Бомбино, Monoswezi, Вье Фарка Туре и другие новые этнические альбомы
В очередном выпуске рубрики, отслеживающей новые хорошие записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей», — Олег Соболев о десяти заслуживающих всяческого внимания этнических записях: Кения, Марокко, Эфиопия, Индия, Мавритания и другие заповедные земли и их музыка.
Ali Mohammed Birra «Ethiopiques 28: Great Oromo Music»
что это Продолжение серии переизданий лейбла Buda Musqiue, посвященных эфиопской музыке всех мастей. На сей раз в центре внимания — Али Бирра, самый известный в родной стране певец народности оромо и главный проповедник специфической музыки, с этой самой народностью связанной. Концентрируется «Great Oromo Music» главным образом на наследии Бирры семидесятых годов.
как звучит То, что песни Бирры кардинально отличаются от творчества Махмуда Ахмеда, Тилахуна Гессессе, Алемайеху Эшете и прочих великих эфиопских певцов того времени, становится ясно практически с первых секунд диска. Музыка оромо куда более протяжная и грустная и куда менее певучая и сложная гармонически, чем песни амхарцев или народа гураге. Ее суть — странный, ведомый гитарой ритм, под который невозможно ни танцевать, ни ощущать спокойствие. Несмотря на то что к оромо принадлежал, например, Хайле Селассие, музыка этого народа в переложении Бирры ни носит вообще никакого аристократизма — она совершенно груба, неотесанна и аллергична к элегантности. Стоит, наверное, еще упомянуть о том, что поет Бирра абсолютно гениально, показывая изумительное владение голосом, правильность фразировки и дикую внутреннюю энергию — впрочем, не гениального певца на эфиопской эстраде семидесятых в принципе не найти.
чем интересно Хотя эфиопская поп-музыка сорокалетней давности исследована довольно хорошо, Али Бирра до недавнего времени оставался скорее сноской в ее богатой истории. Этот диск закрепляет по праву принадлежащее ему место в числе лучших музыкантов своей страны.
«Abba Lafa»
Bombino «Nomad»
что это Новый альбом самого популярного туарегского гитариста в мире и по совместительству большого друга Анджелины Джоли, личного любимца Роберта Планта и фаворита всех фестивалей музыки развивающихся стран. Спродюсирован «Nomad» Дэном Ауэрбахом из популярной группы The Black Keys, что не в последнюю очередь свидетельствует о статусе Бомбино.
как звучит Предыдущие альбомы музыканта были классической туарегской гитарной музыкой, полной одиночества и поэзии кочевой жизни в пустыне. По интонациям «Nomad» с ними очень схож — но из-за специфических аранжировок Ауэрбаха, сделанных по лекалам классического белого англо-саксонского блюза, оказывается куда более похожим на откровенно западный продукт. Это не плохо и не хорошо: песни Бомбино до сих пор абсолютно прекрасны своим пронзительным мелодизмом, его умение играть на гитаре по-прежнему поражает воображение, но очень чувствуется, что ему не хватает свободы. Ауэрбах постоянно ставит артиста в очень жесткие рамки и не разрешает ему уходить в пространные импровизации, явно вдохновленные столь любимым Бомбино Джими Хендриксом и бывшие на его предыдущих работах пусть и малозаметной, но отличительной особенностью. Создается ощущение, что продюсер пытается сделать из вверенной ему музыки все тех же The Black Keys, только с экзотическим уклоном, — и обидно, что это происходит в случае с Бомбино, по экспрессивности своего артистического языка группу Ауэрбаха намного превосходящим.
чем интересно При всех своих очевидных недостатках «Nomad» — это новая пластинка самого талантливого гитариста Африки, а может быть, и мира вообще.
«Azamane Tiliade»
«Kenya Special: Selected East African Recordings from the 1970s and ’80s»
что это Очередная триумфальная компиляция архивного лейбла Soundway Records — на сей раз, как следует из названия, посвященная разнообразной кенийской эстраде семидесятых и восьмидесятых.
как звучит Несмотря на географическое положение, огромную площадь, традиционное политическое влияние на континент и оставшиеся еще с колонизаторских времен прочные культурные связи с англичанами, Кения в семидесятые умудрилась оказаться одной из немногих стран Африки, в которой не народилось собственной большой эстрадной традиции. Местные артисты скорее внимательно слушали музыку Нигерии, Заира, Камеруна, Родезии — и блестяще пересаживали ее на собственную почву. «Kenya Special» — прекрасный тому пример: здесь находится место и афробиту («Mu Africa» The Rift Valley Brothers), и южной чимуренге («Ngwendeire Guita» The Lulus Band), и сукусу («Sweet Sweet Mbombo» Orchestre Baba National) — разумеется, с характерным кенийским акцентом во всех случаях.
