Мориц фон Освальд и Хуан Аткинс, Vector Lovers, Джон Робертс и другие новые элек
В новом выпуске регулярной рубрики, отслеживающей новые хорошие записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей», — ведущий блога Neon Sky Rain Виталий Селин о семи интересных электронных альбомах последнего времени.
Coma «In Technicolor»
кто это Кельнский дуэт, который спустя годы подготовительной работы и после пары пробных подходов к барьеру все-таки выпустил полноформатный альбом на главном электронном лейбле своего родного города — Kompakt.
как звучит Альбом, появившийся скорее из-за неприязни к техно, чем по любви к нему: устав от клубных выступлений и однообразности жанра, дуэт решил записать ярко выраженную поп-пластинку — но с очевидным влиянием фирменного звука Kompakt. В итоге нашлось место всему: и несерьезным радиохитам для школьниц («Missing Piece» в духе Hot Chip), и духоподъемным темам для танцполов («Cycle»).
зачем слушать Среди комментариев поклонников зачастую можно найти приговоры типа «better than Daft Punk» — и лучшие моменты альбома их вполне подтверждают.
пример
«Cycle»
Vector Lovers «iPhonica»
кто это Мартин Виллер — не самый известный, но определенно важнейший представитель шотландского лейбла Soma, застенчивый разработчик компьютерных игр, занимающийся музыкой исключительно в свободное время. «iPhonica» – его последний альбом: после него проект Vector Lovers будет свернут.
как звучит Трепетный, буквально невесомый IDM, фирменный жужжащий электрофанк и лиричные, безрадостные мелодии, написанные буквально с детской прямотой и искренностью. «Final Wish», «Sender To Knowhere», «Yesterday Is Gone» — здесь даже названия композиций говорят сами за себя, а уж музыка транслирует необременительную печаль еще лучше.
зачем слушать Вообще-то предполагается, что альбом демонстрирует возможности приложения Nanostudio, с помощью которого можно записывать музыку на своем айфоне, хоть стоя в пробке или в вагоне метро — и эти инновационные изыски как-то отвлекают от того, что из музыки уходит большой человек. При этом лебединая песня Виллеру однозначно удалась.
пример
«Yesterday Is Gone»
John Roberts «Fences»
кто это Джон Робертс, томный меланхоличный юноша из Нью-Йорка, один из главных героев лейбла Dial, выпустивший три года назад широко обсуждавшуюся пластинку изящного дип-хауса «Glass Eights».
как звучит От теплого одухотворенного звука своих предыдущих композиций Робертс стал понемногу отходить в сторону узконаправленных исследований и личных экспериментов, вследствие чего иногда приносит содержание в жертву форме. «Fences» выстроен на основе field recordings со всего света: здесь и морские волны, разбивающиеся о берег в Каннах, и марширующие на параде люди в Японии, и шумные туристы в Версале — но ни один из этих звуков идентифицировать нельзя, все они искажены, обработаны эффектами, пропущены через фильтры и превращены в дип-хаус от ума.
зачем слушать К этой записи вполне применим ярлык «синдром второго альбома», но пройти мимо все-таки нельзя: Джон Робертс уже сделал себе такое имя, что ко всем его последующим работам будет приковано самое пристальное внимание.
пример
«Palace»
Lulu Rouge «The Song Is in the Drum»
кто это Формально — группа из двух датчан, друзей еще одного видного скандинавского электронщика Трентемеллера. На деле же всякий раз для записи альбома эта пара собирает вокруг себя массу приглашенных музыкантов и вокалистов.
как звучит Даже по меркам современной музыки Lulu Rouge очень серьезно заморачиваются над аранжировками своих поп-песен: дабовые партии, дребезжащий и зашкаливающий бас, электронные скрипы, шорохи и шелест, плавно обволакивающий облаком наркотического дыма. Границы дозволенного в плане скрещивания техно и популярной музыки датчане тоже, правда, переходят: «Romano Song», например, исполнена будто бы Тамарой Гвердцители.
зачем слушать Еще один пример того, как требующее усердной работы над звуком современное техно сочетается со скандинавской поп-музыкой — из похожих пластинок последнего времени можно вспомнить альбомы «GusGus» и «Yagya». «The Song Is in the Drum» по уровню, может, и уступает вышеназванным образцам — и все равно получаются хорошие изможденные песни о любви под мрачноватую холодную электронику.
пример
«Landscape of Love»
Juan Atkins & Moritz von Oswald «Borderland»
кто это Пионеры, отцы, ветераны и т.п.; одни из главных людей в электронной музыке за последние два десятка лет. Фон Освальд возглавлял легендарную берлинскую эмбиент-техно-группировку Basic Channel, Аткинс и вовсе считается крестным отцом детройтского техно.
как звучит Альбом четко делится на две части: отвлеченная, абстрактная первая половина с медитативными композициями по десять минут и более собранный, сфокусированный на танцполе заключительный отрезок. Разумеется, тянет предположить, что первая часть — это фон Освальд, а вторая — Аткинс: Мориц всегда был склонен к затянутым размытым полотнам из повторяющихся басовых партий и однообразного ритма, на фундаменте которого пытаются устоять полуимпровизационные партии электронных и акустических инструментов; Хуан же заработал себе имя именно на треках вроде звучащего здесь «Treehouse» — с бубнящим синтезатором, незамысловатой мелодией, тарелочками и хлопками 909-го «Роланда».
зачем слушать Двадцать лет назад эти двое уже сотрудничали вместе в рамках проекта «3MB Feat. Magic Juan Atkins», а вскоре с именами будущих авторов «Borderland» стало ассоциироваться и само понятие «техно». Так что этот альбом, по идее, можно рассматривать как попытку ответа на вопрос, что случилось с жанром за последние 20 лет, — другое дело, что не то чтобы этот ответ очень внятный.
пример
«Treehouse»
Soulsonic «Joy of Being»
кто это Эвальдас Азбукаускас, он же Giriu Dvasios, — житель крошечного литовского города с населением в 50 тысяч человек, выпускающий под разными псевдонимами по несколько полноценных альбомов каждый год. Также заправляет неплохим андеграундным лейблом Cold Tear Records
как звучит Старорежимное техно в самых разных изводах: периодически с приставкой «эмбиент», иногда с ярко выраженными дабовыми и этническими вкраплениями, иногда откровенно танцевальное. Альбом о поиске гармонии и возвращении к корням, записанный фактически в результате бегства из мегаполиса в провинциальную глушь.
зачем слушать Cold Tear Records — хороший пример того, как на независимом лейбле при минимальных вложениях можно выпускать действительно занятную музыку.
пример
«Everyone Has a Sad Story»
Segue «Pacifica»
кто это Еще один персонаж, вдохновляющийся природными ландшафтами и пейзажами, — Джордан Сауэр из Ванкувера. Название лейбла, на котором вышел этот альбом, говорит само за себя — Silent Season, — причем любовь к природе у его создателей сказывается не только непосредственно на музыке: свою продукцию, к примеру, они принципиально выпускают из легко перерабатываемых материалов.
как звучит «Pacifica» — это легковесное, обволакивающее и безмятежное даб-техно. Вариации на тему канадских пейзажей Джордан рисует будто размазанными красками — и характерные басовые петли и сопутствующие атмосферы начинают звучать почти гипнотически. Думается, что удалось это не без помощи известного под псевдонимом Pole Штефана Бетке, который также принимал участие в записи.
зачем слушать Скромные три сотни экземпляров этого альбома разлетелись в кратчайшие сроки. Причина очевидна: дабового техно лучше в этом году пока никто не делал.
пример
«La Rue»