перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Keyboard, Бобан Петрович, саундтрек к «Sex Fever» и другие переиздания

Издаваемый с вибратором саундтрек к винтажному австрийскому порнофильму, беззаботный поп из Белграда, психоделический фолк от сравниваемого с Сидом Барреттом австралийца — в новом выпуске рубрики о записях, не охваченных «Волной», на сей раз посвященном переизданиям.

Luc Marianni & Jacques Jeangérard «Numéralogique»

Изданная в прошлом году на диске и недавно напечатанная на виниле коллекция превосходных работ, основанных на пролежавших в столе почти сорок лет пленках гениального французского композитора-минималиста

Luc Marianni & Jacques Jeangérard «Numéralogique»

Как звучит

Француз Люк Марианни из той породы музыкантов-хамелеонов, что делали самую свежую и смелую экспериментальную музыку семидесятых и восьмидесятых, беспрестанно расширяя горизонты. Благодаря парижскому лейблу (он же виниловая лавка) DDD в последние годы неизвестные записи Марианни активно издаются и попадают в том числе к не самой очевидной аудитории, причиной чему служат ремиксы от передовых электронных продюсеров вроде Джареда Уилсона, Bass Clef и Оу Би Игнитта. При помощи давнего соратника Жака Жанжерара Марианни, чьи первые работы в составе авант-роковых коллективов Rock Critics и Sylphe были изданы на заре восьмидесятых, на базе двух 50-минутных импровизационных сюит, датированных 1975–76 годами, сделал новый двойной альбом. И как хорошо, что этим пленкам была дана вторая жизнь: «Numéralogique» впечатляет с первых же звуков вступительной композиции «Non!». Это вполне способный потеснить с постамента общепризнанную классику ранней электроники сплав эмбиента, конкретной музыки и всех сопредельных жанров, кропотливо и с большой фантазией сочиненный, богатый на детали и ни разу — что следует особенно отметить — не скучный, несмотря на практически двадцатиминутный хронометраж каждой композиции.

Чем интересно

Пусть это и прозвучит избито, клише в данном случае не избежать, благо что это абсолютная правда: «Numéralogique» — настоящее путешествие в космос (и этот космос представляется чем-то вроде мультипликационного шедевра, «Дикой планеты» Рене Лалу) и в голову чрезвычайно одаренного человека. Рассеянный взгляд за горизонт тут сменяет неясная тревога, умиротворенный пейзаж чередуется с межпланетным блицкригом, молекулы и морской бриз поют о вечном. Приключение, которое дорогого стоит. Что приятно, заявлено продолжение: судя по всему, в архивах Марианни еще достаточно интересных находок.

«Non!»

Keyboard «Hungry Man»

Единственный альбом нигерийского дуэта; образцовая для конца семидесятых афрофанк-запись, которая до этого года оставалась практически неизвестной

Keyboard «Hungry Man»

Как звучит

Спродюсированный культовым нигерийским звукоинженером и музыкантом Одионом Ируоже и записанный двумя крайне востребованными в семидесятые сессионщиками при помощи участников групп SJOB Movement и The Black Santiagos, «Hungry Man», как сказано выше, для своего времени характерен: это струящийся афробит с почти физиологическим грувом. Дело в качестве: то, как пышно и цветисто звучат эти безотказные песни с заливистыми духовыми, квакающими гитарами и булькающими синтезаторами; выдающаяся продюсерская работа.

Чем интересно

Не потерянный шедевр, но, безусловно, крепко сбитый альбом, заслуживший наконец право занять видное место на полке пытливого коллекционера.

«Peaceable World»

K. Leimer «A Period of Review (Original Recordings: 1975–1983)»

Сборник ранних сочинений разностороннего американского эмбиент-музыканта

K. Leimer «A Period of Review (Original Recordings: 1975–1983)»

Как звучит

«Микромуг», драм-машины, пленочные лупы, примочки и гитары — арсенал студийного затворника и хозяина культового впоследствии среди любителей раннего неочевидного эмбиента лейбла Palace of Lights, жителя Сиэтла Керри Леймера, впечатляет. Впечатляет и жанровый разброс работ молодого Леймера, собранных на этой щедрой обзорной компиляции, — вдохновляясь немецкими краут-кудесниками и зарождавшимся за океаном меланхоличным арт-попом имени Брайана Ино и Роберта Фриппа, он производил на свет и пасторальный нью-эйдж, и шумовой дроун, и лаконичную неоклассику, и трудно характеризуемые эксперименты с экзотической музыкой всех частей света, и вполне самодостаточные, оседающие в голове песни. На одну из них, «Lonely Boy», лейбл-герой Rvng, выпустивший в свет это выдающееся, кроме шуток, издание, даже подготовил официальный клип — спустя более чем тридцать лет после появления песни.

