Гид Что смотреть на фестивале NET
С 7 ноября по 10 декабря в Москве пройдет фестиваль Нового европейского театра NET. «Воздух» выбрал 10 самых интересных событий.

«Деменция» Корнеля Мундруцо
Музыкальная комедия про смерть в психиатрической лечебнице

Двухчасовая драма в декорациях психиатрической лечебницы подкупает зрителя жирной игрой актеров, легким эротизмом и обилием хохм, напоминающих о смерти. Корнель Мундруцо — своего рода венгерский Серебренников — моделирует ситуацию, когда нужно решить, например, кому помочь важнее — голодающим детям или превратившимся уже в овощей душевнобольным?
- Где Центр им. Мейерхольда
- Когда 15 и 16 ноября, 20.00
«Лекция о ничто» Дмитрия Волкострелова
Деликатное исполнение одного из самых необычных сочинений Джона Кейджа

Спектакль строго для 12 человек, места для которых располагаются по периметру вокруг большого белого куба, лицом внутрь. Внутри находятся два актера, под метроном и с соблюдением всех авторских ремарок прочитывают от начала до конца «Лекцию о ничто» — музыкальное произведение Джона Кейджа, в котором нет музыки, но есть размеренные и спокойные голоса чтецов. Текст был специально переведен командой театра Post c упором на ритмическую и структурную точность, прежде не вполне учитываемую исполнителями. Если театр — это место повышенной концентрации внимания и коллективного пребывания в едином смысловом поле, то это он.
- Где ММСИ
- Когда 17–19 ноября, 20.00
«Великая и невероятная история коммерции» Жоэля Помра
О чем говорят коммивояжеры

Пятеро деловых мужчин собираются в одном гостиничном номере, чтобы поговорить о самом для них главном — коммерции. Сначала дело происходит в 60-е, потом в нулевые. В разнице бесед — суть «невероятной истории». Причем это все на самом деле подслушанные и записанные Жоэлем Помра (мэтром актуального французского театра) беседы вполне реальных коммивояжеров.
- Где Центр им. Мейерхольда
- Когда 19 и 20 ноября, 20.00
«Король Убю» Деклан Доннеллан
Фарсовый хоррор про очень жесткого ребенка

Кровавый хоррор с трясущимися видеопроекциями и кровищей, главный герой которого — вполне обаятельный мальчуган с жутковатым любопытством ко всякого рода патологиям. Пьеса Альфреда Жарри, написанная в самом конце XIX века, начинается с реплики: «Merdre!». А дальше рассказывается кровавая сказка про безумного Убю, убивающего всех подряд на пути к абсолютной власти. Один из самых именитых режиссеров Великобритании Деклан Доннеллан, поставив во Франции с французскими артистами чуть ли не самую заезженную французскую пьесу, вызвал у тамошней скептически настроенной критики единогласный восторг.
- Где Театр наций
- Когда 21 и 22 ноября, 20.00
«Зимний путь» Уилльяма Кентриджа
Вокальный цикл Шуберта в сопровождении сложносочиненного видеоряда

Позднее сочинение Шуберта на мрачные стихи Вильгельма Мюллера — вокальный цикл для фортепиано и баритона — основа для технологически богатого видеоряда художника Уилльма Кентриджа.
Если мысленно добавить к концертному исполнению работу художника по костюмам, художника по свету, оператора и успех недавнего премьерного показа на Дягилевском фестивале, получится убедительный повод для серьезных ожиданий.
- Где Камерный зал Московского дома музыки
- Когда 26 ноября, 20.00
«Последняя лента Крэппа» Оскараса Коршуноваса
Моноспектакль с Юозасом Будрайтисом по Беккету

Оказывается, спектакль по монопьесе Беккета про дряхлеющего старика, переслушивающего старые записи собственного аудиодневника, Будрайтис с Коршуновасом придумывали аж десять лет. И в этом чуть ли не главная интрига, поскольку мощь «Последней ленты Крэппа» как раз-таки в осознании прошедшего времени. Интерпретировать в пьесе практически нечего, но даже тут один из ключевых героев современного литовского театра нашел, что ввернуть. Крэпп, например, у него кидается в зрителей бананами.
- Где Студия театрального искусства
- Когда 26 и 27 ноября, 20.00
«Дыхание» Кэти Митчелл
Спектакль о перенаселении планеты, вырабатывающий сам для себя энергию

Королева медиатеатра англичанка Кэти Митчелл своим берлинским спектаклем делает удивительный шаг в сторону от привычного ей жанра «снимается кино». В «Дыхании» на сцене только два человека, мужчина и женщина, крутят педали велотренажеров, вырабатывая необходимую для показа спектакля электроэнергию. Параллельно они обсуждают пути развития планеты Земля и задумываются, рожать ли им ребенка, когда нас и так уже тут почти 10 миллиардов, дышать нечем.
- Где место пока неизвестно
- Когда 29 и 30 ноября, 20.00
«Тартюф» Михаэля Тальхаймера
Главное событие прошлого сезона в немецком театре

Михаэля Тальхаймера как у нас, так и в Европе знают главным образом как режиссера фантастической красоты спектакля «Эмилия Галотти» десятилетней давности (собственно, в 2005 году спектакль привозили на NET). Теперь появилась серьезная вероятность, что былой шедевр отойдет в тень «Тартюфа». Мольеровскую антиклерикальную комедию Тальхаймер ставит как будто по мотивам «Выживут только любовники» Джармуша. Немецкая критика наперебой воспевает актерскую работу Ларса Айдингера, называет спектакль «дьявольским», «безумным», «восхитительным» и «фантастическим».
- Где Театр наций
- Когда 29 и 30 ноября, 20.00
«Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи
Итальянский мастер радикального ритуала ищет момент рождения языка

Недавно на фестивале Solo показали спектакль Ромео Кастеллуччи «Юлий Цезарь. Фрагменты», где артист через горло запихивал себе внутрь проводок с видеокамерой, и зрители весь спектакль наблюдали гигантскую видеопроекцию сокращающейся при произнесении слов гортани: наглядная иллюстрация рождения звука. В открытой репетиции (премьера — в марте) еще не открывшегося «Электротеатра Станиславский» мастер бескомпромиссного ритуала ищет момент рождения человеческого языка. Но на сей раз не в буквально анатомическом смысле. Спектакль основывается на библейском сюжете о воскрешении Лазаря. Небольшой фрагмент текста на несуществующем языке артисты будут повторять снова и снова, постепенно от слов отказываясь вовсе. По ряду причин билеты на фестивальный показ можно только выиграть в конкурсе, о котором, по-видимому, отдельно сообщат на сайте фестиваля.
- Где «Электротеатр Станиславский»
- Когда 5 декабря, 20.00
«Русские романсы» Дмитрия Волкострелова
Четыре женщины и рояль
Минималист Дмитрий Волкострелов своей премьерой наносит удар по стереотипам — в этот раз он ставит не пьесу Пряжко в одно предложение и не «Лекцию о ничто» Джона Кейджа, а натуральные русские романсы. Без декораций, четыре актрисы, рояль. При этом одной из них, по словам режиссера, нет. Выпускает спектакль на своей малой сцене Театр наций, недавно лишившийся волкостреловских «Трех дней в аду» из-за запретительной поправки к закону о государственном языке.
- Где Театр наций
- Когда 9 и 10 декабря, 20.00