перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Аки Онда, EVOL, Zeitkratzer и другие новые авангардные альбомы

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей». На сей раз в зоне внимания снова авангардные диковины: внутренняя жизнь газировки, настоящий новый рейв, кассетные воспоминания о Мексике и другая музыка, о которой в России никто не пишет.

Jennifer Veillerobe «Luftlöcher»

кто это Наполовину немка, наполовину француженка, которая интересуется звуками любой среды, лишенной следов присутствия человека. В этот раз она просовывает крошечные микрофоны сквозь миниатюрные отверстия в бутылках с газировкой и нажимает на кнопку «запись».

как звучит Полученные из освежающих напитков аудиодокументы Вейероб принципиально не стала обрабатывать — в конце нескольких треков можно расслышать, как она резко вытаскивает аппаратуру наружу: по эффекту напоминает сырые гаражные рок-записи, где вокалист в качестве коды швыряет невыключенный микрофон в угол комнаты. Протовокал появляется местами и на «Luftlöcher» — это рвущийся в атмосферу углекислый газ, который на время сворачивает монополию ритм-секции пузырьков.

зачем слушать Возможность послушать бутылку колы изнутри — уже достаточно сильный аргумент. Впрочем, музыка тут примечательна и сама по себе — она вышла, намеренно или случайно, тихой и по-интимному домашней. Напиток (какая конкретно газировка использовалась, Вейероб предусмотрительно не упоминает), что удивительно, представляется слушателю так, как того хотели бы маркетологи: вас двое, только ты и твой продукт, и сейчас ты воспользуешься правом собственности и изменишь его навсегда, сорвав крышку.

пример

 

отрывок альбома

 

 

Dylan Nyoukis «The Acrylic Widow»

кто это Шотландский экспериментатор, который прославился своим ранним проектом Prick Decay, дуэтом с супругой под названием Blood Stereo, а также активной кураторской деятельностью. Без ума от своей дочери — она участвовала во многих записях Ньюкиса, хотя ей, кажется, сейчас нет и десяти.

как звучит На «The Acrylic Widow» Ньюкис (вполне вероятно, как раз-таки попав под влияние дочери) делает все, что нельзя: разговаривает на тарабарском, играет с едой, громко издает дурацкие звуки, пытается сломать пианино и гармошку, просто несносно шумит. Сорокалетнего мужика на время успокаивают только пассажи лоу-файной электроники — впрочем, к середине альбома мелодичные фрагменты начинают даже раздражать.

зачем слушать 40-минутная буффонада сложилась в один из самых блестящих альбомов начала года. Чередование деятельных припадков и периодов покоя после внимательного прослушивания кажутся более свойственными не детям, а беккетовским умалишенным, и вот тогда уже становится немного страшно. В названии одного трека, будто случайно, даже фигурирует слово pebbles («камушки»), которое в англоязычной культуре прочно ассоциируется с болезненным обрядом Моллоя из одноименного романа; другая вещь посвящена суицидальному персонажу Сэлинджера.

пример

 

фрагмент альбома

 

 

EVOL «Proper Headshrinker»

кто это Рок Хименес де Чиснерос и его коллега Стивен Шарп пытаются изобрести новый рейв, не такой, что умер в младенчестве лет шесть назад, а совсем новый, свободный от условностей того, что принято называть музыкой. Кстати, EVOL в данном случае — это не слово «любовь» наоборот, а «бузина» по-каталонски.

как звучит «Proper Headshrinker» — это десять звуковых паттернов, каждый протяженностью ровно в три минуты. Альбом, композиции на котором напрочь лишены хотя бы малейшего развития, с первой секунды плотно подключается к сознанию слушателя и на время превращает головной мозг в кисель. При всей эпатажности запись строго соответствует изначальной концепции и остается более чем пригодной для энергичных (но не слишком продолжительных) танцев.

зачем слушать Де Чиснерос называет себя хулиганом компьютерной музыки, однако это верно только отчасти. Его новая выходка — еще и образец вопиющего музыкального футуризма, академично развивающий идеи предшественников (из последних — Редзи Икеды, Марка Фелла и Флориана Хекера). Прослушать «Proper Headshrinker» от начала до конца довольно сложно, но в небольших дозах он эффектен, интуитивно понятен и даже способен развлечь, как пришедшаяся к месту непристойность.

пример

 

Девятиминутное превью альбома

 

купить в iTunes

 

 

Butcher/Buck/Mayas/Stangl «Plume»

кто это Англичанин Джон Бутчер — бывший математик, а сейчас — один из главных авант-джазовых саксофонистов. «Plume» представляет собой два записанных вживую импровизационных сета: на первом к Бутчеру присоединяется австрийский гитарист Буркхард Штангль, на втором — берлинская пианистка Магда Майас; перкуссионист австралийской группы The Necks Тони Бак присутствует на обоих.

