перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Black Flag, Hoax, Джелло Биафра и другие новые панк- и хардкор-альбомы

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Волной». На сей раз — богоборческий эмо-панк, авант-рок от новозеландских эксцентриков, лучший за долгое время альбом лидера Dead Kennedys и прочие новинки быстрой и дерзкой рок-музыки.

Black Flag «What the…»

Новый альбом одной из самых влиятельных хардкор-групп в истории, который вышел спустя 28 лет после предыдущей пластинки Black Flag и, кажется, нарочно сделан так, чтобы разозлить вообще всех

Black Flag «What the…»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

История Black Flag — это, конечно, никакая не трагедия, но как фарс она успела повториться уже не один раз. Из семи альбомов, которые группа выпустила в период с 1981 по 1985 годы, принято слушать лишь «Damaged» с Генри Роллинзом на вокале и две компиляции, документирующие дороллинзовский период существования Black Flag. Парадоксально, но именно на раннем этапе, сменив до прихода Генри четырех вокалистов, группе удалось написать большинство песен, которые в итоге сделали ей имя и до сих пор расходятся на каверы и татуировки. Причина проста: именно тогда Black Flag под руководством гитариста Грега Гинна играли хардкор в его более-менее традиционном ключе с короткими и хлесткими четырехаккордными песнями. Начиная со второго альбома «My War» Гинна потянуло на эксперименты, которые с каждой новой записью приобретали все более патологический характер. «What the…», для записи которого Джин привлек самого недолговечного вокалиста группы Рона Рейса по прозвищу Чаво Педераст, — это муторный и вязкий среднетемповый панк с блюзроковыми интонациями и безумствующей гитарой Гинна, которая до ужаса одинаково звучит в каждой из 22 (!) его новых песен. Запиши этот альбом любая другая группа, он, скорее всего, остался бы незамеченным. Но это Black Flag, и поэтому вслед за авторами пластинки остается только воскликнуть: «Какого …?»

Чем интересно

Возродив Black Flag в начале этого года, Гинн со товарищи, такое ощущение, только и делают, что плюют в лицо собственным слушателям. Это выражается и в постыдном судебном иске против других экc-участников Black Flag, исполняющих классические песни группы под вывеской Flag, и в самом названии альбома, и в его нарочито идиотской обложке, нарисованной за пять минут в Paint Brush. Вишенкой на торте служит тот факт, что менее чем за неделю до выхода «What the…» вокалист Рон Рейс заявил о своем уходе из группы. Теперь вместо него в Black Flag поет какой-то скейтер. Шах и мат.

«Down in the Dirt»

Night Birds «Born to Die in Suburbia»

Второй альбом панк-квартета из Нью-Джерси, менее чем за 4 года успевшего пройти путь от кассетных сборников с говорящим названием «New York Trash» до выпуска пластинок на крупнейших мировых панк-лейблах и презентации песен на сайте Spin

Night Birds «Born to Die in Suburbia»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Как все лучшее, что было в классических американских панк-группах 80-х, собранное на отдельно взятом альбоме: скоростные серфовые проигрыши в духе JFA и Agent Orange, остроумие и напор ранних Dead Kennedys, мизантропия и параноидальность Adolescents. Юркие гитарные соло, внезапные хоровые подпевки, припевы, пробирающие до мурашек, сложносочиненная песенная структура, состоящая будто из не связанных между собой элементов, но никак не влияющая на энергичность и цепкость мелодий: «Born to Die in Suburbia» вполне бы мог выйти тридцать лет назад, и тогда история жанра пошла бы совсем другим путем. Группа отдает дань не только звонкой и злой музыке детства, но и другим его атрибутам. Например, трэш-фильмам: «Born to Die in Suburbia» открывается серф-версией заглавной темы боевика «Побег из Нью-Йорка». Прекрасная пластинка как для мирных катаний на скейте (на обложке музыканты стоят в пустом бассейне, как бы намекая), так и для буйных танцев.

Чем интересно

Night Birds стали единственной новой группой, побудившей впервые за многие годы взять в руки диктофон ветерана американской панк-журналистики Ларри Ливермора, который на протяжении двадцати лет писал для журналов Maximum Rocknroll и Punk Planet, а также был соучредителем лейбла Lookout!, выпустившего, в частности, первые записи Green Day. Весьма серьезная рекомендация.

