Ким Кардашьян стала игровым персонажем в Fortnite
Умер кинопродюсер Артур Кон, работавший с Витторио де Сика
Режиссера «47 ронинов» признали виновным в мошенничестве и обмане Netflix
Шэрон Стоун снимется с Анной Кендрик и Сетом Рогеном в драмеди «Babies»
Гленн Клоуз спланировала свою смерть. Она строит дом, где хочет прожить последние годы
Итан Хоук захотел стать боксером после просмотра «Рокки», но передумал после первого боя
Дженнифер Гарнер снимется в комедии Netflix «Осталась одна попытка»
Барри Кеоган сыграл лидера нового поколения «Острых козырьков» в новом фильме
Vogue назвал самых хорошо одетых людей 2025 года
Вышел трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
Ангела Меркель перестала складывать руки ромбом, потому что ей это «больше не идет»
Режиссер Вим Вендерс возглавит жюри Берлинского кинофестиваля
Количество российских регионов, где средняя зарплата выше 100 тыс. рублей, в сентябре выросло до 13
В Москве согласовали проект высотного парка на месте монорельса
Европол предупредил о риске войны между людьми и роботами к 2035 году
Тимоте Шаламе прокомментировал слух, что он ― рэпер-аноним EsDeeKid: «все раскроется в свое время»
Михаил Дегтярев показал, как будет выглядеть новый олимпийский мишка
ВЦИОМ: две трети россиян не согласны с судебным решением по делу Долиной
В Италии нашли греческую скульптуру возрастом 2500 лет
Том Круз передумал снимать фильм в открытом космосе
Джейсон Стэтем, перестрелки и погони в дублированном трейлере «Убежища»
В Ставропольском крае в 2027 году планируют собрать первый в России урожай бананов
В Томске пройдет пикет против блокировки Roblox
В Москве пошел снег
Шведский музыкант спас осьминога и научил его играть на пианино
Марио и Луиджи сражаются с Боузером-младшим в новом тизере сиквела «Супербратьев Марио. Фильм»
Рукопись песни Цоя «Спокойная ночь» продали на аукционе досрочно
В 2025 году в русском языке появилось 90 новых слов

Без топовых звезд и промоутеров, но с гастромюзиклами и VK: как поменялась концертная индустрия в РФ

Фото: Yvette de Wit/Unsplash

Профессионалы концертного рынка видят его кризисное положение и переключаются на новые форматы, а нишу мероприятий активно осваивают VK и МТС. Это следует из аналитического материала РБК о состоянии сферы в России. Ниже — основные тезисы.

Кризис индустрии

Допандемийный 2019 год оказался пиком концертного рынка. Тогда в Москве можно было увидеть Bring Me The Horizon, Thirty Seconds to Mars и Die Antwoord на Park Live, а профессионалы ждали дальнейшего роста. «В 2020–2021 годах все замерли, по сути, во сне и в ожидании, что медленно начнут просыпаться и все будет как прежде — с иностранцами, спонсорами, sold out за день и так далее. Однако в 2022-м все схлопнулось», — говорит Михаил Минин, глава «МТС Энтертейнмент» (управляет развлекательными активами МТС, несколькими концертными залами и билетными сервисами).

Он обращает внимание на уход иностранных брендов («пропала „спонсорская тяга“») и отъезд топовых промоутеров, из‑за чего отменились крупнейшие фестивали вроде «Усадьба джаз», «Боль» и Park Live.

По оценке Эдуарда Ратникова, гендиректора концертного агентства TCI (привозило в Россию Rammstein, Limp Bizkit и других иностранных артистов), геополитическая ситуация и отказ заграничных музыкантов от поездок в Россию «разрушили все, что строилось почти 29 лет».

Он добавляет, что TCI следит за концертным рынком, но не видит «достаточно драматичных и интересных проектов», а те, что есть, оборачиваются гонкой с конкурентами, завышенной стоимостью билета и экономией на сервисе.

