перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Изразец», Крис Спид, Peter Evans Quintet, «Бром» и другие джазовые альбомы

В регулярном выпуске рубрики, освещающей записи в жанрах, не охваченных «Волной», — лучший джаз: от манифеста новой волны русского джазового панка до концерта супергруппы из звезд итальянского лейбла Auand.

Wadada Leo Smith, Jamie Saft, Joe Morris, Balázs Pándi «Red Hill»

Чумовой альбом от трех звезд американского авангардного джаза и штатного барабанщика Merzbow, Venetian Snares и Bong-Ra

Wadada Leo Smith, Jamie Saft, Joe Morris, Balázs Pándi «Red Hill»

Как звучит

В альбоме «Red Hill» есть все и помногу. Протяжные, будто бы майлc-дэвисовские соло легендарного трубача Вадады Лео Смита идеально сочетаются с глубоко задумчивыми пассажами нью-йоркского пианиста Джейми Сафта, моделируя примечательный, несколько шизофренический разговор. Идеальным дополнением к беседе служит довольно ошеломительная в лучших местах ритм-секция в исполнении басиста Джо Морриса и барабанщика Балажа Панди — на протяжении всей пластинки размашисто и местами грязно, но быстро очерчивающая квадратные границы вокруг общего сюжета. Вместе с тем «Red Hill» — глубоко сконцентрированная музыка, сначала заманивающая, а потом просто затаскивающая в какой-то свой подземный мир. И чтобы не пропустить начало путешествия, следует следить за всеми музыкальными перипетиями уже с самого начала альбома. Уже к третьей композиции — восьмиминутному скоростному боевику «Agpaitic» — альбом набирает такие драматические обороты, что лучше не смотреть, кто там на кого перетягивает одеяло, а замолкнуть самому и внимать этой местами беспорядочной, но умной беседе.

Чем интересен

Удивительно, но победу в неожиданной схватке у «Красного холма» одерживает бородатейший пианист Джейми Сафт: здесь он занимается ювелирной работой сборки и разборки музыки по частям — напористо да красиво. Отдельно стоит упомянуть его микроскопические соло на самих струнах пианино, обрушивающихся на музыкальное полотно композиции в самых неожиданных местах.

«Arfvedsonite»

«Изразец» «Концерт в культурном центре «Дом»

Дебютный альбом московской фриджазовой супергруппы — манифест новой волны русского джазового панка

«Изразец» «Концерт в культурном центре «Дом»

Как звучит


Автор этого текста не беспристрастен, поскольку непосредственно участвует в жизни лейбла, издавшего пластинку. И тем не менее альбом, по его мнению, и вправду достойна всяческих похвал, и упустить ее в этом обзоре было бы несправедливо. Запись концерта, сделанная почти пять лет назад, должна была появиться именно сейчас — в то самое время, когда к так называемой радикальной российской музыке благодаря, например, фестивалю «Структурность» многие уже привыкли, когда ничем не испугаешь. Не тут-то было! «Изразец», состоящий из участников «М.М.Д.М» и «Брома», явно смотрел в будущее и его предугадывал. Запись концерта 2010 года в культурном центре «Дом» воистину захватывает — три композиции, сыгранные на одном духу, готовы разбудить даже глухого. Притом стоит заметить, что это не набор звуков и не шумовой поток, а очень умный, категорически эмоциональный фри-джаз со своими надломами, истериками, воплями и беснованиями. Если Дмитрий Кузовлев (гитара) сначала водит слушателя за нос своими недосоло и междометиями, то саксофонист Артем Махов уже не рассказывает связную событийную историю, а лишь расковыривает оболочку всей композиции. Блуждающая ритм-секции басиста Дмитрия Лапшина и барабанщицы Оксаны Григорьевой лишь запутывает следы, местами просто отрицая весь сюжет трека — с нахрапом, надрывом, будто ставя жирую точку на всем поколении московских музыкантов, которые отважатся в будущем играть что-то подобное.



Чем интересен

«Концерт в культурном центре «Дом» интересен сейчас вдвойне — как потрясающий фри-джазовый альбом и как документ эпохи. Изданный в этом году диск побудил «Изразец» собраться снова и дать два сильнейших концерта с промежутком в полгода — правда, из коллектива ушел саксофонист Махов, а Лапшин переключился на контрабас, отчего группа зазвучала во всех смыслах тяжелее.

