перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Sun City Girls, Омар Соса, Феми Кути и другие новые этнические альбомы

В очередном выпуске рубрики, отслеживающей новые хорошие записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей», — Олег Соболев о десяти заслуживающих всяческого внимания этнических записях: Колумбия, Сомали, Бирма и другие заповедные земли и их музыка.

Dany F «Tropical Underground 013»

кто это Даньель Флореc, восемнадцатилетний битмейкер из города Медельин в Колумбии, работающий в различных разновидностях жанра тропический бас — популярной в южноамериканских клубах смеси дип-хауса и минимал-техно с местной традиционной музыкой вроде кумбии или чампеты.

как звучит Местами — действительно как модная лет пятнадцать назад электронная музыка, только вместо односложных битов и шорохов тут семплы со старых южноамериканских фолк-пластинок. Местами — как все те же фолк-пластинки, поставленные на неправильной скорости, дико замедлившиеся и, как следствие, проявившие непредвиденную хонтологическую красоту. От бесчисленного количества прямолинейной и буйной цифровой кумбии и прочего тропического баса Флореcа отличают некоторая неспешность и поразительная любовь к деталям, отчего танцевальная сторона в его музыке дает о себе знать только изредка: «Tropical Underground 013» — вещь скорее для вдумчивого частного прослушивания.

зачем слушать «Tropical Underground 013» — это, конечно, не квинтэссенция латиноамериканской минималистичной электроники, ушедшей к корням, но как минимум очень необычный взгляд на жанр.

пример

 

«Tabaquero»

 

послушать и скачать альбом

 

 

Dur-Dur Band «Volume 5»

кто это Самый популярный ансамбль Сомали восьмидесятых годов. До того как эта страна в девяностые погрузилась в пучину гражданской войны и стала ассоциироваться преимущественно с местными морскими пиратами, Dur-Dur Band были для ее населения богами и звездами вроде Майкла Джексона — теперь же оставшиеся в живых члены группы скромно и тихо живут в Огайо. Этот диск — переиздание их альбома 1987 года, сделанное лейблом Awesome Tapes from Africa.

как звучит Традиционный почти для всей Северной Африки бодро сыгранный фанк, сочиненный явно под влиянием нигерийского и ганского хайлайфа и конголезского сукуса — двух танцевальных жанров, бывших в то время на континенте основными. Однако не все так просто: в случае с Dur-Dur Band существенно еще и географическое положение Сомали. В музыке группы наряду с обычными карибско-африканскими мотивами явственно слышится влияние и амхарской попсы (вроде Махмуда Ахмеда), и нубийских свадебных мелодий (главным проповедником которых в те времена являлся певец Али Хассан Кубан), и ближневосточных популярных песен, и болливудских саундтреков. Эклектичной или эксцентричной эту пластинку при этом назвать никак не получается: песни у Dur-Dur Band выходили на удивление осмысленные и цельные.

зачем слушать Хотя бы чтобы понять, что Сомали — страна с какими-никакими культурными традициями, а не только десять миллионов грабящих корабли бедняков.

пример

 

«Hees gucliyo orod by Sahro Dawo»

 

купить в iTunes

 

 

Family Atlantica «Family Atlantica»

кто это Мультинациональное трио, состоящее из флейтиста видного лондонского фанкового ансамбля The Heliocentrics Джека Иглесиаса, венесуэльской фолк-певицы Лузмиры Зерпы и нигерийско-ганского перкуссиониста Кваме Крентсила.

как звучит А вот это уже удивительно эклектичная запись; с миру по нитке, вокруг света за семьдесят минут: психоделический фанк в духе тех же The Heliocentrics, румба, фри-джаз, народные латиноамериканские мелодии, сукус, эфиопские танцы (для них Family Atlantica специально выписали Мулату Астатке) — да много всего еще. Связующим звеном между пытающейся разбежаться в разные стороны музыкой на альбоме выступает голос Зерпы, поразительной вокалистки, способной как неистово кричать, так и проникновенно, на деревенский манер, петь, как выдавать замысловатые вокализы, так и точечно — прямо в сердце — проговаривать непонятные слова на незнакомом языке.

зачем слушать Даже безотносительно к этнике «Family Atlantica» — одна из самых любопытных и необычных пластинок 2013 года.

пример

 

«Escape to the Palenque (feat. Mulatu Astatke)»

 

купить в iTunes

 

 

Bassekou Kouyate & Ngoni Ba «Jama Ko»

кто это Сверхпопулярный в родном Мали и умеренно популярный среди западных поклонников местной музыки певец Бассеку Куйате и его группа, состоящая из четырех человек, каждый из которых играет на нгони — удивительном семиструнном инструменте, по звуку напоминающем звонкую электрогитару, — плюс вокалистка.

