перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Вторая Уральская индустриальная биеннале современного искусства

13 сентября в Екатеринбурге открывается Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Как и два года назад ее программа включает — основной, задающий тон всей биеннале, проект; четыре специальных проекта; обширную параллельную программу. А также в отдельный пункт вынесли на этот раз арт-резиденции и интеллектуальную платформу. «Афиша» выбрала лучшие события смотра.

Архив

Основной проект

Основной проект занимает ту же самую площадку, что и два года назад — пустующее помещение типографии «Уральский рабочий». Его названием куратор проекта, директор Центра современного искусства Софии Ярослава Бубнова, выбрала строчку из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума» — «Самое себя глаз никогда не видит». Среди художников заметно присутствие восточноевропейских авторов — это словенская группа IRWIN, болгары Лучезар Бояджиев и Недко Солаков, польская художница Моника Сосновская. Весьма обстоятельно представлены на основном проекте и азиатские авторы — турецкий кинематографист и художник Кутлуг Атаман, арт-группа из Индии Raqs Media Collective, довольно известная на международной арене палестинская художница Эмили Ясир. Что же касается уральцев, то здесь можно увидеть цикл фотографий Тимофея Ради «Превыше всего», документацию перформанса «Бригады маляров имени Казимира Малевича» — «Никого нет», и инсталляцию Владимира Селезнева «Все напрасно».

 

Кутлуг Атаман «Küba» (2004)

40 видеопортретов жителей окраинного района Стамбула
Героями масштабной видеоинсталляции турецкого художника и кинематографиста Кутлуга Атамана стали жители беднейшего и стихийно возникшего на окраине Стамбула района Küba. С конца 1960-х годов здесь селились нонконформисты всех мастей, разных национальностей, религиозных и политических взглядов. Объединяет их всех одно — они отказываются признавать власть государства над собой и предпочитают жить в нищете, но свободными. Около двух лет Кутлуг Атаман прожил в этом анклаве и результатом стали 40 видеопортретов его обитателей. За эту видеоинсталляцию художник получил престижную премию Карнеги (Carnegie Prize). Работа постоянно хранится в фонде Thyssen-Bornemisza Art Contemporary в Вене.

 

Моника Сосновски «M10» (2004) Тотальная инсталляция

 

Лабиринт из мини-комнат, вызывающий клаустрофобию
В советские времена в Польше была принята классификация квартир, основанная на количестве комнат. М1 — означала однокомнатную квартиру, М2 — двухкомнатную и т.д. Существовал и максимально допустимый размер квартиры для одной семьи, определявшийся в квадратных метрах. Поначалу эти стандарты были вполне адекватными, но с 1960-х годов началось уплотнение жильцов и двухкомнатная варшавская квартира М2 по новым стандартам легко могла превратиться в М4. Инсталляция Моники Сосновски «М10» доводит этот принцип до абсурда — в пространство стандартной однокомнатной квартиры втиснули 10 комнат, одна другой меньше. Тем самым воссоздается физическое ощущение тесноты, депрессии и клаустрофобии, свойственное временам социализма.

 

Параллельная программа

Подвиг по плану

Ударники производства, строители, конструкторы и сталевары в живописи и графике 1920–80-х годов
Мультимедийный проект, включающий помимо живописи и графики 1920–1980-х годов еще виртуальную экскурсию и около полутысячи фотографий из фондов уральских заводов и личных архивов горожан. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке — от строек Уралмаша и первых пятилеток до парадных портретов передовиков производства 1970–1980-х годов. Есть здесь и хорошо известные завсегдатаям Музея изо картины — например, центральная часть триптиха Юрия Пименова «Работницы Уралмаша», «Литейщики» Игоря Симонова или «Урал. 1942» Миши Брусиловского. Однако многие работы выставляются впервые. Десятки лет они хранились в запасниках музея, и видели их только специалисты. Свой персональный «подвиг по плану» совершил в процессе подготовки этой выставки реставратор музея Петр Горнунг, отреставрировавший почти два десятка полотен. В том числе картину художника-авангардиста Александра Лабаса «Уральский завод» и несколько никогда не выставлявшихся работ одессита Амшея Нюренберга.

Музей изобразительных искусств (Здание на Вайнера), до 14 октября

 

Осторожно, художник!

Самый остроумный и многозначный проект параллельной программы биеннале
В советские времена многие художники вынуждены были работать на производстве: на заводе, в строительно-монтажном управлении или в ЖЭКе. Их оформляли слесарями-инструментальщиками, малярами или поварами, потому что зачастую такой ставки — «художник» — на предприятии не было, а делать доски почета или предупредительные таблички типа «Осторожно, груз!» кто-то должен был.