Отрывок из выступления в «Китайском летчике Джао Да»

  • Послушать и купить Bandcamp

Torbjörn Zetterberg «Och den stora frågan»

Полноценный сольный альбом шведского контрабасиста, частого участника коллаборационных пластинок, выпускаемых на известном португальском лейбле Clean Feed

Torbjörn Zetterberg «Och den stora frågan»

Как звучит

Альбомы современных шведских джазовых музыкантов в последнее время отличаются от коллег по нордическим странам особой благозвучностью и сюжетностью. «Och den stora frågan» не стал исключением. Пусть даже Торбьёрн Зеттерберг и пытается в своем композиторском дебюте звучать сложно и чуждо, не во всех пьесах у него это получается. Взять хотя бы пятую композицию с пластинки — «Do-dodo-do-do-do»: если ритм-секция здесь гуляет где-то в атональных дебрях, то нарочито сбиваясь, то снова собирая группу воедино, духовики, которых аж четверо, продолжают упрямо навязывать благозвучную, можно сказать, хитовую мелодию, которую потом можно даже напеть. Вообще, Торбьёрн Зеттерберг собрал для новой пластинки настоящий звездный состав, знакомый слушателю по релизам лейбла Clean Feed, — на «Och den stora frågan» можно услышать, как прекрасного саксофониста Йонаса Куллхаммара, так и кларнетиста Альберто Пинтона — заслуженных деятелей шведского джаза. И если бы Чарлз Мингус сейчас записывал пластинки, его музыка звучала бы как «Och den stora frågan» — именно так можно ответить на большой вопрос («Och den stora frågan» со шведского можно перевести как «И большой вопрос»), поставленный самим автором.

Чем интересен

Помимо основных инструментов все музыканты состава в определенные моменты берутся играть на перкуссиях, отчего эффект от этих не самых тихих хард-боповых гонок усиливается вшестеро.

Отрывок из концертного выступления

The Auanders «Live in Pisa»

Большой отчетный концерт очередной супергруппы, состоящий из звезд итальянского лейбла Auand

The Auanders «Live in Pisa»

Как звучит

У итальянского лейбла Auand никогда не было особого статуса, его никогда особо не жаловали музыкальные критики, да и артисты, издающиеся здесь, никогда не заигрывались в коллаборациях с действительно большими звездами джазовой сцены. Однако Auand всегда держат марку — почти полсотни релизов, вышедших за 14 лет, стоят того, чтобы обратить на них внимание. В силу герметичности лейбла его артисты выступают только у себя на родине. Вот и этот концертный альбом записан в Италии, в городе Пиза. И тот факт, что подобный состав больше никогда не собирался, еще раз подтверждает уникальность релиза. На поверку «Live in Pisa» — это роскошный пример того, как вдевятером (шесть духовиков, гитара и ритм-секция) за семьдесят три минуты можно наиграться во все мыслимые джазовые подстили. Горячий, истеричный фри-джаз резко сменяется мутной абстрактной электроакустикой, а благозвучный соул с прилипчивой мелодией в следующую секунду превращается в мрачный аналоговый IDM, ничуть не испортив гармонию композиции. Важная ремарка: выход альбома «Live In Pisa» был анонсирован лейблом еще на лето прошлого года. Но, как водится конкретно у этих итальянцев, сроки постоянно срывались, а анонс пластинки даже не удосужили убрать с сайта. Что примечательно, такая чепуха происходит практически с каждой записью, которая издается на Auand. В какой момент «Live In Pisa» появился в продаже, сказать трудно, однако основную долю рецензий альбом получил все-таки в 2014 году.

Чем интересен

The Auanders в силу различных музыкальных увлечений создают живьем удивительную энциклопедию современного джаза прямо на глазах у публики. В силу происхождения они делают это легко и непринужденно, заигрывая и с солнечным тосканским настроением, и с симфонической меланхолией, и с падающей башней прежде всего.

Chris Speed «Really OK»

Долгожданный сольный альбом важного нью-йоркского саксофониста, выпущенный на собственном лейбле Skirl Records

Chris Speed «Really OK»

Как звучит

Крис Спид вот уже двадцать лет только и занимается тем, что участвует в различных коллаборациях со звездами вроде Тима Берна и Джона Зорна, Дейва Дугласа и Сатоко Фудзий, зачастую оставаясь в тени коллег. Лет десять назад Спид открыл лейбл, на котором выпустил почти тридцать альбомов звезд нью-йоркского даунтауна — таких же талантливых серых мышек, как и он сам. Сольных альбомов Крис Спид не выпускал почти десять лет — вот в этом году, заручившись помощью барабанщика Дейва Кинга и басиста Криса Тордини, он выпустил пластинку под незамысловатым названием «Really OK» (явная отсылка к давней работе «Yeah No»). С музыкой здесь и вправду все в полном порядке — неспешный постбоп замечательно соседствует с надрывным соулом с говорящими мелодиями, местами шутливый фри-джаз может вдруг превратиться чуть ли не в замедленный африканский трайбл. Однако все нарочитые расхождения между мелодией и ритм-секцией так виртуозно всегда собираются в композиции воедино, будто разрушений и не было.

