перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Илайараджа, Bona Dish, The Cleaners From Venus, иранский фанк и другие новые пер

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей». На сей раз в зоне внимания — лучшие переиздания последнего времени: от домашних песен до поклонников The Velvet Underground из английской глубинки, от болливудского фанка до иранской дореволюционной музыки.

Finis Africae «A Last Discovery: The Essential Recordings, 1984–2001»

кто это Группа, возглавляемая испанским гитаристом Хуаном Альберто Артече Гуэлем и исполняющая трудно классифицируемую преимущественно инструментальную музыку на стыке ноу-вейва, тропического гитарного фолка и блаженного болотного нью-эйджа, африканской и латинской музыки, фри-джаза и даба; в общем, всего на свете.

как звучит Как и сказано выше, определить этот диск на полку в магазине — задача непростая. Музыка, между тем, прекрасная, а этот сборник, подготовленный славящимся безупречным каталогом японским лейблом EM, охватывает всю карьеру группы с середины восьмидесятых по начало нулевых. Артече собрал Finis Africae в словно пробудившейся от тяжелого сна постфранковской Испании и, судя по первому же альбому, немедленно дал волю фантазии и ударился в эксперименты. Названия композиций сходу обещают приключения: «Бедняки всего мира бьют в бас-барабан» или «Мгновения, мгновения, мгновения».

зачем слушать Струистая, невесомая, яркая и живая музыка FA, будь то электро ли со смешными детьми на вокале или психоделическая босанова, — слишком ценный артефакт, чтобы оставаться в забытьи. Часто даже самые хорошие переиздания малоизвестной музыки — это не более чем попытка вытащить на свет, сдуть пыль и рассмотреть подробнее небывалую экзотичную диковину. В данном случае диковина достойна занять место в красном углу.

пример

 

«Los colores de mis botas»

 

 

Indoor Life «Indoor Life»

кто это Образцовая группа калифорнийского нью-вейва, поначалу представлявшая собой дуэт именитого диско-продюсера Патрика Коули и певца Хорхе Сокарраса, чьи совместные записи (датированные 1976 годом) также были изданы не так давно — причем впервые. Впрочем, роль остальных участников Indoor Life тоже нельзя умалять — так, тромбонист и клавишник Джей Эй Дин позже превратился в видного импровизатора, а басист Боб Хоффнар стал востребованным сессионщиком (и сыграл, в частности, на альбоме «Лилит» Бориса Борисовича Гребенщикова).

как звучит Диапазон жанров тут простирается от упоительного арт-рока в духе Roxy Music до гуттаперчевого панк-фанка и чеканного минимал-вейва. Спродюсировавший первый альбом Indoor Life Коули в конце 1982 года скончался от СПИДа, но группа выжила и выпустила в следующем году второй (снова одноименный) альбом, попроще, но тоже очень хороший — см., например, отменный эстетский нью-вейв «Searching». Еще через три года последовала ЕP, но та была уже послабее, и после этого группа окончательно прекратила свое существование.

зачем слушать Выпущенный лейблом Compost сборник Indoor Life входят все два с половиной их альбома, пара-тройка раритетов и несколько дельных, но необязательных ремиксов: таким образом можно ознакомиться со всем наследием по-настоящему образцовой (и к тому же умной) нью-вейв группы.

пример

 

«Searching»

 

 

«Enjoy The Experience — Homemade Records 1958–1992»

что это Как следует из названия, сборник песен из так называемых приват-прессов (то есть пластинок, выпущенных крошечным тиражом для себя и ближнего круга; чаще всего — это доморощенные записи), охватывающий более чем тридцать лет. Подготовлен «Enjoy The Experience» архивным лейблом Now-Again, отпочковавшимся от Stones Throw, в сотрудничестве с издательством Sinecure Books, которое выпустило одноименный красочный альбом с обложками и историями таких пластинок.

