Skadedyr, The Necks, Get the Blessing и другие джаз- и фьюжн-альбомы
Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Волной», возвращается с каникул. В новом выпуске — авангардный джаз и фьюжн: двенадцать норвежцев и три австралийца, эксперимент матерых ньюйоркцев, эмбиент в цилиндрическом бетонном резервуаре и многое другое.
Skadedyr «Kongekrabbe»
Крайне нездоровая и веселая пластинка норвежского ансамбля из двенадцати человек. Названа в честь камчатского краба, что на обложке
Как звучит
В каждую конкретно взятую секунду — по-разному: залихватский фьюжн, напоминающий саундтреки к «Ну, погоди!», переходит то в дикий ор, то в эмбиент образца ранних múm; в кабаре врываются скретчи и аритмичные биты, а заунывный шансон сменяется серф-роком. Выходит крайне бесшабашно. Есть, впрочем, и вещи вроде помпезной и праздничной «Kongekrabbe» или «Lakselus», где за 11 минут из нойзового хаоса рождается чуть ли не группа Balmorhea.
Чем интересно
Подобные ансамбли в импровизационном дурмане зачастую напрочь забывают о мелодиях — в свою очередь, Skadedyr все сорок минут непринужденно держат мажорный настрой, будто бы дурачась и в шутку примеряя на себя разные роли.
«Linselus/Due»
- Купить Hubro
The Necks «Open»
Семнадцатый альбом австралийского трио (фортепиано, контрабас, барабаны), неизменно балансирующего на грани джаза, эмбиента и минимализма. Одна из главных пластинок минувшего года по мнению журнала The Wire
Как звучит
Цельная импровизационная работа длиной почти в 70 минут. «Open» во многом противоположен предыдущему альбому The Necks «Mindset»: тогда австралийцы пробовали играть по правилам, неторопливо наращивая слои и превращая полотно в непроницаемую стену звука; здесь же музыка параллельно общепринятой логике не стремится ни к условному экстремуму, ни к распаду. За час с лишним композиция несколько раз едва не растворяется в воздухе — но вдруг, подобно океаническому приливу, накатывает осторожная перкуссия или дрожащая барабанная трель; вступают контрабас и фортепиано; все входит в колею.
Чем интересно
Внимательный слушатель расслышит здесь и Стива Райха, и Брайана Ино, и доведенный до неземной отчужденности слоукор. А невнимательного ждет прекрасная в своей бесцельности прогулка по воображаемому миру The Necks.
«Open»
- Купить TheNecks.com
Rovo and System 7 «Phoenix Rising»
Статусные японские джазрокеры под предводительством бывшего гитариста Boredoms и культовый эмбиент-дуэт из Британии неожиданно записали совместную работу — кричащий микс из фьюжна, спейс-рока и цветастой электроники
Как звучит
Rovo из тех немногочисленных фьюжн-проектов, узнать которые можно с первых секунд. Дело не столько в фирменной мелодике, сколько в узнаваемом созвучии инструментов: электрогитара, электроскрипка, синтезатор и барабаны. Эта узнаваемость в какой-то момент сделала Rovo предсказуемыми — скажем, альбом «Mon» (2004) от «Nuou» (2008) невооруженным ухом отличить не так-то просто. Коллаборация с System 7 — прекрасный способ разбавить укоренившуюся стилистику. «Phoenix Rising» записывался будто бы не как общая импровизация, но поэтапно — сперва одна группа создавала каркас, а вторая поверх него накладывала свою часть. За каркас брались словно бы по очереди: открывающая «Hinotory» выдает классических Rovo с небольшими косметическими деталями от System 7, но уже в следующей «Love for the Phoenix» фундамент (этакий транс с прямой бочкой) явно выкладывали электронщики, в то время как японцы скорее помогали с аранжировками и мерно подыгрывали.
Чем интересно
Вневременная электроника перемежается с крайне оригинальным фьюжном, не лишенным японского колорита.
«Meeting of the Spirits»
- Купить G-Wave
Bushman’s Revenge «Thou Shalt Boogie!»
