перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Tinariwen, Мар Сек, трибьют Бобу Дилану и другая этническая музыка

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Волной». В новом выпуске — Олег Соболев об этнике: английский мастер коры и феноменальный сенегальский вокалист, женщины из стран «арабской весны», каверы на Боба Дилана со всего света и многое-многое другое.

«Let No One Judge You: Early Recordings From Iran, 1906–1933»

Большая коллекция записей иранских музыкантов начала прошлого века, извлеченная из архивов EMI. В числе представленных исполнителей — Королевский оркестр, одна из лучших певиц страны Молук Зарраби и многие другие, включая неизвестного перса, записанного в Тифлисе в 1912 году

«Let No One Judge You: Early Recordings From Iran, 1906–1933»

Как звучит

Несмотря на то что музыка на «Let No One Judge You» записана в разное время и в разных странах (Королевский оркестр писался ни много ни мало на «Эбби-Роуд») и представляет совершенно разные музыкальные традиции, для нетренированного уха она будет звучать примерно одинаково — как красивые протяжные песни, чрезвычайно экспрессивно спетые и сыгранные преимущественно на разнообразных струнных инструментах. Наибольший интерес представляют записи Молук Зарраби, осуществленные в 1925–1926 годах, — это мало того что очень красивая и понятная всем без пояснений музыка о любви, расставании и трагедии, так еще и важный исторический документ. До двадцатых годов женщин в Иране не воспринимали как профессиональных музыкантов, а исполнение песен вообще было исключительно прерогативой проституток — и Зарраби стала чуть ли не первой, кому было разрешено записываться в студии. Еще одна бомба — две кавказские песни вокалиста-виртуоза Монтахаб-оз-Закерина, своей примитивной энергетикой способные в миг наэлектризовать ваши колонки.

Чем интересно

«Let No One Judge You» — это, конечно, в первую очередь своеобразный  исторический документ, но и музыкальная составляющая его не разочаровывает. Одна из тех экзотических, странных пластинок, к которой не подступиться понятиями качества и которая скорее служит проводником в давно потерянные миры. Если и слушать — то наедине с собой и по особым поводам.

Montakhab-oz-Zakerin «Qafqaz»

Mar Seck «Vagabonde»

Ретроспектива сенегальского вокалиста Мар Сека — первого лица местной разновидности кубинской музыки и одного из самых выдающихся вокалистов страны

Mar Seck «Vagabonde»

Как звучит

Феноменально. Первые восемь треков «Vagabonde» были записаны в 1969-м, когда Секу было всего восемнадцать, — и это, наверное, лучшая африканская музыка, изданная за очень долгое время. Романтичные и сделанные буквально с одного дубля, эти минималистичные — гитара, бас да барабаны — песни находятся где-то посередине между корневой кубинской сальсой и популярным конголезским стилем сукус, от Кубы много чего взявшим, и звучат буквально как самая страстная музыка на свете. Сек не то что поет — а будто проживает жизнь старого кубинского трубадура, каждое свое слово начиняя одуревшей от несправедливости жизни пылкой грустью. Оставшиеся четыре песни (две записаны в 1973-м, две — с группой Юссу н’Дура Étoile de Dakar в 1980-м) поживей и помощней, но настолько же обворожительны.

Чем интересно

Редкий пример извлеченной на свет божий записи абсолютно неизвестного музыканта, которую можно смело порекомендовать всем, вне зависимости от пола, возраста, цвета кожи, вероисповедания и политических взглядов — музыка эта, что называется, не знает границ.

«Vagabonde»

«Haiti Direct: Big Band, Mini Jazz & Twoubadou Sounds, 1960–1978»

Компиляция гаитянской популярной музыки, записанной в последние годы правления диктатора Франсуа Дювалье и в первые — его сына, Жана-Клода Дювалье

«Haiti Direct: Big Band, Mini Jazz & Twoubadou Sounds, 1960–1978»

Как звучит

Фольклорные вуду-ритмы, пришедшая из Доминиканской Республики меренга, афробит, гремящий костьми новоорлеанский джаз, фанк и сальса — судя по «Haiti Direct», гаитянские музыканты шестидесятых-семидесятых впитывали в себя самые разные соседские традиции с легкостью карибского песка. Получалась музыка вроде бы очень ритмичная, естественная и привычная для каждого, кто в жизни послушал минимум десять пластинок фанка или афробита, — но в то же время практически авангардная и вызывающая. Чтобы достойно под нее танцевать, нужно уметь танцевать очень хорошо: против привязчивых ритмов и грациозных гитарных соло здесь выступают диссонансы саксофонов и меняющиеся на лету мелодии.