как звучит Малийские музыканты за последние несколько десятилетий заняли отдельную нишу в этнической музыке — и берут, помимо качества, еще и количеством. Бубакар Траоре, Рокиа Траоре, Али Фарка Туре, Ву Фарка Туре, Тумани Диабате и даже туареги вроде Tinariwen и Бомбино — во всей этой музыке можно найти очень узнаваемую и схожую певуче-меланхоличную народную составляющую, и Бассеку Куйате тут не исключение. На «Jama Ko», правда, в эту красивую малийскую грусть-печаль привнесен еще и хорошо ощутимый в злых переборах нгони и крикливом женском вокале элемент социальной фрустрации — пластинка была записана в течение тех нескольких недель прошлого года, когда Мали переживала очередной серьезный политический кризис: туарегское восстание достигло своего пика, президента страны с 1991 года Амаду Тумани Туре (личного, между прочим, друга Куйате) сместили, власть взяла на себя не самая популярная у народа оппозиция, и было совершенно неясно, что с Мали произойдет в ближайшее время.

зачем слушать Редкий пример современного малийского фолка, не звучащего пасторально и изнеженно.

пример

 

«Poye 2 (feat. Taj Mahal)»

 

купить в iTunes

 

 

Femi Kuti «No Place for My Dream»

кто это Старший сын Фелы Кути — самого известного нигерийского музыканта всех времен, изобретателя афробита и, вообще, человека, чьи заслуги перед мировой культурой непросто суммировать в нескольких строчках.

как звучит Как и следует ожидать, «No Place for My Dream» — это чистокровный афробит: хитроумные барабаны сходят с ума, напор духовых инструментов не ослабевает ни на секунду, сам Феми читает и напевает политически ангажированные тексты о коррупции в правительстве Нигерии, а бэк-вокалистки поддерживают его страстными выкриками. Но если песни его отца редко оказывались короче десяти минут, то Феми предпочитает работать с формами поменьше — что, с одной стороны, не всегда дает нужное развитие гипнотическому, завораживающему ритму, а с другой — оказывается как нельзя кстати для едких и мощных гражданских заявлений музыканта.

зачем слушать Чтобы осознать, что афробит — это музыка вечная: ее, похоже, невозможно ни перепридумать, ни изменить, а заложенный в нее социальный пафос будет оставаться актуальным еще очень долго.

пример

 

«The World Is Changing»

 

купить в iTunes

 

 

Mammane Sani et son Orgue «La Musique Electronique du Niger»

кто это Нигерец Маммане Сани, в конце семидесятых записавший пластинку композиций собственного сочинения, которые он сам и сыграл на электрооргане. Альбом на родине Сани стал страшно популярным — музыканта в результате даже пригласили вести собственное телевизионное шоу, — но несколько десятилетий официально не переиздавался. До нынешнего года.

как звучит Невероятно. То ли электроорган Сани был так странно настроен, то ли за давностью лет мастер-записи альбома потерпели необратимые изменения, но больше всего музыка на «La Musique Electronique du Niger» похожа на инструментальный минимал-вейв, созданный какими-нибудь уехавшими в Африку бельгийскими готами начала 80-х: в произведениях нигерца обнаруживается точно такой же тупой и прекрасный напор синтезаторного звука, как на каких-нибудь компиляциях, собранных Вероникой Васицкой. Помимо прочего, Сани, во-первых, явно был осведомлен о творчестве Терри Райли — иначе объяснить неожиданные минималистичные эмбиентовые интерлюдии, возникающие здесь, невозможно; а во-вторых, не забывал про собственные корни — его примитивные композиции все-таки звучат ужасно по-африкански.

зачем слушать Неужели нужно отвечать на вопрос, зачем слушать нигерский (!!!) минимал-вейв? Серьезно?

пример

 

«Tunan»

 

 

Omar Sosa «Eggūn: The Afri-Lectric Experience»

кто это Кубинский пианист, двадцать с лишним уже лет играющий в составе разных проектов самую разную музыку — от сальсы и народных мелодий до агрессивного фри-джаза.

как звучит Хотя формально «Eggūn» заявлен как посвящение «Kind of Blue» Майлса Дэвиса, от этого альбома не стоит ждать выдержанного по заветам мастера модального джаза. В сущности, это совершенно обычный паточный кафешный афро-кубинский джаз без всяких очевидных сюрпризов. От попадания в категорию легкомысленных и скучных пластинок лаунжевого толка «Eggūn» удерживает просто изумительное мастерство поучаствовавших в записи инструменталистов, в первую очередь — самого Сосы, почти никогда не исполняющего главную роль, а лишь искусно акцентирующего основы композиции, и замечательного трубача Джу Крауса, играющего хотя и в режиме автопилота, но лирично и проникновенно. Худший альбом из представленных в списке — но совсем не плохой.

