перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Negra Branca, La Machine и другие психоделические альбомы

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Волной». На сей раз — психоделический рок и неокраут: от ритуального эмбиента под драм-машину до импровизаций на самодельных инструментах и реверансов шестидесятым.

Negra Branca «N B»

Дебют участницы британской краутроковой группы Gnod — ритуальный психоделический эмбиент под перестук минималистичной драм-машины

Negra Branca «N B»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

За восемь лет манчестерский коллектив Gnod неоднократно сменил состав и попробовал себя в разнообразных психоделических жанрах музыки. Сперва Negra Branca играли крепкий, бескомпромиссный краут с заоблачными гитарными соло — сейчас же они делают крайне интимную аналоговую электронику, которую бросает то в эмбиент, то в нойз. В прошлом году группа основала лейбл Tesla Tapes, где выпускает сольные пластинки участников группы, друзей и знакомых. Дебют Negra Branca — это сценический псевдоним Марлен Рибейро, басистки и клавишницы Gnod, — стал первым в каталоге дочернего лейбла Tesla Tapes — Ono Tesla, где, по словам создателей, издается «очень особенная музыка». «N B» — это и вправду очень специфический микс из чуть ли не животных песнопений Марлен, латиноамериканского фолка, пульсирующего закольцованного дабового баса, мистического аналогового бэкграунда и простой, но необходимой драм-машины. Так могли бы звучать британцы Seefeel, если бы переехали в Бразилию или Мексику — поближе к жаркому томному солнцу и бескрайнему предзакатному небу.

Чем интересно 

Марлен Рибейро создает поистине женскую музыку, вплетая в довольно грубую и смелую структуру песни то ласковые вздохи, то звуки поцелуев, то воистину дурманящий шепот, раздающийся где-то в темноте.

«Those 27»

Guardian Alien «Spiritual Emergency»

Второй альбом барабанщика блэк-металлистов Liturgy и экспериментаторов Zs — долгий и почти бессюжетный трип о поиске себя в мире звуков

Guardian Alien «Spiritual Emergency»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Пять абсолютно разноплановых треков, основанных на скоростных, местами грязных ударных Грега Фокса. Зачастую сюжет обрывается на середине, уступая место короткой шумовой или дроуновой репризе. Первые три трека будто бы нарочито недоделаны; последние же два, «Mirage» и одноименная «Spiritual Emergency», напротив, раскрывают задумку альбома. Есть и глубинный дроун, укорененный в народной музыке, и откровения вроде голоса Станислава Грофа, американского психолога, основные работы которого посвящены измененному состоянию, — в последнем, самом динамичном треке он доступно объясняет концепцию альбома. Она — в поиске спиритической энергии и духовном развитии.

Чем интересно 

Над «Spiritual Emergency» работал продюсер Вартон Тиерс, известный по сотрудничеству с Sonic Youth и Гленном Бранкой. Оттого и звук здесь грязный, сухой и размашистый.

«Tranquilizer»

Radar Men from the Moon «Strange Wave Galore»

Третья запись голландских кудесников спейс-рока — мрачный гитарный грув в духе классиков жанра

Radar Men from the Moon «Strange Wave Galore»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Спейс-рок, навьюченный всякой всячиной: в одной композиции довлеет шумный эмбиент, в другой нарастает цепкий грув, по пути прибавляя скорости. Отличие «Strange Wave Galore» от предыдущих альбомов группы — сильный акцент на стоунере; заметно также, что на Radar Men from the Moon сейчас очень влияют также голландские спейс-рокеры The Machine — только трио играет здесь смелее и современнее.

Чем интересно 

Музыка Radar Men from the Moon будет понятна как воспитанным на старорежимном психоделическом роке, так и юным любителям построка.