Чем интересно

Гаитянская музыка того времени практически не изучена и не представлена ретроспективно. Так что «Haiti Direct» — единственное заметное пособие по богатой сцене вечно несчастной страны.

Ibo Combo «Ti gaçon»

The Souljazz Orchestra «Inner Fire»

Шестой альбом канадской группы, на первых порах исполнявшей старомодный афробит, а затем подписавшейся на лейбл Strut и переключившейся на этнический джаз

The Souljazz Orchestra «Inner Fire»

Как звучит

Путешествие по джазовым традициям народов мира: начинают The Souljazz Orchestra с простецкого латинского джаза, переходят в джаз египетский, а заканчивают и вовсе неким гибридом фанка и духоподъемного соула прямиком из восьмидесятых. Если на прошлых своих пластинках канадцы занимались откровенно подрывной деятельностью — то есть били в барабаны, устраивали танцы и вообще в первую очередь строили музыку вокруг ритма, — то теперь они успокоились: «Inner Fire» — самый спокойный их альбом и самый текстурно богатый.

Чем интересно

За исключением ужасающего кавера на «Celestial Blues» Энди Бея, похожего на музыку для разминки перед сеансом интенсивного фитнеса, «Inner Fire» — образцово-показательная запись в жанре «белые люди с любовью экспроприируют черные традиции».

«Agoya»

«Sawtuha»

Записанная в Тунисе коллаборация девяти певиц, женщин-рэперов и продюсеров из стран «арабской весны». Единственные мужчины, помогавшие в записи, — Олоф Дрейер из The Knife и нью-йоркский битмейкер Oddisee

«Sawtuha»

Как звучит

«Sawtuha», понятное дело, альбом весьма социально и политически ангажированный: даже после победы революций бытовое отношение к женщинам в североафриканских странах остается почти что средневековым. Стремление показать себя равной и указать сексистскому окружающему миру на свое место здесь чувствуется буквально в каждой ноте: под агрессивный минималистичный электронный продакшен женские голоса то экспрессивно поют в знакомых арабских и французских традициях, то выплескивают речитативы, от мощи которых могут в ужасе разбежаться по углам и бывалые ветераны площади Тахрир.

Чем интересно

Силу поющих арабских женщин никогда не стоило недооценивать: еще в 1956-м египетский президент Гамаль Абдель Насер отреагировал на запрет трансляций песен великой певицы Умм Кульсум криком: «Вы с ума сошли? Меня же завтра из-за этого убьют!» «Sawtuha» изящно и убедительно подтверждает это правило.

Houwaida feat. Chiheb «Janna»

Quantic «Magnetica»

Новый сольный альбом живущего в Колумбии англичанина Уилла Холланда — одного из главных продюсеров лейбла Tru Thoughts и отличного диджея

Quantic «Magnetica»

Как звучит

Вообще, Квантик — многопрофильный музыкант, специализирующийся на различной латиноамериканской музыке: с группой Flowering Inferno он играет попущенное регги, в рамках проекта Combo Bárbaro исследует различные стороны латинского джаза, а в исполняющем корневую кумбию коллективе Los Míticos Del Ritmo и вовсе играет на аккордеоне. На «Magnetica» он показывает все, что умеет: здесь есть и оживленная сальса («Descarga Cuantica»), и футуристичный соул («You Will Return»), и гибрид южноамерканских маршей с высокогорной перуанской музыкой («Sol Clap»), и эфиопский джаз («Arada»), и многое другое. Все щедро приправлено хитроумными электронными битами.

Чем интересно

В общем и в целом «Magnetica» звучит как саундтрек к вечеринке на заполненном полуголыми людьми и экзотическими коктейлями карибском круизном лайнере — то есть чрезвычайно весело.

«Duvidó» (feat. Pongo Love)

«Black Europe»

Грандиозный труд немецкого лейбла Bear Family — изданный в количестве 500 копий 44-дисковый бокс-сет записей афроевропейских музыкантов начала прошлого века. Две огромные книги с фотографиями и эссе о жизни представленных на компиляции музыкантов прилагаются

«Black Europe»

Как звучит

Бокс-сет стоит 499 евро плюс цена за доставку — так что автору этого выпуска «Смежных территорий» пока что не удалось его послушать. Впрочем, даже и без прослушивания понятно, что это необходимый любому интересующемуся довоенной музыкой человеку артефакт. На сорока четырех дисках — почти все записи черной музыки, сделанные в Европе до 1927 года, от аудиодокументации Парижской всемирной выставки 1900 года и песен «черного Малера» Сэмюэля Коулриджа-Тейлора до музыки эфиопских иммигрантов. Почувствовать размах дает трехдисковый семплер «Over There!», на котором представлены комические куплеты странствующих менестрелей Пита Хэмптона и Лоры Боуман, патриотические мелодии одного из первых британских джаз-бендов The Savoy Quartet, странные песни-молитвы Джосиа Кути (деда Фелы) и редкие записи Жозефины Бейкер. Как и следует ожидать, все — чистое золото.