зачем слушать Вычитывать в такой музыке скрытые смыслы — довольно бесперспективное занятие: задачи у нее, кажется, чисто утилитарные — расслаблять, успокаивать и предоставлять общую эмоциональную терапию. Учитывая, что альбом идет час и десять минут, времени для того, чтобы расслабиться, должно хватить.

пример

 

«Rumba Connection»

 

купить в iTunes

 

 

Sun City Girls «Eye Mohini: Singles, Vol. 3»

кто это Распавшаяся несколько лет назад вследствие смерти барабанщика Чарлза Гочера выдающаяся американская альтернативная группа, в своей музыке причудливо соединявшая западный авангард с народной и поп-музыкой развивающихся стран. «Eye Mohini» — третья по счету часть их антологии синглов и редкостей, выпущенных в 80-х и 90-х.

как звучит Sun City Girls всегда были неудобной для классификации группой — в их огромном каталоге записей можно найти и абсолютно авангардные импровизационные пластинки, и буквально радиопьесы, притворяющиеся альбомами, и нарочито театральный панк, и сумасбродные перепевки старых англосаксонских хитов, и многое другое. Однако «Eye Mohini» представляет одну-единственную и, наверное, самую известную грань группы: пространную, преимущественно инструментальную гитарную психоделию, вдохновленную ближне- и дальневосточной музыкой. Впрочем, как раз лучшая песня здесь — с голосом: удивительной красоты акустическая баллада «Borungku Si Derita», наверняка, как это часто за Sun City Girls водилось, позаимствованная у какого-нибудь азиатского певца семидесятых годов. И вот еще что: любое включение этой группы в список «лучших этнических альбомов» является, конечно, стопроцентным жульничеством — но, поскольку Sun City Girls, напрямую повлиявшие на массу групп в диапазоне от Animal Collective до Vampire Weekend, долгое время лучше многих справлялись с тем, чтобы доносить до западных меломанов редкую музыку третьего мира, жульничество это на сто процентов оправдано.

зачем слушать Например, для знакомства с одной из самых важных и вместе с тем уже полузабытых инди-групп в мире. Осилив этот диск, можно приступать к остальным семидесяти с лишним альбомам Sun City Girls.

пример

 

«Borungku si Derita»

 

купить в iTunes

 

 

«The Crying Princess: 78 RPM Records from Burma»

что это Новая компиляция лейбла Sublime Frequencies (начальник которого Алан Бишоп раньше как раз играл в Sun City Girls). В центре внимания — редкие пластинки на 78 оборотов из Бирмы, охватывающие 51 год, с 1909-го по 1960-й. Собрал, скомпоновал и написал прилагающуюся к пластинке книгу Роберт Миллис, автор «...I Listen to the Wind that Obliterates My Traces», лучшей архивной компиляции последних трех лет.

как звучит «The Crying Princess» — тот самый случай, когда название не врет. Через шум постаревших и найденных совершенно случайно в каких-то частных бирманских коллекциях пластинок доносятся преимущественно женские голоса, под еле слышный аккомпанемент действительно будто плачущие навзрыд: мощно, со всей силы, так, чтобы весь мир услышал. Несколько «романтических» дуэтов певцов и певиц, призванных, видимо, ослабить строй протянутых через весь диск и натянутых до предела струн загадочной бирманской души, своей напускной театральностью только усиливают драматический эффект. Играют тем временем местную деревенскую музыку — понятия «эстрада» в те времена в Бирме не существовало.

зачем слушать Чтобы лишний раз убедиться — деревенская тоска везде одинакова.

пример

 

Yadana Myit «Perfumed Forest, part 2»

 

купить в iTunes

 

 

«The Widow’s Joy: Eastern European Immigrant Dances In America, 1925–1930»

что это Первый релиз подающего огромные надежды ретроспективного лейбла Sound American — компиляция песен и танцев осевших после Первой мировой в США русинов, собранная, пожалуй, лучшим коллекционером редкой и необычной музыки первой половины прошлого века Иэном Нагоски.

как звучит Если вы в курсе, кто такие русины — ну или хотя бы смотрели первую часть фильма «Охотник на оленей», — то вам все ясно: удалые польки, мазурки и прочие восточноевропейские танцы, сыгранные в экстазе и забытьи веселья. Иногда встречаются и песенные номера — но они, в общем, такие же. Ничего удивительного в этой музыке для русского уха, возможно, нет — но исполнена она прекрасно, а главное, как всякая забытая старина, неизбежно притягивает к себе.

зачем слушать По замыслу самого лейбла Sound American, в этой коллекции стопроцентно славянских мелодий нужно пытаться расслышать нечто затаенно-американское — можете попробовать. А так под «The Widow’s Joy» хорошо выпивать.

пример

 

Pennsylvenijos Anglekasei «Butkiskiu Polka»

Ошибка в тексте
Отправить