Cмесь старческого прог-рока и пестрого фьюжна; на удивление тихая, спокойная и размеренная запись
Как звучит
В последние годы норвежский лейбл Rune Grammofon культивирует гитарный фьюжн, базирующийся на пограничных пространствах с прогрессивным и психоделическим роком (примеры — от Elephant9 до Hedvig Mollestad Trio). До этой пластинки Bushman’s Revenge были на лейбле самыми радикальными — их выдавали сверхскоростные, сбивающиеся ритмы и буйные гитарные соло. На «Thou Shalt Boogie!» все неожиданно меняется: вместо остросюжетных короткометражек с беспрестанной пальбой трио переключается на более серьезные формы, сравнимые разве что с эпическим вестерном. Здесь и заунывное путешествие по однотипным просторам («Baklengs Inn I Fuglekassa»), и трогательно-кульминационная любовная сцена («Waltz Me Baby, Waltz Me All Night Long»), и даже четырнадцать минут излюбленных слушателями погонь и перестрелок («Kugeln Und Kraut»).
Чем интересно
Красивое взросление прежде неистовой группы: живописные и вдумчивые опусы, аккуратные заигрывания с краутроком и сказочной красоты медляк («Waltz Me Baby, Waltz Me All Night Long»).
«Baklengs Inn I Fuglekassa»
- Купить Rune Grammofon
Mary Halvorson, Michael Formanek, Tomas Fujiwara «Thumbscrew»
Дикий эксперимент, объединивший матерую троицу нью-йоркских импровизаторов — каждый пробует себя в роли композитора. Беспощадный, взрывоопасный и хитросплетенный джазовый авангард
Как звучит
Речь, по сути, идет об авангардной супергруппе, объединившей сразу трех важных музыкантов: барабанщика Томаса Фудзивару, контрабасиста Майкла Форманека и гитаристку Мэри Халворсон. Последняя, впрочем, то и дело перетягивает одеяло на себя: у Халворсон, игравшей с Энтони Брекстоном и отмеченной All About Jazz («Самая впечатляющая гитаристка поколения»), очень изобретательная техника — инструмент в ее руках похож на многофункциональный синтезатор, в котором ежесекундно, прямо во время игры, можно управлять модуляцией и накладывать эффекты. Вообще, «Thumbscrew» — это сборник интереснейших сюжетов: к примеру, в «Still…Doesn’t Swing» трио успевает поиграть ехидный витиеватый джаз, уйти с головой в свободную импровизацию и пару раз сорваться в зверский, выходящий за рамки авант-рок.
Чем интересно
Лейбл Cuneiform подчеркивает, что все музыканты, известные прежде как яркие импровизаторы, выступают здесь в качестве композиторов. Иными словами, «Thumbscrew» — джазовая метафора к басне про лебедя, рака и щуку, которым наконец удалось прийти к компромиссу.
«Cheap Knock Off»
- Купить Cuneiform
Sons of Kemet «Burn»
Саксофонист и барабанщик супергруппы Melt Yourself Down образовали еще одну супергруппу, пригласив тубиста Орена Маршалла и барабанщика Acoustic Ladyland Себастьяна Рочфорда
Как звучит
Саксофонист Шабака Хатчингс, как и в группе Melt Yourself Down, вырисовывает витиеватые мелодичные узоры, нередко напоминающие Мулату Астатке (у Sons of Kemet даже есть кавер на его «The Godfather»). И Melt Yourself Down, и Sons of Kelmet склонны к экспрессии и динамике — на «Burn» это усиливается еще и тем, что за барабаны отвечают два человека. В то же время у Melt Yourself Down все-таки преобладает дух ска, а иногда и панка; у Sons of Kemet есть и плясовые вещи, но вообще Хатчингс позволяет себе здесь куда более лиричные и задушевные пассажи, чем в секстете. Важную роль играет туба Маршалла — именно она придает музыке должную глубину и размеренность.
Чем интересно
В роли лидера группы Шабака Хатчингс раскрывается не только как прекрасный исполнитель, но еще и как талантливый мелодист и многогранный композитор.
«Inner Babylon»
- Купить naim label
Greg Sinibaldi and Jesse Canterbury «Ascendant»
Тенор-саксофонист и кларнетист записали эмбиент-пластинку в цилиндрическом бетонном резервуаре
Как звучит
Место, выбранное для записи, во многом предопределило результат. Если верить пресс-релизу, резервуар на два миллиона галлонов создает естественную сорокапятисекундную реверберацию — пространство превращает размеренную игру музыкантов в нечто крайне завораживающее. Из ближайших параллелей — статусные норвежские трубачи Нильс-Петтер Мольвер и Арве Хенриксен (особенно последний с его непреодолимой тягой к пустынным звуковым пейзажам). Однако, в отличие от норвежцев, Синибалди и Кентербери куда более сдержанны в эмоциях: меланхолия в их музыке едва ощутима и возникает скорее наплывами; основная палитра переживаний варьируется между забвением и тревогой.