«New Cults»

Sharpie Crows «12 Omeros»

Надломленный новозеландский арт-панк с червоточиной, издающийся на главном независимом лейбле страны Flying Nun

Sharpie Crows  «12 Omeros»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Материал, записанный оклендскими экспериментаторами Sharpie Crows за шесть лет существования группы, настолько разнообразен, что его хватило бы на несколько групп. Трудно поверить, что изуродованные поп-песни с альбома «12 Omeros», в которых слышатся и The Birthday Party, и The Fall, и Flipper, и неуловимое «что-то еще», записали те же люди, что и предыдущий альбом «Nostalgia Kills». Музыкальные журналисты (в основном новозеландские), стремясь представить Sharpie Crows в виде суммы нескольких слагаемых, дошли до таких формул, что музыкантам пришлось составить полушуточный список артистов, с которыми они никогда не думали, что их сравнят, — в частности, с INXS и Suede. Как бы то ни было, «12 Omeros» фактически отменяет все, что было сделано группой до того, — если не по настроению, то уж точно по звуку. Это сложный альбом, где нашлось место и электронным барабанам, и клавишам, и трубе, и немузыкальным истерикам.

Чем интересно

Как пишут о Sharpie Crows представители лейбла Flying Nun, у этой группы, возможно, нет того, что вам надо, но с ними точно не соскучишься. Чтобы понять разницу между старыми и новыми Sharpie Crows (да и вообще совершить небольшой экскурс в эстетику группы), стоит один за другим посмотреть их клипы «Ship Skin» и «Thank You Ladies For the Spread». В первом безумно скалящегося вокалиста Сэма Брэдфорда, одетого в овечью шкуру, поливают кровью, а во втором облаченные в строгие костюмы Sharpie Crows выступают в клубе, полном восторженных азиаток.

«Thank You Ladies For the Spread»

The Rival Mob «Mob Justice»

Суровый мужицкий хардкор для опасных дискотек в стиле милитари, исполняемый пятью разгневанными бостонцами

The Rival Mob «Mob Justice»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Общаясь с аудиторией во время одного из концертов The Rival Mob, бритый и голый по пояс вокалист Брендан Рейдинган заявил, что, глядя на беснующихся у сцены ребят, вспоминает славные времена своей службы в Ираке. Даже если это и шутка, хардкор от The Rival Mob звучит ровно так, как если бы его играли отставные военные — бескомпромиссно и тупо, чистый тестостерон. Почти в каждой песне отрывистые гитарно-барабанные очереди сменяются раскатистыми и качевыми моментами, чтобы парни могли всласть потанцевать локтями и бицепсами, а еще попрыгать со сцены. По непонятной причине мирный и по-европейски уютный Бостон славится своими злобными хардкор-группами еще с 80-х (взять хотя бы легендарный сборник «This is Boston not LA»); музыканты The Rival Mob гордо продолжают эту традицию. Восьмипесенный «Mob Justice» длится меньше 20 минут — и правда, чего тут рассусоливать?

Чем интересно

Несмотря на декларируемую брутальность, с чувством юмора и самоиронией у The Rival Mob тоже все в порядке: клип на заглавную песню альбома представляет собой глумливый кавер на стандарт шестидесятых «Wild Thing».

«Mob Justice»

Generacion Suicida «Con La Muerte a Tu Lado»

Космополитичный квартет из Лос-Анджелеса, состоящий из выходцев из Мексики и Гватемалы. Поют они на испанском, а играют мелодичный и распевный панк-рок, характерный скорее для Швеции, чем для США

Generacion Suicida «Con La Muerte a Tu Lado»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Для тех, кто любит моментально западающие в душу простые и шустрые поп-мелодии, разложенные на женский и мужской голоса (у микрофона в Generacion Suicida влюбленная пара), этот романтичный и несколько грустный панк-рок, возможно, станет настоящим открытием. При желании песни этих жителей эмигрантского квартала, репетирующих в гараже и выступающих на домашних вечеринках, можно распевать под гитару у костра с не меньшим упоением, чем ранние творения «Короля и Шута». При первых аккордах альбома, сыгранных без намека на гитарный перегруз, хочется пуститься в пляс — кажется, что будь они записаны чуть профессиональнее, то уже завтра звучали бы из каждого утюга. Другой вопрос, что, если углубляться в контекст, выяснится, что при всех объективных плюсах Generacion Suicida — копия шведской группы Masshysteri (которые не превратились в Abba от панка только потому, что ничего для этого не делали). Впрочем, копий Masshysteri в одной только Швеции существует с десяток, а эти испаноязычные американцы звучат ощутимо живее и искреннее многих.