Пути выхода из тупика: гастромюзиклы, гастрофестивали, отъезд в Казахстан

Сейчас внимание TCI сфокусировано на сфере альтернативных развлечений. Например, агентство ставит гастромюзикл «Москва слезам не верит», «проект, который сочетает авторский ужин, шоу и атмосферу светской вечеринки», «сопоставим и финансово, и по трудозатратам с организацией концертов» и должен собрать 150–200 тыс. человек за полтора года.

Русская медиагруппа до 2016 года проводила крупный фестиваль Maxidrom и привозила Rammstein, Thirty Seconds to Mars, Korn, The Prodigy и других иностранных артистов. В 2024 году радио Maximum добавило в формат гастросоставляющую и устроило «Maximum Гриль Фест».

«Мы довольны аудиторными и бизнес-показателями фестиваля, ежедневно его посещали порядка 10 тыс. человек. Подобные мероприятия несут мультипликативный эффект для бренда: это новый канал для взаимодействия с аудиторией и новая площадка для создания спецпроектов для рекламодателей», — отметили в пресс-службе РМГ.

Организаторы когда‑то крупнейшего в России фестиваля Park Live не устраивали мероприятий до 2024 года. Когда они наконец решили это сделать, ивент сменил локацию — новый Park Live пройдет в Алма-Ате и при поддержке «Яндекса», а в лайнапе есть Die Antwoord, Placebo, Tyga и Скриптонит.

«Мы пока делаем в Казахстане первые шаги, получается хорошо. Пример — за несколько дней на „Яндекс Афише“ были распроданы все билеты на первый в Казахстане концерт группы Thirty Seconds to Mars. Это подтверждает высокий интерес аудитории в Казахстане к качественным мероприятиям», — считает директор по контенту и развитию бизнеса «Яндекс Афиши» Энрико Мазавришвили.

МТС, «ВКонтакте» с концертами

Освободившуюся нишу начали осваивать непрофильные игроки, и они не стремятся связывать себя с иностранными артистами. Еще до пандемии на рынок зашел МТС: запустил свои мюзиклы, взял в аренду театр МДМ, подписал эксклюзивный контракт с Comedy Club.

«Мы не делаем ставку на концерты, тем более в ущерб другим сегментам. Но наша деятельность в концертах вполне успешна. В том числе потому, что, проводя концерты на своих площадках, мы зарабатываем еще и на барах, а не только на билетах. В Москве сборы бара на успешном концерте могут составлять один к трем с билетами, при этом с совершенно иной маржинальностью, в чистом доходе превращаясь один к одному или лучше», — делится Михаил Минин.

VK также запартнерился с площадками Gypsy и Stadium, а также проводит собственные фестивали. «Живой контакт с артистами является неотъемлемой частью музыкального бизнеса <…> Люди сейчас приходят на фестивали, чтобы отдохнуть и полноценно провести время, а не только послушать любимого артиста. Поэтому мы проводим не только концерты. Опыт этого года показывает, что аудитории нравятся летние форматы, разнообразный таймспент и возможность приходить на площадку, где есть много всего — музыка, еда, спорт, образование, аудитория», — считает вице-президент VK по музыкальным и видеосервисам Николай Дуксин.

Куда движется рынок?

Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов отмечает, что сегмент концертов мировых звезд закрылся полностью, поэтому компании чаще пробуют новые форматы: мюзиклы, выставки, технические шоу. Он оценивает работу с российскими артистами как «весьма рискованную», а возможности организации прибыльных мероприятий за рубежом как ограниченные и доступные только там, где есть много платежеспособной русскоязычной аудитории, например, в Казахстане и Белоруссии.

Также эксперт замечает, что после падения доходов из‑за пандемии и санкций концертный рынок несложно поглотить, а из‑за мультипликативного эффекта это может быть привлекательно крупнейшим компаниям.

Расскажите друзьям