Выставку художников, прошедших такую «инициацию» на производстве и делают в галерее «Поле». В числе участников-героев костяк «Бригады маляров имени Казимира Малевича», т.е. Елена Гладышева (редкий случай — художник-оформитель завода транспортного машиностроения №50 им. Я.М. Свердлова), Владимир Романов (слесарь-инструментальщик того же завода), Виктор Оборотистов (слесарь-сборщик 3-го разряда, завод гражданской авиации), Марина Ражева (горничная). А также действительно числившиеся в советские времена малярами — Мария Русс и Виктор Винокуров; Геннадий Шаройкин (слесарь-ремонтник 3-го разряда), Анна Селенских, (дворник, токарь по металлу, резчик по дереву 4-го разряда, стрелок военизированной охраны и начальник караула на Богородской фабрике художественной резьбы). Куратор проекта и арт-директор галереи Вера Лебедева, кстати, тоже в свое время поработала на производстве, была контролером ОТК цеха ЧПУ завода «Уралэлектротяжмаш».

Первоначальная идея выставки в процессе подготовки получила несколько побочных развитий. Сначала друзья галереи чудесным образом нашли и принесли коллекцию заводских плакатов 1970–1980-х годов, ручной работы и в самодельных рамах с трогательными предупреждениями для рабочих как правильно обращаться с орудиями труда или, к примеру, что «в горячем цехе жажду следует утолять подсоленной водой». Плакаты эти также вошли в экспозицию. А потом экс-корреспондент уралмашевской многотиражки «За тяжелое машиностроение», а ныне арт-критик Евгений Иванов составил «Правила техники безопасности» для современных художников, поскольку «заниматься в России актуальным искусством то же самое, что работать на вредном производстве».

Галерея «Поле», 11 сентября — 8 октября

 

Летопись современного завода

Возрождение практики советских времен
Что характерно, проект «Летопись современного завода» хоть и появился два года назад, но тогда никакой привязки к Первой Уральской индустриальной биеннале не имел. Галерея запустила его абсолютно самостоятельно. Суть заключается в том, что молодых и подающих надежды художников отправляют в творческую командировку на заводы, где они создают живописные серии о буднях предприятия. Художники получают возможность выставиться на интересной площадке, а заводы получают потом в свои корпоративные собрания часть работ. Авторов отбирает экспертный совет галереи. Год назад пошли на эксперимент, объединив две ведущие художественные школы региона — академическую екатеринбургскую и нижнетагильскую, авангардную. На этот раз решили сыграть на контрасте, отправить на брутальные производства — на Людиновский тепловозостроительный завод в Калужской области и Уральский дизельно-моторный завод — только девушек, вчерашних студенток художественных вузов — Алену Загребину, Екатерину Пензину и Марию Сергучеву.

Галерея современного искусства, 7 сентября — 30 сентября

 

1Place2/В_месте

Выставка-трансформер
«1Place2» или «В_месте» — проект по-своему уникальный, поскольку совмещает две выставки, открывающиеся с интервалом в несколько дней. Первую готовят три берлинских художника — это друзья детства Свен Штукеншмидт, Андреас Меркер и Макс Зюдус. У каждого из них своя специализация: Свен — скульптор-минималист, Андреас занимается видеоинсталляциями и фотографией, а Макс — специалист по инсталляциям световым. В прошлом году Макс Зюдус уже работал в Екатеринбурге на проекте «Space: open», где проводил мастер-классы для молодых екатеринбургских художников. Собственно из того прошлогоднего «Космос: открыт» и вырос нынешний проект параллельной программы Уральской биеннале. Вслед за немецкими художниками в освоенное ими весьма консервативное пространство Краеведческого музея придет группа молодых екатеринбургских художников (Саша Салтанова, Ольга Локшина, Кирилл Воронков, Кирилл Бородин, Лена Шубенцева, Светлана Спирина, Евгений Свердлов). И они примутся менять, перестраивать и дополнять работы немцев. Помогать молодежи будут маститые Анатолий Вяткин и Наталья Хохонова. Открытие второй, трансформированной выставки — 22 сентября.

Областной краеведческий музей, до 8 октября

 

Гений места

Многогранное фотографическое исследование четырех уральских городов
Выставка посвящена городам Урала, которые в XVIII веке основал немецкий горный инженер Вилим де Геннин, — это Екатеринбург, Пермь, Сысерть и Полевской. По замыслу куратора проекта Артема Берковича, города эти выражают во многом мифологию и историческую судьбу Урала. Сысерть и Полевской — заводские поселения, превратившиеся со временем в моногорода со всем свойственным им комплексом проблем. Пермь — основанная как столица губернии при де Геннине — олицетворяет «путь забвения и ускользающей реальности». Московский фотограф Александр Гронский сделал серию фотографий «Путешествие в подземный мир», отправившись на поиски реки Егошихи и ее притока Стикса, туда, где 290 лет назад был построен завод, превратившийся со временем в город Пермь. Мотивы смерти и распада соседствуют здесь с цитатами из античной мифологии, к чему, понятное дело, в первую очередь располагает речка Стикс. Тему продолжает и серия харьковского фотографа Владислава Краснощека. Оба цикла получили главные призы на международном фестивале «Фотограффити» в Перми минувшим летом. Ну а Екатеринбург, напротив, основанный как город-завод, со временем перерос эти узкие рамки и является на сегодняшний день крупным административным, торговым и культурным центром. На выставке Екатеринбург-Свердловск представлен дореволюционными и советскими фотографиями, а также современными работами Дмитрия Федорова и Александра Прокофьева.