Чем интересен

Крис Спид никогда не перебарщивал с избытком информации. Даже в совместные альбомы с различными музыкантами Спид допускал достаточно воздуха, который можно было скрасить красивыми, но не грандиозными мелодиями. «Really OK» совсем не истеричный альбом, скорее остросюжетный, и держит внимание слушателя до самого конца.

Концертное исполнение части из «Really OK»

«Бром» «3 ребра»

Третий альбом московского ноу-джаз-трио, вышедший на российском мейджоре «Геометрия»

«Бром» «3 ребра»

Как звучит

За все время существования группа «Бром» успела сменить несколько составов и переиграть абсолютно разную музыку — от шумной оголтелой импровизации до гуттаперчевого математического фри-джаза. «Бром» по-всякому меняли инструментарий — если в первых двух альбомах акцент делается на смелой ритм-секции и грозных соло на альте, то «3 ребра» — это совсем другая история. На третьей пластинке «Бром» снова превратились в трио и заиграли ноу-джаз в достаточно необычном для российского слушателя составе — Дмитрий Лапшин сменил бас-гитару на контрабас, Антон Пономарев — альт на баритон, а к дуэту подключился трубач Константин Сухан. На данный момент «3 ребра» можно назвать самым доступным альбомом группы. Сюжетная линия здесь берет начало от бойких рифов Лапшина, следом, будто в конструкторе, на скелет нанизываются мелодические ходы Пономарева и Сухана. Почти каждый трек уже по традиции начинается с прилипчивой мелодической части, создаваемой духовыми инструментами — они сначала аккуратно прорисовывают контуры песни, а потом неожиданно, стремглав, импровизационными мазками дополняют общую картину, не забывая при том вернуться к первоначальной «песенной» части. Контрабас Лапшина дает фору всему оркестру — он бойко создает ритм, мерно отсчитывает время, иногда беспорядочно солирует, но держит остальную группу в строжайшей дисциплине. Нужно отметить особую говорливость пластинки — каждая песня под стать своему названию («Говяжий рубец», «Голод», «Жажда», «Накипь») ясно формирует определенную иллюстрацию, но позволяет воображению ее дорисовать.

Чем интересен

На данный момент «3 ребра» — самый зрелый альбом коллектива, ярко раскрывающий их особую ноу-джазовую индивидуальность. Удивительно, как просто эти песни превратились в настоящие рок-боевики, когда к группе в начале года присоединился барабанщик Андрей Ким.

«Вихрь», живое исполнение

Peter Evans Quintet «Destination: Void»

Шизофренический шедевр от квинтета легендарного американского трубача

 Peter Evans Quintet «Destination: Void»

Как звучит

Питера Эванса всегда отличало прекрасное чувство юмора, которое он виртуозно перекладывает в свою же музыку. Чего только стоит его группа под говорящим названием Mostly Other People Do the Killing, в составе которой Эванс по-настоящему безобразничает — то имитирует какой-то рок, то пытается изобразить кривой диксиленд начала 20-х годов, а недавний альбом группы «Blue» — это, без шуток, дэвисовский «Kind of Blue», сыгранный под кальку, нота в ноту, придыхание в придыхание. С «Destination: Void» история получилась немного другая. Альбом состоит из четырех пьес, каждая готовая ошеломить по своему. Если первый трек «Twelve (for Evan Parker)» (да, Эванс здесь пытается просто защекотать Эвана Паркера) — беспорядочный фри-джаз, переполненный лихорадочными фортепианными соло Рона Стабински, шумовыми шок-эффектами от электронщика Сэма Плуто и абсолютно монотонными повторяющимися трелями Эванса, уходящими головой в наследие минимализма, то, например, последний получасовой эпос «Tresillo» — это вещь вне жанров, где сталкивается абсолютно все — от едкого нойза и балаганной свободной импровизации до героического хард-бопа и елейного соула с великолепными соло Эванса. Все, что находится между — это абсолютно мультипликационная музыка, за которой местами не успеваешь проследить.