как звучит Привычных глубоких вибрирующих трелей Бутчера здесь мало, он вообще старается держаться на заднем плане, давая фору остальным. Лейтмотив первой, более легкой части, — едва уловимые фрагменты псевдовосточных мелодий. Во втором сете («Vellum») на замену гитаристу выходит Майас, которая играет на внутренностях рояля, почти не трогая клавиш. С появлением женщины Бутчер и Бак начинают сходить с ума и вести себя, как пьяная матросня в аналогичной ситуации: первый ревет и воет, второй играет так, будто ломает мебель.

зачем слушать Импровизационная музыка нередко оказывается подобна порнографии, где смотреть несколько более важно, чем слушать. «Plume», впрочем, — другой случай, особенно это касается второй главы. На «Vellum» активность трио ощущается многомерно, спонтанные образы постепенно сплетаются в крепкую мускулатуру, к тому же здесь все так герметично, а конкуренция между напарниками в финале настолько усиливается, что впору подумать, будто записывалась эта музыка вживую на плоте «Медуза».

пример

 

«Vellum»

 

 

Joseph Hammer, Jason Crumer «Show Em The Door»

кто это Джозеф Хаммер начинал в 1970-е как участник калифорнийской тусовки гениальных дилетантов Los Angeles Free Music Society (LAFMS), а позже участвовал в массе проектов и записывался сольно. Джейсон Крамер играл на гитаре в известной преимущественно своим названием группе Facedowninshit. Имеет репутацию ушедшего от правосудия насильника, скорее всего, надуманную.

как звучит Хаммер делает то, что умеет лучше всего, — организует из причудливых сэмплов, коллекцию которых он собрал еще до цифровой эпохи, авторскую атмосферу спокойной, но щемящей тоски: такую можно найти почти на всех его записях. Представляющий более молодое поколение нойз-музыкантов Крамер варварски танцует вокруг с электронным грохотом, но не особо вмешивается.

зачем слушать Изрядная дистанция между соучастниками видится несомненным преимуществом этой записи. Хаммеру всегда был нужен отвлекающий маневр, ложный первый номер: когда создана основная материя звука, ему есть что расшивать своими яркими заплатками. «Show Em The Door» — это не состязание шумовых школ Калифорнии, но и не сюжет про учителя и ученика. Крамера тут просто использовали, причем так, что тот остался доволен.

пример

 

превью альбома

 

 

Aki Onda «Cassette Memories Vol.3: South of the Border»

кто это Ребенком японец Онда, будущий продюсер и медиахудожник, был поражен отснятой на камеру Super 8 пленкой, которую его отец-олимпиец привез с игр 1968 года в Мексике. Спустя 37 лет он впервые сам отправился в страну детских грез и взял с собой три кассетных плеера, на которые записывал все звуки вокруг. Когда два из них сломались, Онда решил, что так даже круче.

как звучит Полевая запись, хотя и разделена на пять частей, имеет целостную структуру с неким подобием нарратива. Источники звуков в большинстве случаев определить сложно из-за аналогового тумана, сгенерированного неисправностью двух третей аппаратуры. Маяками в этой мгле становятся два повторяющихся время от времени музыкальных фрагмента — уличный оркестр и деревянная дудочка. Оркестр каждый раз предвещает бурю, сначала песчаную, потом, по всей видимости, из птичьего гвалта. Дудочка символизирует окончание ненастья.

зачем слушать Рассказывая о своей любви к Мексике, Онда упоминает про фильм Алехандро Ходоровского «Крот», который там снимался и вообще очень на него повлиял. Лирический герой «South of the Border» становится как раз персонажем мрачных экспериментальных фильмов, который бродит по периметру своего сумрачного сознания в поисках выхода, переживая одни и те же встречи.

пример

 

«Bruise & Bite»

 

 

Alessandro Bosetti «Stand Up Comedy»

кто это Итальянец, который играет в игры на стыке музыки, лингвистики и антропологии. В рамках одного из проектов, например, он поехал в глухую африканскую деревню, целый день заставлял местных жителей слушать авангардные альбомы в своем плеере, а потом собирал у них впечатления. На «Stand Up Comedy» Босетти разговаривает с разными людьми при поддержке самодельного устройства, которое, по задумке, должно помогать ставить собеседника в неловкое положение.

как звучит Штука под названием Mask/Mirror записывает человеческую речь, а потом в режиме реального времени вставляет в разговор обрывки уже использованных фраз в случайном порядке. На первой стороне пластинки собраны интервью, публичные выступления и частные телефонные разговоры, во время которых Босетти включал свое устройство. Аналогичная манипуляция была проделана с музыкой, которая тут скорее фоном. На второй стороне аккомпанемент уже интенсивнее: появляются синтезатор, виолончель и кларнет, а Босетти разыгрывает подслушанный где-то разговор про функциональное сходство речи с испражнением. Машинка тоже в деле.