Дом Метенкова, до 28 октября

 

От производства к произведению

Кураторский проект Дмитрия Озеркова с впечатляющей инсталляцией Ивана Плюща
Под общим названием «От производства к произведению» руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков представляет видео и объекты. Самой завораживающей и масштабной работой здесь является инсталляция петербургского художника Ивана Плюща «Процесс восхождения». Инсталляция органично вписана в пространство конструктивистского Дома культуры, который в советское время носил имя Сталина. Последние четверть века центральный зал «Орджоникидзевского» был опечатан и пустовал. Его открыли для индустриальной биеннале прежде всего благодаря концепции переосмысления пространства, предложенной куратором. Что примечательно, при создании инсталляции использовались исключительно те предметы, которые художник обнаружил в ДК. Это в первую очередь красная ковровая дорожка, устремленная ввысь, затейливо переплетающаяся в какой-то бант и уходящая в никуда, — главный акцент «Процесса восхождения».

Уралмашзавод, до 22 октября

 

Специальные проекты

Рыжий

Театральный перформанс о важном уральском поэте
В театральном перформансе о «промышленной зоны поэте» Борисе Рыжем стихи автора читает артист «Коляда-театра» Антон Макушин в сопровождении воспитанников Студии Марины Крашенинниковой, которые дополняют их пластикой и жестовой декламацией. (Крашенинникова уже много лет занимается с глухими и слабослышащими подростками. Именно ее воспитанниками были Алексей Знаменский и Максим Тиунов, игравшие в фильме «Шапито-шоу».) Также в перформансе занят скрипач Уральского симфонического молодежного оркестра Максутова, предпочитающий именовать себя просто Станислав. Чрезвычайно важную роль играют тут декорации-инсталляции, за которые отвечает архитектор Эдуард Кубенский.

Музей «Литературная жизнь Урала ХХ века», 14 сентября — 4 октября

 

Н2О

Индустриальный балет на заводе «Уралтрансмаш»
Спектакль в пространстве заводского цеха ставит худрук балетной труппы Екатеринбургского оперного театра Вячеслав Самодуров. В постановке участвуют два десятка артистов театра, и предполагается также задействовать работников закрытого предприятия «Уралтрансмаш», единственного на территории России производящего самоходные артиллерийские установки. Сцена и места для зрителей будут смонтированы прямо посреди одного из цехов завода. Важную роль в индустриальном балете «Н2О» играют световое оформление и проекции. Все остальное покрыто тайной — «Уралтрансмаш» — предприятие режимное. Зрителей на единственное представление балета будут пускать по пропускам.

Цех завода «Уралтрансмаш», 22 сентября

 

Юлиус Попп «Bit.fall»

Водная инсталляция немецкого художника у Театра драмы
Каждые пару секунд в струях падающей воды проступают те или иные слова: «государство», «style», «photos», «Pussy Riot», «демократия». Слова выбирает компьютерная программа, сканирующая пространство интернета. Получается, что каждая капля воды становится жидким пикселем или битом — наименьшей единицей информации. Инсталляция соединяет в себе две системы круговорота — круговорот в природе (через свои законы, такие как гравитация, например) и круговорот культуры (через степени общественного внимания, зафиксированные статистикой). Вода становится носителем культурной информации, которая заметна только пару секунд, а затем снова исчезает. Инсталляция работает ежедневно с 14.00 до 2.00.

Октябрьская площадь, до 22 октября

 

Арт-резиденции

По принципу арт-резиденций несколько проектов было показано и на прошлой биеннале — например, «Клото» петербургской художницы Татьяны Ахметгалиевой, осуществленный на камвольном комбинате. Но в этот раз решили выделить резиденции в отдельный пункт программы. Московский художник Леонид Тишков около недели прожил в Верхотурье, исследуя заброшенный завод коньков; главный уличный художник Екатеринбурга Тимофей Радя — эпатировал жителей Дегтярска, а американский социокультуролог Джеймс Морган развернул бурную деятельность под Верхней Салдой в так называемой Титановой долине.

 

Интеллектуальная платформа

Интеллектуальная платформа включает публичные лекции, семинары, круглые столы и пресс-конференции. Это целая серия самых разноформатных событий и мероприятий, от встреч с художниками, делавшими проекты для биеннале, до симпозиума, который пройдет во время вернисажной недели. Причем проводятся они не только во время самой биеннале — то есть в сентябре-октябре. Несколько круглых столов и семинаров в рамках интеллектуальной платформы уже состоялись в марте, июне и июле — во время «Иннопрома». Ожидаются и постбиеннальные лекции.

Ошибка в тексте
Отправить