»

 

купить в iTunes

 

 

Goat’s Notes «Wild Nature Executives»

кто это Большой московский ансамбль импровизаторов, собранный пианистом Григорием Сандомирским и контрабасистом Владимиром Кудрявцевым. Состав может меняться, принципы — никогда. Не успели мы порадоваться, что молодые музыканты оказались в обойме авторитетного британского независимого лейбла Leo Records с дебютным альбомом, как уже и второй подоспел, концертный.

как звучит В основной состав, помимо названных, входят барабанщик Петр Талалай, скрипачка Мария Логофет, тромбонист Илья Вилков и кларнетист Андрей Бессонов. На концертах к Goat’s Notes часто присоединяются гости, в том числе необъявленные в программе. Никто из музыкантов не знает заранее, как будет развиваться происходящее на сцене. Все рождается на ходу и на глазах у зрителей. А вот прежде чем что-либо из этого попадет на альбом, материал проходит отбор у Владимира Кудрявцева. Именно он кроит, режет (но не клеит!), придумывает названия (на этом альбоме, посвященном дикой природе, многие треки как бы повествуют о ботинках, инструментах вмешательства человека в жизнь дикой природы), вставляет в буклет цитаты из Хайдеггера и Ван Гога с его картиной «Старые ботинки».

зачем слушать Goat’s Notes, конечно, не единственные у нас свободные импровизаторы (хотя таких инструментальных составов у нас больше нет). Но их открытость всему на свете, согласие работать с любыми штампами в течение минуты и готовность тут же от них отказываться подкупает. Но, пожалуй, главное на этом альбоме — это именно результат критического анализа материала Кудрявцевым. В итоге получается продукт иного свойства, чем просто концертный альбом.

 

«Jungle Walkabout»

 

Ошибка в тексте
Отправить