чем интересно Несмотря на то что на «Kenya Special» нет ничего поразительно нового применительно к африканской музыке, здесь нет и плохих песен. Селекцию Soundway Records, как и всегда, произвели на пять с плюсом — редко найдешь столь всецело запоминающуюся и эффектную архивную компиляцию.
Gatanga Boys Band «Keep Change Kairitu»
Monoswezi «The Village»
кто это Интернациональный квинтет музыкантов из Мозамбика, Норвегии, Швеции и Зимбабве, исполняющих искусно аранжированную и крайне элегантную джазовую музыку с панафриканскими ритмами и мощным, преимущественно женским, вокалом.
как звучит «The Village» больше всего походит на отдельные удачные пластинки лейбла ECM семидесятых годов (на ум приходят Ян Гарбарек и Кит Джарретт), из которых искусственным методом убрали всю холодность и академизм, заменив мелодизмом и пугающей естественностью. Ритм-секция неспешно ведет за собой весь ансамбль, саксофон Халльварда Годаля своим бархатным рокотом вступает в самых нужных местах, а голоса Хоуп Масике и Калу Тсемани пропевают заковыристые мелодии, поровну берущие как из народной зимбабвийской музыки, так и из североевропейского джаза. Вроде бы эта музыка — очередной фьюжн-эксперимент, чистое притворство, в котором нет ничего выдающегося, — но за душу она все-таки цепляет.
чем интересно Подобные африкано-европейские ансамбли в последние годы стали довольно популярной темой — в этой рубрике уже освещался, например, схожий с «The Village» по методологии альбом группы Family Atlantica, — но вопросов именно к Monoswezi по поводу аутентичности, характера и качества их песен не возникает совсем.
«Kalahari»
Abdelaziz Stati «Sawt Chaouia»
что это Выложенная в интернет блогом Moroccan Tape Stash двухлетней давности кассета концертного выступления Абделазиза Стати — шестипалого марокканского скрипача, на своей родине являющегося абсолютной поп-звездой. Ни одного более раннего упоминания этой записи обнаружить не удалось.
как звучит В самом начале записи тревожно вступает несмелая скрипка, затем традиционный арабский мужской голос что-то протяжно затягивает — и кажется, будто будет тянуть все следующие сорок минут. Как бы не так: неожиданно вступает женский хор, музыка разрождается громом выводящих контрапунктные ритмы барабанов, сам Стати начинает играть и петь куда быстрей и агрессивней, а мелодические фразы повторяются, повторяются и повторяются — и в результате его песня становится больше похожа чуть ли не на The Velvet Underground, чем на марокканскую поп-музыку.
чем интересно Хотя есть явное жульничество в том, что эта кассета включена в данный список лучших новых этнических альбомов, свое место в нем она заслужила полностью: за последние месяцы музыки столь дикой, обезоруживающей своим драматизмом и внутренним напряжением, не объявлялось. И ее происхождение в данном случае совершенно не важно.
«Hebb Shaâbi»
L’Orchestre National de Mauritanie «Orchestre National de Mauritanie»
что это Как мы уже писали в рассказе о бенинской группе T.P. Orchestre Poly-Rythmo, в Африке шестидесятых и семидесятых повсеместно существовали так называемые национальные оркестры — пользовавшиеся покровительством властей поп-группы, призванные отражать идеологию своих стран посредством музыки. Этот альбом — чудом уцелевшие после пожара Национального радио Мавритании (устроенного в 1978 году противниками режима президента Моктара ульд Дадды) записи одного такого «национального оркестра» из пустынной восточноафриканской страны.
как звучит На заре своей карьеры L’Orchestre National de Mauritane уехали в Гвинею учиться у местного «национального оркестра» Bembeya Jazz National, и влияние музыки последних в песнях мавританцев слышится повсеместно: грубо говоря, присутствующие на этой пластинке песни — такой же изумительный синтез классических восточноафриканских мелодий с панафриканской поп-музыкой, какой обнаруживается и на лучших альбомах Bembeya Jazz National. Отличает мавританцев лишь необъяснимая любовь к пространным, совершенно в духе Дэвида Гилмора, гитарным соло — обратите внимание, например, на вещь «Oumletna», в которой гитара очень аккуратно выведена на первый план.
чем интересно Несмотря на ужасающее качество записи, «Orchestre National de Mauritane» — это очень живая, изобретательная и запоминающаяся музыка, безотносительно своего происхождения и времени создания. Ко всему прочему, это еще и важный исторический документ: остальное сохранившееся наследие Национального оркестра Мавритании насчитывает лишь несколько семидюймовок.
«La Mone»
послушать и купить на Bandcamp лейбла
Mukunguni «New Recordings from Coast Province, Kenya»
что это Осуществленные в сентябре 2011 года полевые записи музыки жителей кенийской деревни Мукунгуни, принадлежащих племени миджикенда. Шаманские ритуалы, любовные песнопения, свадебные и похоронные гимны — все сразу.