Чем интересно

Тем, что еще один сокрытый от многих глаз талант, чья музыка сильно резонирует с востребованными в последние годы модными умниками вроде Sun Araw и Дэниела Лопатина, приобретет долгожданных новых слушателей.

«Lonely Boy»

Boban Petrović «Zora»

Беззаботная югославская поп-музыка высшей пробы

Boban Petrović «Zora»

Как звучит

Белградский музыкант и диск-жокей (а позже бизнесмен и даже владелец андалусийского футбольного клуба) Бобан Петрович после распада собранной им в середине семидесятых диско-фанк-группы Zdravo решил заняться сольной карьерой. Две вышедшие в первой половине восьмидесятых долгоиграющие пластинки музыканта, «Žur» и «Zora», однако, не вызвали особенного энтузиазма в тогда еще благополучной (как и музыка Петровича), переживавшей кратковременное экономическое чудо стране, и предприимчивый музыкант вскоре подался в бизнес. Как это часто происходит, записи оценили сильно позже и далеко не только в бывших союзных республиках — за обоими альбомами уже несколько лет идет ожесточенная охота коллекционеров, а ценник оригинала «Zora» на Discogs достигал 370 евро. Это вовсе не блажь диско-собирателей: обе пластинки Бобана под завязку набиты идеально спродюсированными, сияющими диско- и соул-шлягерами, в новейшее время служащих подспорьем для диджеев и расходящимися на семплы у музыкантов по обе стороны Атлантики. Переиздали второй альбом певца, правда, на родине — «Zora» стала пилотным релизом молодого белградского лейбла Disco Not Disco.

Чем интересно

В югославской Сербии тех лет западническая поп-музыка буйно процветала и вовсе не была редкостью, но настолько солидно и с любовью сделанной совершенно точно был дефицит. Как в случае со многими грамотно подготовленными и давно назревшими архивными переизданиями, можно сказать, что восторжествовала историческая справедливость. Ну и пластинку теперь можно приобрести за вполне разумные деньги.

«Zajedno Srećni»

Joan Bibiloni «El Sur»

Востребованный испанский гитарист с неординарной сольной карьерой

Joan Bibiloni «El Sur»

Как звучит

Родившийся на Майорке в середине прошлого века испанский музыкант Хоан Бибилони начинал в психоделической фолк-группе Euterpe, позже играл прогрессив-рок, фанк, джаз-фьюжн тропических температур, органический эмбиент и даже что-то вроде протохауса. Записывался и выступал с беспокойным австралийским чудаком Дэвидом Алленом (Gong), фронтменом Yes Джоном Андерсоном, светилом кентерберийской сцены Кевином Айерсом и самим Джоном Кейджем. Столь богатая биография и палитра умений и предпочтений не могли не сказаться и на сольных работах Бибилони. На «El Sur» собраны композиции из альбомов музыканта 1984–1991-х годов, и чего тут только нет: легкий и насыщенный, как воздух Майорки, гитарный эмбиент, порывистый диско-буги, знойный полуночный балеарик-поп и даже неописуемый экзотический номер с разноголосьем на шести языках — английском, испанском, немецком, итальянском, японском и исковерканном русском (на котором звучит что-то вроде «всем тем, кто владеет миром, — пожалуйста, оставьте нас в покое»).

Чем интересно

Недавно основанный архивный виниловый импринт Music From Memory продолжает радовать безупречными селекцией и визуальной подачей — в полной мере ценность этой музыки ощущаешь, держа в руках здорово изданную пластинку.

