перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Skadedyr, The Necks, Get the Blessing и другие джаз- и фьюжн-альбомы

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Волной», возвращается с каникул. В новом выпуске — авангардный джаз и фьюжн: двенадцать норвежцев и три австралийца, эксперимент матерых ньюйоркцев, эмбиент в цилиндрическом бетонном резервуаре и многое другое.

Skadedyr «Kongekrabbe»

Крайне нездоровая и веселая пластинка норвежского ансамбля из двенадцати человек. Названа в честь камчатского краба, что на обложке

Skadedyr «Kongekrabbe»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит 

В каждую конкретно взятую секунду — по-разному: залихватский фьюжн, напоминающий саундтреки к «Ну, погоди!», переходит то в дикий ор, то в эмбиент образца ранних múm; в кабаре врываются скретчи и аритмичные биты, а заунывный шансон сменяется серф-роком. Выходит крайне бесшабашно. Есть, впрочем, и вещи вроде помпезной и праздничной «Kongekrabbe» или «Lakselus», где за 11 минут из нойзового хаоса рождается чуть ли не группа Balmorhea.

Чем интересно

Подобные ансамбли в импровизационном дурмане зачастую напрочь забывают о мелодиях — в свою очередь, Skadedyr все сорок минут непринужденно держат мажорный настрой, будто бы дурачась и в шутку примеряя на себя разные роли.

«Linselus/Due»

The Necks «Open»

Семнадцатый альбом австралийского трио (фортепиано, контрабас, барабаны), неизменно балансирующего на грани джаза, эмбиента и минимализма. Одна из главных пластинок минувшего года по мнению журнала The Wire

The Necks «Open»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Цельная импровизационная работа длиной почти в 70 минут. «Open» во многом противоположен предыдущему альбому The Necks «Mindset»: тогда австралийцы пробовали играть по правилам, неторопливо наращивая слои и превращая полотно в непроницаемую стену звука; здесь же музыка параллельно общепринятой логике не стремится ни к условному экстремуму, ни к распаду. За час с лишним композиция несколько раз едва не растворяется в воздухе — но вдруг, подобно океаническому приливу, накатывает осторожная перкуссия или дрожащая барабанная трель; вступают контрабас и фортепиано; все входит в колею.

Чем интересно 

Внимательный слушатель расслышит здесь и Стива Райха, и Брайана Ино, и доведенный до неземной отчужденности слоукор. А невнимательного ждет прекрасная в своей бесцельности прогулка по воображаемому миру The Necks.

«Open»

Rovo and System 7 «Phoenix Rising»

Статусные японские джазрокеры под предводительством бывшего гитариста Boredoms и культовый эмбиент-дуэт из Британии неожиданно записали совместную работу — кричащий микс из фьюжна, спейс-рока и цветастой электроники

Rovo and System 7 «Phoenix Rising»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Rovo из тех немногочисленных фьюжн-проектов, узнать которые можно с первых секунд. Дело не столько в фирменной мелодике, сколько в узнаваемом созвучии инструментов: электрогитара, электроскрипка, синтезатор и барабаны. Эта узнаваемость в какой-то момент сделала Rovo предсказуемыми — скажем, альбом «Mon» (2004) от «Nuou» (2008) невооруженным ухом отличить не так-то просто. Коллаборация с System 7 — прекрасный способ разбавить укоренившуюся стилистику. «Phoenix Rising» записывался будто бы не как общая импровизация, но поэтапно — сперва одна группа создавала каркас, а вторая поверх него накладывала свою часть. За каркас брались словно бы по очереди: открывающая «Hinotory» выдает классических Rovo с небольшими косметическими деталями от System 7, но уже в следующей «Love for the Phoenix» фундамент (этакий транс с прямой бочкой) явно выкладывали электронщики, в то время как японцы скорее помогали с аранжировками и мерно подыгрывали.

Чем интересно 

Вневременная электроника перемежается с крайне оригинальным фьюжном, не лишенным японского колорита.

«Meeting of the Spirits»

Bushman’s Revenge «Thou Shalt Boogie!»