Чем интересно
Крайне редкий образец акустического эмбиента, к тому же не скатывающегося в однотонный дроун. Еще интереснее, что исполняют его джазовые музыканты.
«Beside Ourselves»
- Послушать Bandcamp
- Купить Prefecture Music
Get the Blessing «Lope and Antilope»
Четвертый по счету и первый полностью импровизационный альбом бристольцев. Искусный и техничный, но не лишенный сюрпризов фьюжн
Как звучит
Get the Blessing акцентируют внимание на том, что это их первая пластинка, записанная не по партитуре, а в импровизационных сессиях. Ожидать лютого драйва, впрочем, не приходится — по сути, «Lope and Antilope», напротив, едва ли не самая спокойная и вдумчивая работа бристольцев. В то же время слушатель, знакомый с Get the Blessing, обязательно заметит, что группа впервые обратилась к эффектам и примочкам, ранее используемым лишь на живых записях. Так, саксофон, преломляясь в гранулайзере, неожиданно распадается на кусочки или вдруг, подвергаясь модуляции, начинает подрагивать и щекотать слух приятными вибрациями. Все эти эффекты скорее играют роль еле заметной бахромы, оформляющей основное музыкальное полотно, — так что пугаться не стоит: мелодическая составляющая по-прежнему осталась главной.
Чем интересно
Невероятное сочетание стилей, объединенных общей импровизационной нитью. Солнечный фанк и цветастый фьюжн буквально в одном шаге от интровертного трип-хопа, а то и авангарда.
Тизер альбома «Lope and Antilope»
- Купить naim label
Ben Allison «The Stars Look Very Different Today»
Одиннадцатая пластинка американского контрабасиста, на которой он исследует пограничное пространство между постбопом, фолком и роком в различных вариациях
Как звучит
Название — строчка из песни Боуи «Space Oddity» — подсказывает, что, во-первых, Аллисон неравнодушен к научно-популярной тематике, а, во-вторых, что рок-музыка и поп-культура играют в его творчестве не последнюю роль. «The Stars Look Very Different Today» — работа специфическая и вместе с тем несложная для восприятия. Аллисон, в отличие от многих коллег, прибегает к року не как ко временной материи для экспериментов, но как к полноценной и естественной форме. В связи с этим у его музыки достаточно понятная мелодическая и структурная составляющие; и хотя сам автор, как обычно, играет на контрабасе, своей команде — в особенности гитаристу Стиву Карденасу и банджисту Брендону Сибруку — он уделяет едва ли не первостепенную роль.
Чем интересно
Прекрасный образец доступного мелодичного фьюжна, вероятно, куда более интересного простым слушателям, нежели поклонникам джаза.
«Swiss Cheese D»
- Купить Benallison.com
Gard Nilssen «Drumming Music»
Сольная работа барабанщика вышеупомянутых Bushman’s Revenge, Astro Sonic, Puma и еще целой пачки норвежских авант-бендов
Как звучит
Кроме барабанов и перкуссии, на этой пластинке нет ровным счетом ничего, поэтому запись очень сильно отличается от остальных проектов, в которых Нильссен принимал участие. Указывая в своих ориентирах минималистов, Джона Зорна и группу Supersilent, барабанщик в некотором смысле раскрывает карты: «Drumming Music» и вправду напоминает самые мрачные работы Зорна и Supersilent, но в технике игры Нильссен придерживается строгой репетитивности. Повторяя с незначительными изменениями одну и ту же партию, барабанщик доводит ее до пика, после чего переходит к следующему композиционному этапу. Два полотна, из которых состоит альбом, можно было бы смело разбить на 7–8 — но так исчезла бы интрига.
Чем интересно
Любопытнее всего будет тем, кто слушал Нильссена в других группах и хочет прочувствовать его технику игры в дистиллированном виде, а также поклонникам барабанно-перкуссионного минимализма в духе Kroumata Percussion Ensemble.
«Rinzen (Suddenly Awakening)»
- Купить Gigafon.no