Чем интересен

От альбома к альбому Питер Эванс все дальше и дальше переступает рамки дозволенного — будь то прошлогодний сверхгрувовый «Zebulon» или «Mechanical Malfunction», нервный нойз-рок, записанный в соавторстве с Мэри Халворсон и Уизлом Уолтером. Ну а «Destination: Void» — это один из самых смелых экспериментов музыканта.

Haggai Cohen-Milo «Penguin»

Дебютный альбом израильского басиста на джон-зорновском лейбле Tzadik, лихо перемешивающий задумчивый клезмер с горячим фьюжном

Haggai Cohen-Milo «Penguin»

Как звучит

«Penguin» — это самая что ни на есть доступная связь фьюжна и клезмера (сколько одного, столько и другого). Притом группа Haggai Cohen-Milo израильского басиста, ныне проживающего в Бруклине, не боится экспериментировать и создавать громоздкие пьесы с остановками и провисаниями, играясь чуть ли не с фри-джазом. Однако это вам не Radical Jewish Culture (и занудствовать тут даже не получается) — уши не горят, вязь по стенам не ползет, терроризма нет. Напротив — эта расслабленная музыка скорее затащит в танец, чем введет в ступор. Пусть даже духовые инструменты перебрасываются с двумя гитарами не самыми простыми гармониями, общая картина складывается довольно очевидная — Haggai Cohen-Milo записали прекрасный летний джаз, который даже в кафе поставить не страшно. А чего стоит запредельно восточная тема «Avak» — образец подломанных ритмов и задумчивых гитарных проходов вкупе с практически идеальными духовыми соло, вселяющими в слушателя покой и благодать!

Чем интересен

Аккомпанирует Haggai Cohen-Milo целый израильский бенд, в состав которого также вошел Shanir Ezra Blumenkranz, известный в даунтауне музыкант, один-единственный специализирующийся в игре на уде. А уд — это уникальный струнный щипковый инструмент, распространенный в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Иране и Турции.

«For You»

Peter van Huffel's Gorilla Mask «Bite My Blues»

Альбом шустрого и агрессивного джазкора от трио немецкого саксофониста, не самый типичный представитель в каталоге лейбла Clean Feed

Peter van Huffel's Gorilla Mask «Bite My Blues»

Как звучит

По дикости и бескомпромиссности альбом «Bite My Blues» Питера ван Хаффела можно сравнить, например, с сайд-проектами участников Zu, Mombu или Black Engine. Главное здесь — напор и энергия, исходящая от прекрасно сыгранного трио. Вместе с этим Gorilla Mask ни в коем случае не пытаются напугать слушателя — скорее, всеми доступными способами группа навязывает танцы различной степени интенсивности. Если «Chained» — это в самом деле самый орущий джазкор, то следующая «What?!» — настоящий тяжелый свинг.

Чем интересен

Музыка Питера ван Хаффела — быстрая и непредсказуемая, в данном случае удивительно сочетающаяся с потрясающе сыгранной ритм-секцией, которая схватывает на лету любые ньюансы игры бендлидера. Вместе с этим «Bite My Blues» местами просто-таки переполнен свободой.

Отрывок из концертного выступления

Adam Lane’s Full Throttle Orchestra «Live in Ljubljana»

Перфекционистское выступление биг-бенда одного из самых любопытных басистов современности

Adam Lane’s Full Throttle Orchestra «Live in Ljubljana»

Как звучит

В 2010 году американец Адам Лейн вместе с громоздким оркестром, состоящим из семи человек, записал альбом «Ashcan Rantings», который по праву можно считать одной из лучших джазовых пластинок того времени — так решили критики и слушатели. В этом году на лейбле Clean Feed вышел концерт группы, записанный в словацком городе Любляна, — состав был расширен до девяти человек, что добавило в грув тяжеловесности. Уникальность сочинений Адама Лейна состоит в их универсальности: на протяжении 13 минут в композиции может случится всякое — из танцевального джаза, исполненного в среднем темпе, она может перерасти в бойкий боп, пройдясь при этом по многим мелодическим паттернам. За час с небольшим есть шанс испытать откровения различной степени тяжести — окунуться в красивый соул («Sanctum»), посвинговать под первую и погрустить под вторую печальную часть «Power Lines»/«Blues for Eddie». 

Чем интересен

Адама Лейна нельзя считать сильным приверженцем фри-джаза. Он скорее за благозвучный разноцветный джаз, в котором особый акцент делает, конечно же, на грув.

Отрывок из концертного выступления

Ошибка в тексте
Отправить