как звучит Ожидаемо разношерстно. Тут есть и задорное христианское (такого рода музыкальные издания вообще были очень популярны среди религиозных организаций) предостережение про то, что «666 is very near», и вполне дружелюбно звучащие соул, фанк и фолк, и запыленная эстрада с подвывертом, и записные фрики вроде гениального сумасброда Гэри Уилсона, переливчатый спейс-эйдж-поп, грязно записанный блюз-рок, лоу-фай-диско, ну и что только не.

зачем слушать Сборник весьма объемен — 24 песни на двух дисках — и очень здорово и со вкусом составлен: проходных вещей тут почти нет. Нужно быть очень нелюбопытным человеком, чтобы пройти мимо; вкупе с одноименной книгой этот калейдоскоп подводной американской музыки сразу нескольких эпох — отличный вариант для подарка хорошему человеку.

пример

 

Médico Doktor Vibes — «Diska Limba Man»

 

 

Bona Dish «The Zaragoza Tapes: 1981–1982»

кто это Две девушки и два юноши из английской глубинки, влюбленные в The Velvet Underground. Группа, как это случалось со многими любимчиками Джона Пила, просуществовала неполных два года, выпустив всего две кассеты.

как звучит Так, как с поправкой на время и могли бы звучать поклонники VU, — прохладительный и беззаботный лаконичный пост- и поп-панк с превалирующим женским вокалом; музыка, предвосхитившая бум тви-попа и все движение C-86 второй половины восьмидесятых. Последнее утверждение не голословно: Bona Dish доводилось играть совместные концерты с Marine Girls и Television Personalities, которые эту волну предвосхитили тоже.

зачем слушать По-настоящему ярких песен Bona Dish не написали — зато эту пластинку можно слушать снова и снова: эти простые, скромные, но неуловимо притягательные песни, кажется, не способны надоесть.

пример

 

«8am»

 

послушать сборник / купить в iTunes

 

 

 

Ilaiyaraaja «Ilectro! Euphoric Electronics + Robotic Funk By Maestro Ilaiyaraaja»

кто это Человек по имени Илайараджа, важнейший тамильский композитор и продюсер, автор примерно всех саундтреков национального кинематографа последних сорока лет. Это уже пятая за недолгое время заметная архивная компиляция отпраздновавшего в этом году семидесятилетие музыканта — и, судя по всему, не последняя.

как звучит Как очень хорошая болливудская (а точнее колливудская) музыка — одновременно весело, причудливо и изобретательно. Если на предыдущих сборниках Илайараджи имела место или более традиционные индийские кинозвуки, замешанные на фанке, заливистых струнных, задиристой гитаре и общей атмосфере свадьбы в тамильской Малиновке, или удивительный местный техно-поп второй половины восьмидесятых про кока-колу, виски-соду и стильный кожан с темными очками, то «Ilectro» находится где-то посередине: тут тебе и подвижный цветистый синт-фанк с электрифицированными рагами, и куда более привычная для советского кинозрителя музыка. Все при этом с уникальным колоритом и привязчивыми сердцеедскими мотивами, которые тут возникают через песню.

зачем слушать Песни, спродюсированные Илайараджей, судя по некоторым московским дискотекам, накаляют танцпол до предела и всех жутко веселят; для домашнего прослушивания эта музыка тоже чрезвычайно хороша, да и мама может приятно удивиться.

пример

 

Нарезка отрывков из сборника

 

 

Ü «Great Dose of Monotonous Techno»

кто это Ныне покойный шведский техно-музыкант Джоэл Бриндефалк и его внезапно актуально зазвучавший кассетный альбом 1992 года.

как звучит Название говорит само за себя — это монотонное, угрюмое и не берущее пленных скоростное техно в полушаге от транса, сыгранное на аналоговом оборудовании. Добавить, в общем, нечего, кроме того что кассетное шипение (оставшееся и на виниловом издании лейбла Digitalis) привнесло в эту музыку неожиданную актуальность: подобным старорежимным, недружелюбным и нарочито сырым техно и хаусом сейчас забавляются многие — например, нашумевшая контора Opal Tapes.

