Академики и члены-корреспонденты Российской академии наук (РАН) написали открытое письмо в ответ на интервью главы ФСБ России Александра Бортникова, которое он дал «Российской газете» накануне столетия со дня образования Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Его опубликовал «Коммерсант».
В письме говорится, что «впервые после XX съезда КПСС одно из высших должностных лиц нашего государства оправдывает массовые репрессии 1930–40-х годов», которые сопровождались «неправосудными приговорами, пытками и казнями сотен тысяч ни в чем не повинных наших сограждан».
Ученые пишут, что «миллионы советских людей оказались в тюрьмах и лагерях», из которых многие не вернулись.
— академики и члены-корреспонденты РАН
Они добавляют, что выступают «против ревизии представлений о бесчеловечной и антинародной сущности репрессий», а также призывали всех присоединиться к их протесту.
В письме перечислены участники научного сообщества, которых затронули репрессии, — например, погибшие Николай Вавилов и Семен Шубин, и выжившие Лев Ландау и Сергей Королев. «К сожалению, немногие, кроме специалистов, представляют, какое огромное количество замечательных ученых, продвинувших науку в самых разных областях, было уничтожено в расцвете своей деятельности», — говорится в обращении. Под письмом подписалось более 30 академиков и членкоров РАН.
«Российская газета» опубликовала интервью главы ФСБ Александра Бортникова 20 декабря — в день столетия со дня основания Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), которая причастна к так называемому красному террору. Бортников попытался оправдать репрессии, сказав, что в отношении самих чекистов их спровоцировали «перегибы на местах».