«Migas»

Ned Doheny «Separate Oceans»

Калифорнийский софт-рок семидесятых: солнце, океан, яхты, долгая счастливая жизнь

Ned Doheny «Separate Oceans»

Как звучит

Как и прочий белозубый и ласковый яхт-рок, босоногий AOR и голубоглазый соул лучшего для поп-музыки десятилетия: аккуратно, бесконфликтно, с повышенным содержанием сахара — и местами совершенно неотразимо. Нед Доэни, вероятно, самый известный музыкант из этой подборки, гостил в американских, британских и японских чартах, его перепевали Чака Хан, Average White Band и Тата Вега (ее диско-версия «Get It Up for Love» возымела больший успех, чем изящный оригинал), работал с участниками Eagles, Дейвом Мейсоном, Джексоном Брауни, «Мамой» Кэсс Эллиот и другими кассовыми музыкантами. Однако начиная с восьмидесятых Нед ушел в тень и вскоре оказался забыт даже многими современниками, так что подборка песен с трех лучших его альбомов, а также прежде не публиковавшихся демоверсий, собранная дотошным лейблом Numero Group под одной обложкой, — вещь полезная и своевременная.

Чем интересно

Второе за два года переиздание Донни и Джо Эмерсона, сборник Too Slow to Disco, Тодд Рандгрен и 10сс в сумках молодых диджеев — все это указывает на возрастающий и еще недавно показавшийся бы парадоксальным интерес к благополучному взрослому року времен юности мам этих самых диджеев. Нед Доэни с его расслабленным (но с иголочки) курортным грувом точно не худший вариант обратить на эту музыку незашоренный взгляд.

«Get It Up for Love»

Cha Cha Guitri «French Synth Wave — St. Etienne 1981»

Обаятельный и артистичный минимал-синт от прежде безвестного французского квартета

Cha Cha Guitri «French Synth Wave — St. Etienne 1981»

Как звучит

Cha Cha Guitri — это две молодые пары, познакомившиеся, как водится, в колледже и объединенные любовью к «Баухаусу», художнику Мохой-Надю, платьям по эскизам Сони Делоне, а также к группе Kraftwerk. Забросив однажды в пыльный угол гитару, саксофон и флейту, юные художники из Сент-Этьена освоили пару синтезаторов и классический «роландовский» TR-808, после чего принялись записывать прямо дома у одного из участников Cha Cha Guitri, Сержа, короткие и сырые, с присущей эпохе тяге к абсурдным дадаистским коллажам, зарисовки, продуктивно и неплохо, что хорошо слышно, развлекаясь. За время существования CCG выпустили две кассеты на локальном андеграундном лейбле и дали три — три! — концерта. Спустя тридцать лет, в дни, когда архивный минимал-синт и всевозможную синтезаторную придурь любит и собирает пусть не очень большое, но весьма сплоченное и преданное комьюнити, такие находки — немалая ценность.

Чем интересно

Еще один хороший артефакт из, судя по всему, бездонного наследия эпохи. Как и недавно переизданный второй альбом американцев Xex, музыка Cha Cha Guitri неплохо показывает содержимое голов юных воспитанников гуманитарных университетов рубежа семидесятых и восьмидесятых. И черт возьми, как же занятно были устроены эти головы.

«Non non non»

Pip Proud «A Fraying Space»

Аскетичный психоделический фолк от австралийской версии Сида Барретта

Pip Proud «A Fraying Space»

Как звучит

Странного вида, похожий на строго воспитанную девочку молодой человек в больших очках и котелке. Не менее странные песни. К Пипу Прауду, когда к нему уже в девяностые пришло какое-никакое признание, намертво приклеился ярлык австралийского Сида Барретта, и не сказать чтоб он был неточным: сходство этих анахоретских, наполненных лишь звенящей тишиной, странным интимным голосом да нестройными гитарными переборами песен с творчеством великого английского затворника действительно прослеживается. Но это, конечно, совпадение: самые тиражируемые ныне песни Прауда датированы 1966–1969 годами, когда он выпускал пластинки приват-прессами количеством от двадцати до пятидесяти экземпляров, то есть записаны они еще до сольных записей Барретта. «A Fraying Space» — не первый сборник Пипа Прауда (предыдущие два были изданы в середине девяностых); собран он крайне толковым японским лейблом EM, релизы которого, вот честное слово, можно покупать с закрытыми глазами.