зачем слушать Отыскивать корни у самых злободневных музыкальных мутаций (даже если про них сразу понятно, откуда и каким образом они произошли) — занятие всегда увлекательное.

пример

 

Фрагмент альбома

 

 

«Tisheh O Risheh: Funk, Psychedelia and Pop From the Iranian Pre-revolution Generation»

что это Третий сборник дореволюционной иранской музыки из серии, затеянной испанским лейблом Pharaway Sounds год назад.

как звучит Так же, как и предыдущие два, — это музыка, насыщенная западными влияниями (потому «дореволюционной» здесь ключевое слово: после прихода к власти Хомейни играть такое стало попросту небезопасно), но все равно мелодически намертво приросшая к корням. Скрипки, бас, синтезаторы, «вау-вау»-гитара, приемы из фанка и психоделик-рока — это с одной стороны; пряные волнительные мелодии и бархатистая пышность аранжировок — это с другой.

зачем слушать Как и в Турции, в Иране семидесятых бурлила активная и вполне своевременная культурная жизнь, что благотворно сказалось и на эстраде. Что и показано наглядно в данной компиляции.

пример

 

Промо-микс сборника

 

 

 

The Cleaners From Venus «Box Set, Vol. 2»

кто это Умеренно популярная в восьмидесятые английская гитарная лоу-фай группа, дожившая и до сегодняшнего дня. Единственный постоянный участник Cleaners From Venus — эксцентричный поэт и музыкант из Эссекса Мартин Ньюэлл с прозвищами вроде «Психоделический садовник» и «Дикарь из Вивенхо», один из явных предков Ариэля Пинка.

как звучит Записанные в домашних условиях и выпускавшиеся в основном на кассетах хитовые словоохотливые песни, живительный джангл-поп и артистический инди-рок с простыми и яркими мелодиями словно из солнечных 60-х. Этот бокс-сет — уже второй (в вышедший в прошлом году включены три первых альбома CfV), и включены в него лучшие альбомы группы 1983–1984 года выпуска, а также превосходный дебютный сольник Ньюэлла «Songs for a Fallow Land», по звуку, впрочем, мало отличающийся от коллективных записей. Особый интерес для тех, кто успел открыть Cleaners from Venus для себя ранее, представляет последний диск подборки с ранее не издававшимся материалом, который ничем не слабее альбомного; начинается он и вовсе с короткой записи, сделанной четырнадцатилетним Мартином в 1967 году.

зачем слушать Предпринятая бруклинской конторой Captured Tracks попытка антологии ранних записей «Уборщиков с Венеры» — прекрасный повод познакомиться с еще одной выдающейся независимой группой из восьмидесятых, сочинявшей песни, которые не боятся времени.

пример

 

«Gamma Ray Blue», песня с сольного альбома Мартина Ньюэлла

 

купить в iTunes

 

 

 

«Harafin So: Bollywood Inspired Film Music From Hausa Nigeria»

что это Звучит дико уже на уровне заявки: вдохновленная Болливудом танцевальная попса из Нигерии — что, простите? Но все так и есть.

как звучит Странно и необычно для европейского уха — дешевые пластмассовые аранжировки, цитаты из Майкла Джексона, автотюн, приемы, скопированные у индийской киномузыки (в основном это задорные женские подпевки, реже — мелодии), но все это на языке хауса, родном для одноименной народности, проживающей на севере Нигерии и в соседних странах. Прикладная цель у этой музыки ровно та же — озвучивать поставленный на поток кинематограф развивающейся страны.

зачем слушать Как минимум — очень остроумный анекдот. Как максимум, впрочем, тоже: это скорее развлечение на один раз.

пример

 

Очень смешной трейлер альбома

 

послушать и купить на Bandcamp

Ошибка в тексте
Отправить