перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид XII Международный театральный фестиваль «Радуга» в ТЮЗе им. А.А.Брянцева

За годы своего существования «Радуга», ежегодно проводимая администрацией петербургского Театре юных зрителей им. Брянцева, ощутимо поднималась в качестве, но постепенно теряла подростковую специфику. В афише нынешнего фестиваля — самого представительного за всю историю — почти все спектакли адресованы зрелой публике, что никак не умаляет их выдающихся достоинств.

Архив

Красные носы

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Бродячие комедианты против чумы
В прошлом году руководитель таллиннского «Линнатеатра» Эльмо Нюганен привозил на «Радугу» спектакль по пьесе Жан-Люка Лагарса «Мы, герои» про еврейский бродячий театр в Европе накануне коричневой чумы. Герои «Красных носов» бродят по средневековой Европе, пораженной самой настоящей чумой. На сцене сено и старая крытая телега. В труппе слепые актеры, одноногие танцоры и другие уродцы, словно нарисованные Питером Брейгелем-старшим. Ими всеми предводительствует романтический герой, монах-францисканец. Молодые актеры, недавние выпускники класса Нюганена в Школе театрального искусства при Музыкальной академии Эстонии не боятся быть отчаянно смешными, разыгрывая лихой фарс, но и страстные, трагические монологи и эффектная смерть за прекрасную идею им удаются ничуть ну хуже.
12 мая

 

Проклятье голодающего класса

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Саратовский спектакль заокеанского авангардиста
Полгода назад в саратовском ТЮЗе случилась премьера мирового масштаба. Пьесу американца, лауреата Пулицеровской премии Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса» поставил знаменитый американский театральный авангардист Ли Бруер — на грант Госдепартамента США и Посольства США в России. История мистера Бруера — о том, как люди, хозяева маленькой техасской фермы, осаждаемой кредиторами, дичают от безысходности. Спектакль начинается со звериных воплей отца-алкоголика, с созерцания пустого холодильника и с того, что брат мочится на плакаты сестры, которые она старательно и долго рисовала. А заканчивается реальной смертью. При этом в само действие Бруер умудряется ввернуть серию пародий — на бродвейские мюзиклы, голливудские вестерны и мыльные оперы, а ближе к финалу зрителям предстоит не на шутку испугаться, не сразу сообразив, что режиссер затеял еще и хеппенинг.
13 мая

 

Убийца

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Страшная сказка с хорошим концом от молодого петербургского режиссера
Петербургский режиссер Дмитрий Егоров поставил пьесу Александра Молчанова «Убийца» в московском ТЮЗе. В Белой комнате, знаменитом камерном игровом пространстве ТЮЗа, — ничего, кроме стульев и нескольких железных кроватей, которые в какой-то момент полностью перекрывают дверной проем. В безвыходное положение попадает молодой герой по имени Дюша, изрядно проигравшийся в карты авторитету из студенческого общежития. Отдать долг можно двумя способами: второй — убить другого должника. Забирает спектакль как раз не страдательным сюжетом, а легкостью интонации, которую отыскали актеры и режиссер, чтобы рассказать о том, как быль чудесным образом может превратиться в сказку. Стоит добавить, что режиссер Егоров уже получил за «Убийцу» престижную молодежную премию «Триумф».
14 мая

 

Балетмейстер

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Эстонская комедия про войну в духе Карела Чапека
Урмас Вади — 34-летний эстонский прозаик, драматург, сценарист, радиоведущий — сочинил исторический апокриф о том, как в середине лета 1940 года пожарный по имени Эрик оказался в ненужном месте и в ненужное время и в итоге был вынужден, вместо того чтобы соревноваться в метании диска, отправиться вызволять президента Эстонии Константина Пятса, похищенного, что очевидно, людьми из НКВД. Президента, как известно из реальной истории, никто не спасет, он сгинет в советских тюрьмах. А Урмас Вади, почитаемый, несмотря на свою молодость, за одного из культурных лидеров эстонской нации, с помощью остроумных гэгов и танцев, расскажет историю националистического толка: о том, что народ жив своей культурой и что именно традиционная культура, объединившая эстонцев в период борьбы за независимость, помогла им «удержать внутреннее сопротивление во время почти полувековой оккупации», — как пишут эстонские СМИ.
15 мая

 

Фрагменты

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Актер из Афин дает мастер-класс по возвращению к истокам
Василис Лаггос принадлежит к той плеяде театральных деятелей Греции, которые существуют в профессии под девизом «Вперед, к животворным истокам античного театра». Актерские эксперименты Лаггоса сводятся к поискам особой экспрессии — голосовой и пластической, — которая позволит или вовсе освободиться от слов или многократно усилить их воздействие. Василис Лаггос известен европейскому театральному сообществу как один из самых преданных и последовательных учеников Ежи Гротовского, в студии которого он провел в общей сложности семь лет. В спектакле «Фрагменты» Лаггос обращается к древнегреческой поэзии и к помощи двух музыкантов-импровизаторов.
15 мая