зачем слушать Получается как минимум забавно, а местами и смешно. Босетти выбирает к тому же рискованные темы: шутит про Гуантанамо или, скажем, допрашивает свою престарелую родственницу, любил ли дед скакать верхом по лесу (та, кажется, подозревает, что Босетти выпил). Кроме того, этот альбом — превью возможного будущего, когда чувство юмора индивидуума будет напрямую зависеть от используемого им гаджета.

пример

 

«Life Expectations»

 

 

Zeitkratzer «Grand Orchestra»

кто это Паневропейский коллектив экспериментаторов с расплывчатыми границами, собранный в 1999 году немцем Райнхольдом Фридлем. Переигрывают на классических инструментах Merzbow и Whitehouse, интерпретируют Джона Кейджа и Карлахайнца Штокхаузена, успевая сочинять свой материал, за который, впрочем, Zeitkratzer любят далеко не в первую очередь. На новой записи играют вместе с целой толпой детей и стариков, которые до этого не знали про музыку приблизительно ничего.

как звучит Весь оркестр был разбит на девять групп по числу профессионалов из Zeitkratzer, вокруг которых собрались новички. Гостям не объясняли, как играть, а только подсказывали, когда начать, а когда прекратить. Два длинных этюда начинаются с легкого волнения: ударных почти не слышно, а голоса духовых напоминают скулеж выводка щенков, брошенных матерью в лесной чаще. В конце каждого отрывка уже появляются трубы, зовущие на войну под сейсмический гамелан.

зачем слушать Первичное свойство этой музыки — постоянное напряжение, которое с каждой минутой растет (до степеней, которых не ждешь от людей с улицы). Аудиальное отсутствие участников Zeitkratzer провоцирует вопрос о методах и, вообще, необходимости профессионального художественного образования. Остроумный ответ тоже имеется: в какой-то момент на авансцену неожиданно выходит отряд волынщиков.

пример

 

Фрагмент записи «Grand Orchestra»

 

Alberich «Fortification/Guard Tower»

кто это Нойзовый деятель Крис Лапке — хороший друг Доминика Ферноу (он же Prurient): работал со звуком и сводил многие его записи. Собственная музыкальная карьера выдалась у него менее заметной. Двойная антология его проекта Alberich, вышедшая в этом году, вместила почти всю произведенную под этим названием музыку.

как звучит Шум, как у Лапке, — ортодоксальный, пубертатно-злой и даже туповатый — в последнее десятилетие не стеснялись делать только те, кто его когда-то придумал. Свои композиции он катит с горы валунами, его, есть ощущение, в жизни интересуют только звуки механики тяжелых объектов. Из всего материала выделяется лишь симфония «Heat Death», но только тем, что камлание там продолжается с гитарой.

зачем слушать Лапке ревностно защищает свою территорию и заодно свое право шуметь по старому обряду. Желание сохранить во что бы то ни стало устои нойза попало в заглавие сборников («Оборонительное сооружение» и «Сторожевая вышка»), да и сам проект назван в честь вагнеровского гнома Альбериха, стерегущего золото нибелунгов. По-своему этот реакционизм даже прекрасен.

пример

 

«Rumbala»

 

купить в iTunes: часть первая, часть вторая

 

 

Keith Fullerton Whitman «Greatest Hits»

кто это Заслуженный ветеран андеграундной электроники, проделавший путь от болезненного IDM в 1990-х (под вывеской Hrvatski) до большой композиционной формы. Уитман занимается еще и торговлей музыкальными диковинками в конторе Mimaroglu, где можно найти, например, исландскую электроакустику 1960-х. Весной решил признаться миру, что именно он придумал гипнагогический поп, выложив 12 часов любимых песен детства, замедленных в два раза и имеющих другие увечья. Говорит, что работать над этим массивом начал еще в 2003 году.

как звучит Где-то — как все прочие порождения ретромании, где-то — как десятиминутные обрывки аморфного гула, где-то — как пасторальное благолепие еще большего хронометража. Что-то узнаваемо (Metallica, например), что-то — нет. 12 часов музыки — это просто слишком много.

зачем слушать Сначала кажется, что перед нами концептуальная шутка, гигантский кенотаф для придуманного журналистами жанра. Но, видимо, нет. Во-первых, музыка в этих дебрях попадается правда интересная, а во-вторых, Уитман пообещал вскоре выложить вторую часть. Учитывая последнее обстоятельство, слушать лучше вовсе не начинать.

пример

 

фрагмент альбома

 

 

Ошибка в тексте
Отправить