«Strange Wave Galore»

La Machine «Phases & Repetitions»

Альбом участников дэнс-панк-квинтета Six Finger Satellite, случайно найденный на полках и увидевший свет спустя 15 лет после его первого издания на самопальных кассетах

La Machine «Phases & Repetitions»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

«Phases & Repetitions», тридцатипятиминутная работа трио из крохотного американского городка Провиденс, будто бы вырвана из временного континуума. Если бы выпускающий лейбл Castle Face Records не указал точную дату распада коллектива, можно было бы принять La Machine за наших современников — или же, наоборот, забытых классиков нью-йоркской нойзовой сцены, популярной в 70-х. Ритм-секция, основной костяк, то создает тягучий, почти блюзовый рисунок, нарочито ошибаясь и пропуская очень важные хуки, то играется в настоящий ноу-вейв и нойз. Уравновешивают провалы наркотический, трижды обработанный вокал, то плывущий над музыкой и вводящий слушателя в транс, то сбивающийся в крикливый постпанк-боевик, где невозможно разобрать слов. Самая наглядная композиция — финальная «Who Is He»: замедленная околокраутовая структура рассыпается в шумовую аппликацию.

Чем интересно 

«Phases & Repetitions» будет верным сравнить с лучшими работами таких культовых групп, как Liquid Liquid, Gang of Four или ESG — с поправкой на новый, нарочито грязный звук.

«Supermaggot»

Avarus «Salon Des Amateurs»

Финский психоделик-фолк-биг-бенд, состоящий из участников Anaksimandros и Pylon, выпустил импровизацию на самодельных инструментах

Avarus «Salon Des Amateurs»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Для записи альбома состав сократили до шести человек — раньше в Avarus было от 10 до 20 участников, растягивающих жанровые рамки. «Salon Des Amateurs» — это два двадцатиминутных джема, во время которых финны, будто бы не слушая друг друга, создают лютую какофонию. Впрочем, иногда появляется фанковый бас, уводящий импровизацию в прог-рок. Особенно забавно Avarus ускоряются после долгих и довольно монотонных экспромтов.

Чем интересно 

Самый гармоничный альбом группы, ранее участвовавшей в совместных джемах с Jackie-O Motherfucker.

«Track 1»

Ernest Gibson «Island Records»

Третья пластинка датского шумовика и мистика, в этот раз ступившего на путь мрачного и беспокойного неокраута

Ernest Gibson «Island Records»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

На Bandcamp Эрнеста Гибсона в тегах к его двум предыдущим альбомам значится примечательное слово outsider — именно так оценивает себя музыкант. Отчасти с ним можно согласиться: если бы не Джулиан Коуп, присудивший «Island Records» титул «винил месяца», о Гибсоне мало бы кто узнал. Два предыдущих альбома датского музыканта очень похожи друг на друга: это шумовые эксперименты, зачастую переходящие в постиндастриал и дроун. По сравнению с ними «Island Records» выглядит как полноценный поп-альбом: во-первых, Гибсон запел, во-вторых, здесь есть поистине краутовая ритм-секция — закольцованные ударные и монотонный булькающий бас. Эта музыка одинока и эфемерна, будто бы записывалась на необитаемом острове. Местами пугающее эхо и шумовые индустриальные куски иногда заглушают ритмовую структуру песни, будто бы Гибсон обращался за советом Скотту Уокеру. Гитарные соло, помноженные на блюзовую гармонию, делают «Island Records» редким психоделическим альбомом со своим, исключительным настроением.

Чем интересно 

Мистический альбом музыканта, который за почти трехлетнюю карьеру не дал ни одного живого выступления.

«When You Get There»

Spökraket «Darling Adharma»

Второй альбом одной из самых самобытных психоделических датских групп, изданный на двух дисках

Spökraket «Darling Adharma»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

На странице группы в фейсбуке сообщается, что Spökraket играют психоделический рок, под который можно или замечтаться, или пуститься в пляс. Spökraket отличает самобытный звук: весь альбом записан нарочито грязно, будто недосведен или просто недоделан. Это скорее играет на руку: громадные гитарно-шумовые пласты, растянутые на десятки минут, прерываются незатейливой сопровождающей гитарой, которая кажется не подключенной ни к одной примочке. За ней следует такой же простецкий по духу куплет и зачастую душевный поп-припев. Именно по такому закону сконструированы все песни в «Darling Adharma». Spökraket ни в коем случае не пытаются показаться сложными и мрачными — их музыка вдумчива и освобождена от гитарного пафоса.

Чем интересно 

На родине Spökraketнастоящие звезды: группа активно гастролирует по Европе и собирает немаленькие залы. Вероятно, дальше Spökraket когда-нибудь добавят духовые и струнные — уже по «Darling Adharma» понятно, что их тянет в адекватные эксперименты.