как звучит Жители Мукунгуни активно бьют металлом о металл, иногда отбивают затейливые ритмы на самодельных барабанах, часто — и очень проникновенно — поют, то хором, то по отдельности. В их мелодиях и песнях нет ничего такого уж уникального, но и описать их при этом не представляется возможным. Вероятно, для полного понимания этой музыки не хватает видеосвидетельств зафиксированных на этом диске повседневных ритуалов кенийских аборигенов — но и без них некоторые треки (в особенности — почти восьмиминутный обсессивно проговоренный полумарш «Mafunzo») оставляют сногсшибательное впечатление.
чем интересно Тем, что можно заново осознать, что музыка как часть быта еще жива — и что многим она строить и жить помогает в буквальном, а не фигуральном смысле.
посмотреть ролик на Vimeo / купить в iTunes
Kesarbai Kerkar «Kesarbai Kerkar»
что это Редкие песни индийской вокалистки Кесарбаи Керкар, сделавшей всего лишь несколько записей за свою 85-летнюю (1892–1977) жизнь, но считавшейся одной из лучших мастеров специфического вокального жанра восточных индийских раг. Помимо прочего, Керкар называл своей любимой певицей Рабиндранат Тагор — человек, посвятивший описанию красоты жизни почти все свое творчество.
как звучит Это действительно протяжные индийские раги — но, учитывая даты записи (в основном — тридцатые и пятидесятые годы), длящиеся максимум пять минут и благодаря зазывному, надрывному и словно рвущемуся в небеса голосу Керкар оказывающиеся вообще не похожи на любую классическую индийскую музыку. Кажется, что это поп-музыка из какой-то неведомой азиатской страны, где вместо мелодий главное — ритм и где песни плывут спокойно и решительно, словно старые реки. Как и прошлогоднее переиздание работ Устада Абдулы Карима Хана, еще одного великого индийского вокалиста, эти песни — словно о попытке отдельно взятого человека совместить в своем творчестве самое бытовое и самое возвышенное.
чем интересно Хотя бы изумительным голосом Керкар — это действительно поразительная, потрясающая, невероятная (словом, поставьте любой возвышенный эпитет, который вам придет в голову) вокалистка.
«Desi: Mare Dere Aao»
Vieux Farka Touré «Mon Pays»
кто это Вье Фарка Туре, малийский вокалист и гитарист, сын великого музыканта Али Фарка Туре. «Mon Pays» — это его четвертый сольный альбом, и посвящен он внутриполитическому кризису в Мали, разгоревшемуся в начале прошлого года и неразрешенному до сих пор.
как звучит Вроде бы альбомы младшего Фарка Туре — это все тот же малийский пустынный блюз, смешанный с традиционной музыкой народности манде, что и у его отца, и у многочисленных других малийских музыкантов. Но на деле оказывается немного не так: Вье Фарка Туре — это, во-первых, потрясающий мелодист, чьи песни, хотя и основываются на повсеместном для музыкантов его родины материале, оказываются куда более четко выстроенными и запоминающимися; во-вторых, он — гениальный инструменталист, четко наследующий стиль своего отца (которого, на секунду, мало кто из знатоков африканской музыки не назовет лучшим гитаристом в истории континента) и блестяще справляющийся как с электро-, так и с акустической гитарой; в-третьих, в его музыке есть поразительное чувство грусти, создающее напряженную меланхоличную атмосферу, по степени мрака не сравнимую даже с самыми безысходными образцами малийской музыки. Особенно трогательными на «Mon Pays» оказываются два трека, записанные с мастером инструмента кора Сидики Диабате — сыном Тумани Диабате, большого друга Али Фарка Туре и его многолетнего музыкального партнера.
чем интересно «Mon Pays» — попросту самый лучший гитарный альбом этого года, вне зависимости от своего географического происхождения.
«Ay Bakoy»
Kwaya Ya Patandi «Msifungiwe Nira Vol. 3»
что это Еще одна объявившаяся на просторах интернета кассета с интересной африканской музыкой — на сей раз легендарный блог Awesome Tapes from Africa выложил запись танзанийского госпельного хора, исполняющего собственные песни под аккомпанемент дешевого синтезатора Casio.
как звучит Действительно — как африканский госпел, записанный в присутствии одного лишь синтезатора. Тотальный аскетизм и полная кажущаяся невменяемость этой музыки придают ей невозможное очарование. Кажется, будто двадцать темнокожих человек поют на пределе своих способностей прямо у тебя в гостиной — эффект присутствия просто ошеломляющий.
чем интересно «Msifungiwe Nira Vol. 3» — одна из немногих записей, которые можно причислить к аутсайдерской музыке в ее классическом понимании. Именно поэтому смысл ее прослушивания практически такой же, как у всей другой музыки этого жанра, — из чистого человеческого интереса.
«Msifungiwe Nira»