Чем интересно

На примере Generacion Suicida забавно наблюдать, какие формы может принимать музыкальное явление, выросшее на звуке одной-единственной группы. Шведские последователи Masshysteri вроде Terrible Feelings и Vånna Inget уверенно движутся в сторону поп-рока, а, скажем, американцы Daylight Robbery, напротив, с каждой записью становятся все более хмурыми и недружелюбными. Интересно, что будет, когда мода на скандинавский панк-рок с женским началом докатится до Японии.

Hoax «Hoax»

Первый и вроде как последний альбом одной из самых злобных и страшных хардкор-групп современности, ставший финальным аккордом в целом направлении DIY-панка

Hoax «Hoax»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Появившись в середине нулевых, когда под влиянием интернета подпольная гитарная музыка стала ощутимо доступней, конспирологическое явление с «mysterious guy hardcore» стало попыткой вернуть в хардкор-панк первобытную агрессию и элитарность. Внезапно возникла целая волна групп, которые старались возвести для слушателя максимальное количество барьеров: никаких выходных данных, сайтов, фотографий и интервью; нарочитая кустарность (ксерокс и ножницы вместо типографской печати), оголтелая неполиткорректность в песнях, судить о тематике которых, правда, можно было исключительно по их названиям (ну или по количеству упакованных в конверт с пластинкой человеческих зубов, бывало и такое). Звучало все это, разумеется, в высшей степени недружелюбно: непролазная гитарная грязь, пещерные барабаны, порой разогнанные до амфетаминовых скоростей, истошный рев вокалиста. Пронизанный нигилизмом и социопатией материал с первого альбома Hoax вполне подходит под это описание с одним довольно важным «но»: группа никогда не пряталась от современных реалий, а умело адаптировала к ним агрессивный аналоговый мистириус-гай-хардкор. Во-первых, Hoax сняли клип (!), столь же больной, как и их музыка; во-вторых, они проявили неслыханную для «загадочных» коллективов общительность, позаимствовав открывающий альбом номер не у друзей по цеху, а у известной в совсем других кругах шумовой артистки Pharmakon; в-третьих, в оформлении их пластинки поучаствовало аж четырнадцать панк-художников. Ну и, наконец, Hoax — скорее всего, единственная группа за всю историю жанра, которую заметил Pitchfork («Слушай Hoax по дороге в школу, и никто тебя не тронет»).  

Чем интересно

Записав, по сути, эпитафию одному из самых радикальных направлений в современном хардкоре, Hoax ставят закономерный вопрос: «А что же дальше?»

«No Spirit»

Criminal Damage «Call of Death»

Полузаконспирированный oi!-проект барабанщика портлендской неокраст-группы Tragedy Пола Бюрдетта, решившего выйти из-за установки и начать петь о суровых буднях рабочих парней и социально-политических проблемах

Criminal Damage «Call of Death»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Как классический британский oi! вроде Blitz или Sham 69 — с той лишь разницей, что Criminal Damage гораздо мрачней и серьезней. Они не воспевают образ жизни бритых представителей рабочего класса и не стараются заделать дыру в сердце, выжженную однообразными буднями, воспевая футбол и бренды модной среди скинхедов одежды; они, такое ощущение, готовятся к войне. Названия песен на «Call of Death» складываются в одно невеселое стихотворение: «Helpless», «Hopeless», «Bitter Days», «Laid to Waste» и все в таком духе. При этом нельзя сказать, что Criminal Damage упадочны и предлагают своим слушателям поставить «мартенсы» в угол. Вовсе нет: это духоподъемный, маршевый панк-рок, под который одинаково уместно и вышагивать на завод или демонстрацию, и устало поднимать кружку пива в баре в компании неразговорчивых коллег по цеху.

Чем интересно

Хотя Criminal Damage — это скинхед-группа, она вовсе не декларирует ту бездумную агрессию, которая, как принято считать, является отличительной чертой представителей субкультуры. Напротив, музыка группы очень добрая и призывает объединиться, причем не против кого-то, а потому что вместе легче переждать любой шторм.