 

Волшебная ночь

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Лирическая комедия режиссера Морфова о конце света
Болгарский национальный театр «Иван Вазов» — пункт приписки Александра Морфова, который петербуржцам известен ежегодными постановками в Театре им. Комиссаржевской, где он состоит главным приглашенным режиссером. Спектаклю «Волшебная ночь» 12 лет, это первая постановка Морфова в «Вазове», но приметы фирменного стиля режиссера в ней налицо: виртуозная эксцентрика актеров, фарсовые репризы на грани фола, философский и отчаянно невеселый сюжет: спектакль начинается с той сцены, которой заканчивается самая известная абсурдистская пьеса XX века, «В ожидании Годо» Беккета. Герои — два чаплинского типа бродяжки — понимают, что Годо, он же Бог, умер и пытаются как-то дожить до конца света, попутно встречая на утратившем смысл пути еще и персонажей других классиков театрального абсурдизма — Ионеско и Мрожека.
15 мая

 

Запертая дверь

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Имитация жизни как диагноз
Дмитрий Волкострелов окончил курс Льва Додина с актерским дипломом, но пробует себя как режиссер. «Запертая дверь» по пьесе Павла Пряжко — самая интересная на сегодняшний день его работа. В компании с однокурсниками по петербургской Театральной академии молодой режиссер рационально и безжалостно раскрывает феномен имитации как ключевую проблему современной психики. Актеры Алена Старостина, Иван Николаев, Павел Чинарев обнаруживают перед публикой тот демонстративно-поверхностный способ существования, который практикуют имитаторы, и который абсолютно идентичен и у тех, кто как будто бы строит личные отношения, и у тех, кто понарошку трудится в офисе.
16 мая

 

Экспонаты

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Хорошо сделанный спектакль на тему социальной ненависти
Актеры забытого богом городка Прокопьевска Кемеровской области рассказывают сочиненную драматургом Вячеславом Дурненковым историю жителей забытого богом городка Полынска, который столичные номенклатурщики решили «освоить», превратив сам городок в музей под открытым небом, а жителей — в экспонаты. Сюжет движется ненавистью: представителей двух местных семейств друг к другу, а народных героев — к московским аппаратчикам. Прокопьевские артисты в спектакле Марата Гацалова, одного из наиболее заметных режиссеров поколения 30-летних, рубашек на себе не рвут, а разглядывает персонажей со стороны и текст проговаривают в ритме дикторов новостей — то есть остаются людьми нового века, оценивающими прошлое. А режиссер еще и находит возможность помянуть погибшего в 1988 году Башлачева, чтобы констатировать удрученно: герои ушли, ненависть осталась.
16 мая

 

Начало

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Спектакль по современной финской пьесе
Современная финская пьеса, в которой три героя пытаются сочинить современную пьесу. Сюжет спектакля — совершенно экзистенциальный. Это история погружения в детство каждого из персонажей и их постепенное возвращение в настоящий момент через полную неловкостей юность. Декорация напоминает клубные интерьеры: сквозь дым и музыку расслышать друг друга и даже себя сложно, но главное хотя бы осознать необходимость слушать.
17 мая

 

Предместье

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Пермский ТЮЗ устраивает сентиментальное путешествие в 1970-е
Аутентичные вещи застойных времен — черно-белые телевизоры, транзисторные приемники, авоськи, лавочки, будильник — существуют за огромными воротами, исписанными современными граффити. Герои в спектакле худрука пермского ТЮЗа Михаила Скоморохова точно ходят по краю эпохи почти полувековой давности и пытаются поймать интонацию, природу чувств, пластику своих предков. Кое у кого получается, а пробелы заполняет хрестоматийный вампиловский сюжет, прочитанный создателями спектакля как сентиментальная история о том, как сын, выросший без отца, обретает отца в чужом ему человеке, а отец, соответственно, находит духовного сына.
17 мая

 

Король Лир

[альтернативный текст для изображения]

 
 

Шекспир для подростков под блюз, джаз и альтернативный рок
В спектакль Адольфа Шапиро, гуру национального тюзовского движения, усилиями которого процветает фестиваль «Радуга» и ТЮЗ худо-бедно держится на плаву, Лира играет выдающийся петербургский артист Сергей Дрейден. Он и короля превращает в отменного актера, затеявшего роковой спектакль, чтобы прояснить детям, что они на самом деле из себя представляют, а юным зрителя — что представляет собой трагедия Шекспира «Король Лир». И то, и другое у Шапиро и его Лира отлично получается, а современный ритм действию обеспечивает шут в исполнении Билли Новика и его команды, известной как Billy`s Band.
18 мая

Ошибка в тексте
Отправить