Cмесь старческого прог-рока и пестрого фьюжна; на удивление тихая, спокойная и размеренная запись

Bushman’s Revenge «Thou Shalt Boogie!»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

В последние годы норвежский лейбл Rune Grammofon культивирует гитарный фьюжн, базирующийся на пограничных пространствах с прогрессивным и психоделическим роком (примеры — от Elephant9 до Hedvig Mollestad Trio). До этой пластинки Bushman’s Revenge были на лейбле самыми радикальными — их выдавали сверхскоростные, сбивающиеся ритмы и буйные гитарные соло. На «Thou Shalt Boogie!» все неожиданно меняется: вместо остросюжетных короткометражек с беспрестанной пальбой трио переключается на более серьезные формы, сравнимые разве что с эпическим вестерном. Здесь и заунывное путешествие по однотипным просторам («Baklengs Inn I Fuglekassa»), и трогательно-кульминационная любовная сцена («Waltz Me Baby, Waltz Me All Night Long»), и даже четырнадцать минут излюбленных слушателями погонь и перестрелок («Kugeln Und Kraut»).

Чем интересно 

Красивое взросление прежде неистовой группы: живописные и вдумчивые опусы, аккуратные заигрывания с краутроком и сказочной красоты медляк («Waltz Me Baby, Waltz Me All Night Long»).

«Baklengs Inn I Fuglekassa»

Mary Halvorson, Michael Formanek, Tomas Fujiwara «Thumbscrew»

Дикий эксперимент, объединивший матерую троицу нью-йоркских импровизаторов — каждый пробует себя в роли композитора. Беспощадный, взрывоопасный и хитросплетенный джазовый авангард

Mary Halvorson, Michael Formanek, Tomas Fujiwara «Thumbscrew»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Речь, по сути, идет об авангардной супергруппе, объединившей сразу трех важных музыкантов: барабанщика Томаса Фудзивару, контрабасиста Майкла Форманека и гитаристку Мэри Халворсон. Последняя, впрочем, то и дело перетягивает одеяло на себя: у Халворсон, игравшей с Энтони Брекстоном и отмеченной All About Jazz («Самая впечатляющая гитаристка поколения»), очень изобретательная техника — инструмент в ее руках похож на многофункциональный синтезатор, в котором ежесекундно, прямо во время игры, можно управлять модуляцией и накладывать эффекты. Вообще, «Thumbscrew» — это сборник интереснейших сюжетов: к примеру, в «Still…Doesn’t Swing» трио успевает поиграть ехидный витиеватый джаз, уйти с головой в свободную импровизацию и пару раз сорваться в зверский, выходящий за рамки авант-рок. 

Чем интересно

Лейбл Cuneiform подчеркивает, что все музыканты, известные прежде как яркие импровизаторы, выступают здесь в качестве композиторов. Иными словами, «Thumbscrew» — джазовая метафора к басне про лебедя, рака и щуку, которым наконец удалось прийти к компромиссу.

«Cheap Knock Off»

Sons of Kemet «Burn»

Саксофонист и барабанщик супергруппы Melt Yourself Down образовали еще одну супергруппу, пригласив тубиста Орена Маршалла и барабанщика Acoustic Ladyland Себастьяна Рочфорда

Sons of Kemet «Burn»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Саксофонист Шабака Хатчингс, как и в группе Melt Yourself Down, вырисовывает витиеватые мелодичные узоры, нередко напоминающие Мулату Астатке (у Sons of Kemet даже есть кавер на его «The Godfather»). И Melt Yourself Down, и Sons of Kelmet склонны к экспрессии и динамике — на «Burn» это усиливается еще и тем, что за барабаны отвечают два человека. В то же время у Melt Yourself Down все-таки преобладает дух ска, а иногда и панка; у Sons of Kemet есть и плясовые вещи, но вообще Хатчингс позволяет себе здесь куда более лиричные и задушевные пассажи, чем в секстете. Важную роль играет туба Маршалла — именно она придает музыке должную глубину и размеренность.

Чем интересно

В роли лидера группы Шабака Хатчингс раскрывается не только как прекрасный исполнитель, но еще и как талантливый мелодист и многогранный композитор.

«Inner Babylon»

Greg Sinibaldi and Jesse Canterbury «Ascendant»

Тенор-саксофонист и кларнетист записали эмбиент-пластинку в цилиндрическом бетонном резервуаре

Greg Sinibaldi and Jesse Canterbury «Ascendant»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Место, выбранное для записи, во многом предопределило результат. Если верить пресс-релизу, резервуар на два миллиона галлонов создает естественную сорокапятисекундную реверберацию — пространство превращает размеренную игру музыкантов в нечто крайне завораживающее. Из ближайших параллелей — статусные норвежские трубачи Нильс-Петтер Мольвер и Арве Хенриксен (особенно последний с его непреодолимой тягой к пустынным звуковым пейзажам). Однако, в отличие от норвежцев, Синибалди и Кентербери куда более сдержанны в эмоциях: меланхолия в их музыке едва ощутима и возникает скорее наплывами; основная палитра переживаний варьируется между забвением и тревогой.