«Storm»

Autistic Youth «Nonage»

Третий альбом скромного квартета из Портленда, который, умудряясь функционировать исключительно в рамках субкультурного андеграунда, с каждым релизом звучит все мелодичней и доступней

Autistic Youth «Nonage»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Музыканты, исполняющие напряженный, как натянутая пружина, панк, оправдывают обе части названия своей группы — они не только вещь в себе, но и до сих пор одни из самых молодых панков Портленда: первая запись Autistic Youth вышла в 2006 году, когда участникам группы было по 16–17 лет. Неожиданно и без предупреждений они вернулись в ноябре с новым альбомом «Nonage», на котором по-прежнему звучат мелодично, но без малейшей слащавости; в их скоростной музыке преобладает скорее скандинавская, нежели американская, мелодика, за что портлендцев не раз упрекали в копировании популярных в конце нулевых датчан Gorilla Angreb и шведов Regulations. Впрочем, на альбоме «Nonage» группа доказала, что не стремится стать чьим-то мутным отражением, — их новая запись местами совершенно неожиданно звучит как пауэр-поп («Not for Me», «Stones»), местами похожа на чуть более резвое мидвест-эмо девяностых («Ghost in My Past»), а местами — и вовсе на oi! («Moral Uniform»).

Чем интересно

Скромность Autistic Youth, которые, с одной стороны, не раскрывают о себе никакой закулисной информации, а с другой, лично отвечают всем, кто им пишет, удивительным образом сочетается с зашкаливающей хитовостью их музыки. Случайно наткнувшись на невыразительный, в общем-то, экстерьер «Nonage», испытываешь чувство, словно обнаружил в густой траве алмаз.

«Not for Me»

Crusades «Perhaps You Deliver This Judgment with Greater Fear Than I Receive It»

На лицо ужасный, но добрый внутри богоборческий эмо-панк-коллектив из Канады, записавший концептуальный альбом памяти Джордано Бруно

Crusades «Perhaps You Deliver This Judgment with Greater Fear Than I Receive It»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Crusades, очевидно, великолепно подкованы как в панк-роке, так и в металле, поэтому «Perhaps…» звучит как на редкость цепляющее сочетание этих двух жанров. Как ни странно, невзирая на «блэкушное» оформление и общее беспросветное настроение альбома, в котором на протяжении десяти песен плачущими, но чистыми голосами (поют почти все музыканты группы) рассказывается трагическая история заживо сожженного средневекового философа, Crusades удачно вписываются в ряд артистов, которых выпускает недавно взявший их под крыло лейбл No Idea. И этот факт служит своеобразным ключом к пониманию музыки Crusades: DIY-фирма, выпускающая в основном теплый бородатый панк и умилительный фолк вроде группы Defiance, Ohio, признала в этих угрюмых сатанистах своих людей.

Чем интересно

Crusades рассуждают о вопросах веры, жизни и смерти совсем не так, как это принято у большинства панков и блэк-металлистов. Пафос песен с «Perhaps…», несмотря на помпезность, едва ли носит пропагандистский характер. Не скрывая своей ненависти к организованной религии, Crusades не стараются залезть в голову своим слушателям, говоря с ними от первого лица, а не языком плаката.

«The Torchbearer»

Jello Biafra and the Guantanamo School of Medicine «White People and the Damage Done»

Экс-лидер Dead Kennedys и глава легендарного инди-лейбла Alternative Tentacles Джелло Биафра со своей группой записал очередной едкий комментарий на злобу дня, сделав это доходчивей, чем когда бы то ни было

Jello Biafra and the Guantanamo School of Medicine «White People and the Damage Done»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Подобно многим ветеранам панк-сцены, выпустившим в этом году новые альбомы, Джелло Биафра решил на время отказаться от временами чересчур заумных экспериментов и выдал, наконец, то, чего от него ждали со времен распада Dead Kennedys — рока. Рока, берущего за кадык и бьющего по морде — да так, чтобы любой понял. Все как в старые добрые времена: Биафра визжит, как свинья, своим фирменным фальцетом под аккомпанемент отрывистых и жирных аккордов, которые пытаются угнаться за лихими серфовыми и рок-н-ролльными проигрышами. Что касается злободневности, то тут тоже все в порядке — что, впрочем, неудивительно: обстановка в стране и мире, кажется, всегда интересовала несостоявшегося мэра Нью-Йорка сильнее музыки. «Хочется избежать заезженных штампов, но у нас тут в стране идет классовая война», — поет Джелло в открывающем альбом треке «The Brown Lipstick Parade». Как и всегда, тексты играют в песнях Биафры, мягко говоря, существенную роль, однако, подобно лучшим номерам Dead Kennedys, композиции с «White People and the Damage Done» прошибают до мурашек даже при поверхностном знакомстве.

Чем интересно

«White People and the Damage Done» позволит облегченно вздохнуть людям, считавшим, что заметно располневший за последние годы Джелло Биафра превратился в эдакого свадебного генерала от панк-рока — вроде и песни пишет, и выступает, а все равно без слез не взглянешь. Что ж, теперь это будут слезы радости.

«John Dillinger»

Ошибка в тексте
Отправить