Чем интересно

Не будет такой уж дерзостью сказать, что сочинения трепетного барда Пипа Прауда песне к четвертой-пятой сливаются примерно в одну. Но оторваться все равно невозможно — песня эта затягивает.

«De Da De Dum»

Craig Leon «Anthology of Interplanetary Folk Music Vol. 1»

Авторизованная антология авангардных работ важного американского продюсера

Craig Leon «Anthology of Interplanetary Folk Music Vol. 1»

Как звучит

Удивительная биография: флоридец Крейг Леон, получивший классическое музыкальное образование на дому, в начале семидесятых перебрался на Манхэттен, где попал в самый эпицентр музыкальной индустрии: на его счету как A&R-менеджера контракты с начинающими Ramones и Talking Heads, как студийного продюсера и музыканта — участие в десятках, если не сотнях, альбомов как поп-, так и независимых артистов (среди которых Blondie, The Fall, The Chills, Suicide, The Wailers, Front 242). Еще через десятилетие Леон одну за другой выпускает три сольные (первые и последние в до сих пор активной карьере) пластинки, «Nommos» (вышедшую на лейбле Takoma, ведомом легендарным гитаристом-примитивистом Джоном Фэи; еще одно удивительное пересечение), «Visiting» и совместный с одиозным психоделическим певцом Артуром Брауном синтипоп-опус; «Anthology of Interplanetary Folk Music Vol. 1» — коллекция ремастированных композиций из первых двух. Звучат эти сочинения цельно, но довольно неожиданно, если иметь в виду весь вышеозначенный контекст. Отрешенные эмбиентные зарисовки с эзотерической подоплекой в сопровождении индустриального ритмического каркаса и пространных гитарных партий; музыка в духе проектов немецких гениев Мебиуса — Ределиуса — Шницлера и не чужого им Ино.

Чем интересно

Как сказано выше, Леон и сейчас не сидит без дела (в этом году он, к примеру, поставил церемонии открытия и закрытия чемпионата мира по конному спорту в Дубае), но вниманию к своим электронным записям тридцатилетней давности, судя по всему, сам очень рад: в этом и следующем году у музыканта намечено несколько выступлений в США и Европе с программой «Антологии»; цифра же один в ее подзаголовке, видимо, означает, что у Леона есть и неопубликованные работы, которые мы в скором времени тоже сможем оценить. Сам автор после прошлогоднего переиздания «Visiting», затеянного сан-францисским импринтом Superior Viaduct и ставшего неожиданностью для Леона, в подготовке этого сборника принимал самое активное участие: ремастировал и внес правки в изначальный материал. Поэтому даже знакомым с более чем любопытными первоисточниками «Антологию» игнорировать не стоит.

«One Hundred Steps»

Gerhard Heinz «Sex Fever»

Впервые изданный саундтрек к винтажному австрийскому порнофильму авторства плодовитого и разностороннего венского лайбрари-композитора. Вибратор прилагается

Gerhard Heinz «Sex Fever»

Как звучит

Довольно безобидно: фильмы для взрослых в семидесятые часто снабжались вполне самоценной музыкой, чувственной и побудительной (и не сказать чтобы особенно порочной), — чаще всего это были пограничные с диско, фанком и лаунжем библиотечные опыты композиторов-графоманов, но нередко встречались и эксперименты посмелее. В звуковой дорожке к порнокартине 1978 года встречаются и романтические оркестровые инструменталы, и светское по духу диско с волнующей мелодией, и напористые психо-рок-интерлюдии, и аморфный эмбиент, и нечто вроде европейского взгляда на афробит и регги. Этой музыки, которую можно поменять местами со звукорядом к авантюрной комедии (в том числе детской) или к познавательной телепередаче тех же лет — и никто не заметит подвоха, — существует бесконечное количество, но много ее при этом никогда не бывает. Очень достойная, даже в отрыве от волнующего контекста, работа.

Чем интересно

Если вашу повседневность будет сопровождать такая фоновая музыка, то только дурак рискнет обвинить вас в плохом вкусе; разве что можно прослыть ретроградом. Деталь: каждое издание «Sex Fever» поставляется с вибратором — черным или розовым, как и сама пластинка.

Отрывки композиций из «Sex Fever»

Ошибка в тексте
Отправить