Чем интересно

Вероятно, если вам не любопытно хотя бы покрутить в руках подобную штуку — вам не интересна история мировой культуры вообще.

Josiah Ransome Kuti «Igbala»

Tunde Jegede «Heritage»

Первый за пятнадцать лет сольный альбом Тунде Йегеде — английского мастера коры (африканского 21-струнного инструмента) с нигерийскими корнями

Tunde Jegede «Heritage»

Как звучит

Йегеде вырос в Лондоне, играл джаз и сочинял классическую музыку в диапазоне от ораторий до струнных квартетов, но по «Heritage» об этом никогда не узнаешь. Пятьдесят минут спокойной и очень красивой музыки, сыгранной на коре в традиционном западноафриканском стиле, подкупают своей отрешенностью от всего земного: во-первых, сам инструмент звучит настолько гладко, что будто зазывает слушателя в некое метафизическое надпространство; во-вторых, музыка эта очевидным образом не имеет привязанности ни к чему бытовому — достаточно взглянуть на названия треков вроде «Island of Cold» или «The Waters».

Чем интересно

Пока Тумани Диабате, главный виртуоз коры и один из самых одаренных музыкантов на земле в принципе, находится в отпуске, «Heritage» окажется манной небесной для всех поклонников неимитируемого звучания инструмента. Для тех же, кто слышит кору впервые, эта пластинка послужит проводником в дивный новый мир — слушать кору всегда хочется еще, и еще, и еще.

Tunde Jegede «Jairaby Le»

Tinariwen «Emmaar»

Новый альбом самой известной этнической рок-группы в мире и популяризаторов туарегского блюза, записанный в изгнании в США

Tinariwen «Emmaar»

Как звучит

То ли неприятности внутри родного Мали настолько сильно повлияли на музыкантов, то ли сказалась запись вдали от дома, но «Emmaar» начисто лишен фирменных для Tinariwen резких мелодий, живописного пустынного гитарного звучания и таящейся в музыке опасности — и это, к сожалению, плохо. Явно задумавшие пластинку как лиричную и мрачную, Tinariwen недожали с лиричностью и пережали с мраком. Слушать большую часть этих песен — как смотреть на сохнущую краску: вроде бы не то что скучно, но очень сильно и нехорошо давит на голову.

Чем интересно

Это все-таки альбом Tinariwen — и хотя бы поэтому он достоин внимания: в мире сейчас не так много групп, исполняющих абсолютно самобытную и придуманную ими от и до музыку и при этом пользующихся международной популярностью.

«Toumast Tincha»


«From Another World: A Tribute to Bob Dylan»

Каверы на Дилана со всего света — от Венгрии до Австралии, — собранные Аленом Вебером, основателем известного по серии «Ethiopiques» лейбла Buda Musique

«From Another World: A Tribute to Bob Dylan»

Как звучит

Как и следует ожидать, от песен Дилана на «From Another World» остались только контуры мелодий — всего остального не узнать. Исполненная труппой The Musicians of the Nile «Tangled Up in Blue» превращается из ночной баллады в поминальную нубийскую песнь, великий бенгальский музыкант Пурна Дас Баул переделывает «Mr Tambourine Man» в религиозную индийскую молитву, а недооцененная песня «Father of Night» отдается австралийским аборигенам из племени йолингу и становится совершенно первобытной, обрядовой музыкой. Необыкновенная во всех смыслах запись, которой не мешает даже присутствие развесистой цыганщины («Rainy Day Women #12&35» в исполнении Kocani Orkestar).

Чем интересно

Признайтесь — вам всегда хотелось услышать «I Want You» в исполнении бурмийского оркестра народных инструментов, «Every Grain of Sand» в переложении иранского классического певца, а «Blowin’ in the Wind» — на румынском.

«Blowin' in the Wind» на румынском в исполнении Kek Lang

Ошибка в тексте
Отправить