Чем интересно

Крайне редкий образец акустического эмбиента, к тому же не скатывающегося в однотонный дроун. Еще интереснее, что исполняют его джазовые музыканты.

«Beside Ourselves»

Get the Blessing «Lope and Antilope»

Четвертый по счету и первый полностью импровизационный альбом бристольцев. Искусный и техничный, но не лишенный сюрпризов фьюжн

Get the Blessing «Lope and Antilope»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Get the Blessing акцентируют внимание на том, что это их первая пластинка, записанная не по партитуре, а в импровизационных сессиях. Ожидать лютого драйва, впрочем, не приходится — по сути, «Lope and Antilope», напротив, едва ли не самая спокойная и вдумчивая работа бристольцев. В то же время слушатель, знакомый с Get the Blessing, обязательно заметит, что группа впервые обратилась к эффектам и примочкам, ранее используемым лишь на живых записях. Так, саксофон, преломляясь в гранулайзере, неожиданно распадается на кусочки или вдруг, подвергаясь модуляции, начинает подрагивать и щекотать слух приятными вибрациями. Все эти эффекты скорее играют роль еле заметной бахромы, оформляющей основное музыкальное полотно, — так что пугаться не стоит: мелодическая составляющая по-прежнему осталась главной.

Чем интересно

Невероятное сочетание стилей, объединенных общей импровизационной нитью. Солнечный фанк и цветастый фьюжн буквально в одном шаге от интровертного трип-хопа, а то и авангарда.

Тизер альбома «Lope and Antilope»

Ben Allison «The Stars Look Very Different Today»

Одиннадцатая пластинка американского контрабасиста, на которой он исследует пограничное пространство между постбопом, фолком и роком в различных вариациях

Ben Allison «The Stars Look Very Different Today»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Название — строчка из песни Боуи «Space Oddity» — подсказывает, что, во-первых, Аллисон неравнодушен к научно-популярной тематике, а, во-вторых, что рок-музыка и поп-культура играют в его творчестве не последнюю роль. «The Stars Look Very Different Today» — работа специфическая и вместе с тем несложная для восприятия. Аллисон, в отличие от многих коллег, прибегает к року не как ко временной материи для экспериментов, но как к полноценной и естественной форме. В связи с этим у его музыки достаточно понятная мелодическая и структурная составляющие; и хотя сам автор, как обычно, играет на контрабасе, своей команде — в особенности гитаристу Стиву Карденасу и банджисту Брендону Сибруку — он уделяет едва ли не первостепенную роль.

Чем интересно

Прекрасный образец доступного мелодичного фьюжна, вероятно, куда более интересного простым слушателям, нежели поклонникам джаза.

«Swiss Cheese D»

Gard Nilssen «Drumming Music»

Сольная работа барабанщика вышеупомянутых Bushman’s Revenge, Astro Sonic, Puma и еще целой пачки норвежских авант-бендов

Gard Nilssen «Drumming Music»

Фотография: арихив «Афиши»

Как звучит

Кроме барабанов и перкуссии, на этой пластинке нет ровным счетом ничего, поэтому запись очень сильно отличается от остальных проектов, в которых Нильссен принимал участие. Указывая в своих ориентирах минималистов, Джона Зорна и группу Supersilent, барабанщик в некотором смысле раскрывает карты: «Drumming Music» и вправду напоминает самые мрачные работы Зорна и Supersilent, но в технике игры Нильссен придерживается строгой репетитивности. Повторяя с незначительными изменениями одну и ту же партию, барабанщик доводит ее до пика, после чего переходит к следующему композиционному этапу. Два полотна, из которых состоит альбом, можно было бы смело разбить на 7–8 — но так исчезла бы интрига.

Чем интересно

Любопытнее всего будет тем, кто слушал Нильссена в других группах и хочет прочувствовать его технику игры в дистиллированном виде, а также поклонникам барабанно-перкуссионного минимализма в духе Kroumata Percussion Ensemble.

«Rinzen (Suddenly Awakening)»

Ошибка в тексте
Отправить