«The Gospel According to George Epstein»

Holy Wave «Relax»

Ненавязчивый и умный психоделический рок с реверансами в сторону шестидесятых

Holy Wave «Relax»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Несмотря на обложку, не стоит ждать от остинской четверки жуткого хоррор-звука и зубодробящего гитарного лязганья. «Relax» — это солнечная, танцевальная, в некотором роде смешная и незамысловатая гитарная музыка. Holy Wave исполняют абсолютно доступные поп-песни, облачая их в психоделическую обертку, — иногда звучит слишком громко и настойчиво, но чаще томно и размеренно. Есть место и закосу под фолк 60-х годов, и размашистым гитарным соло, и космическому электрооргану, и закольцованной краутроковой ритм-секции. Особый шарм «Relax» приобретает, когда Holy Wave играются в серф-рок — и тут становится ясно, что именно так должен звучать настоящий инди-рок будущего.

Чем интересно 

Цепкими мелодиями Holy Wave подкупили боссов английского лейбла Rocket Records — в своем блоге компания постоянно упоминает группу в качестве новых героев. С подачи Rocket Records группа уже поучаствовала в совместных концертах с Goat, признанными классиками афрокраута.

«Wet and Wild»

The Cult of Dom Keller «The Second Bardo»

Продолжение дебютника от английского психоделического квартерта — еще более холодное и отстраненное, но не растерявшее шугейзовый пафос

 The Cult of Dom Keller «The Second Bardo»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Дебютным одноименным альбомом в прошлом году The Cult of Dom Keller резко и довольно высоко подняли планку на мировой неокраут-сцене. В нем было все: и тягучие удушливые проигрыши в духе классиков жанра Hawkwind или Spacemen 3, кислотные гитарные пассажи, напоминавшие лучшие работы Acid Mothers Temple и победоносные стоунер-металлические раскаты Black Sabbath. В этот раз английская группа тоже решила не отходить от поставленных целей: семиминутные ударные лязганья кропотливо смешаны с мрачным и холодным вокалом, местами сквозь краутовую структуру и лихой ритм встревают умилительные ситары и народные колокольца. The Cult of Dom Keller хладнокровно уходят в пафосный шугейз, заставляющий встрепенуться самого сонного слушателя. С академической точностью и долей позерства англичане обеспечивает музыке мистичный плотный звук. «The Second Bardo» — второй том большой краутроковой саги.

Чем интересно 

The Cult of Dom Keller сразу же взял под крыло лейбл Cardinal Fuzz, на котором издаются такие звезды психоделического саунда, как The Heads и The Cosmic Dead. А это значит, что английский квартет уже считается звездами неокраута.

«All The Plague»

Flowers Must Die «Flowers Must Die»

Шведская психодел-рок-команда с третьим, лучшим и снова одноименным альбомом, на котором коллектив уходит от классических неокраут-импровизаций в дезерт-рок

Flowers Must Die «Flowers Must Die»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Пять лет Flowers Must Die игрались в стойкий, сухой и бескомпромиссный краутрок в стиле Hawkwind или Amon Düül II. На двух предыдущих пластинках они позволяли себе длинные, почти двадцатиминутные импровизации с различным, зачастую очень бойким и разнообразным сюжетом. В музыке Flowers Must Die всегда были неугомонный грув, гитарные запилы и строгий нордический характер. К третьему альбому шведы не то чтобы сильно остыли — скорее умерили прыть, уступив более точечным психоделическим ходам. Впервые Flowers Must Die записали для пластинки не три бесконечных композиции, а восемь триповых треков. Каждый отличает особая красочность — группа расширила свой инструментарий, добавила грязного шума, пустынного бэкграунда, а иногда, с помощью струнных, и восточного колорита. Результат превзошел все ожидания — пройдет время, и третий одноименный альбом Flowers Must Die войдет в историю шведской гитарной музыки наравне с какими-нибудь Hills или Siena Root.

Чем интересно 

Flowers Must Die назвались в честь одноименной композиции классиков психоделической сцены Ash Ra Tempel и нисколько не отходят от заданного названия — это тоже вязкий и бескомпромиссный краутрок, только звучащий тяжелее и свежее.

«Hörsägen»

Ошибка в тексте
Отправить