Создатель Telegram Павел Дуров дал видеоинтервью журналисту Такеру Карлсону. Оно длится 58 минут.
«В этом ролике Дуров рассказывает о тактике давления, которую правительство США использовало против него, включая отправку агентов ФБР к нему домой», — говорится в аннотации к интервью. Собрали из него все самое главное.
О вынужденной продаже «ВКонтакте»
Дуров создал «ВК» — самую популярную соцсеть в СНГ — в 21 год. В 2011–2012 годах сайт стала использовать российская оппозиция для координации митингов. Тогда к Дурову пришли власти с требованием удалить эти группы. Однако создатель соцсети отказался занимать чью-либо сторону и не стал этого делать, придерживаясь принципов свободы слова и свободы самовыражения.
В 2013-м, во время протестов на территории Украины, российская сторона потребовала передать информацию об организаторах. Руководство «ВК» отказалось это делать, тогда у Дурова остался выбор — подчиняться требованиям или продать долю в компании, покинуть свой пост и уехать из страны. «Я выбрал последнее», — сказал он. Вынужденный уход из компании владелец соцсети назвал болезненным, потому что потратил много времени и сил на ее создание.
О Telegram
Идея создания мессенджера возникла, когда Дуров еще находился в России. «В какой‑то момент у нас возникла очень стрессовая ситуация, когда вооруженные полицейские могли прийти в мой дом и попытаться ворваться, потому что я отказался уничтожить эти оппозиционные группы. И я понял, что безопасных средств коммуникации нет», — рассказал он.
В итоге программист подумал, что это может быть хорошей идеей для приложения, где общение будет защищено шифрованием. Код защищенного шифрованием мессенджера написал его брат, а сам Дуров сделал дизайн и функционал.
По его словам, мессенджер никогда не тратил средства на привлечение пользователей: «Мы никогда не продвигали Telegram. <…> Весь наш рост чисто органический. И мы получили почти 900 млн пользователей, не тратя ничего на рекламу для продвижения Telegram».
Дуров рассказал, что он единственный менеджер по продукту, а в отделе кадров у него работает ноль человек. Вместо этого он регулярно проводит конкурсы для инженеров и отбирает лучших из лучших: всего их в команде 30 человек.
«На данный момент я считаю, что мы отлично справляемся с Telegram: 900 млн пользователей! Возможно, через год мы перешагнем отметку в 1 млрд ежемесячных активных пользователей», — заявил Дуров.
О выборе ОАЭ для бизнеса и нападении в Сан-Франциско
После того как Дуров покинул Россию, он попробовал несколько мест, где можно развивать бизнес, но всюду сталкивался с бюрократией. Так, например, в Германии нельзя было нанять программистов, которые работают за пределами ЕС, не предложив сперва работу местным специалистам.
После этого программист думал над тем, чтобы переехать в Сан-Франциско. Однако там произошла неприятная ситуация: после встречи с основателем Twitter Джеком Дорси на него на улице напали трое неизвестных и попытались выхватить телефон. Произошла драка, было немного крови. Дуров отметил, что США стала единственной страной мира, где он пережил уличное нападение.
В итоге программист решил выбрать Дубай. Он похвалил простоту ведения бизнеса, возможность нанимать людей со всего мира, низкие налоги, хорошую инфраструктуру и политическую нейтральность. По его словам, за семь лет жизни в ОАЭ на него никогда не оказывали давления местные власти.
О внимании ФБР и спецслужб США
«ФБР и агентства безопасности уделяли нам слишком много внимания. В прошлый раз, когда я приезжал в США, я привез с собой инженера, который работает в Telegram. Они попытались его нанять», — рассказал Дуров. По его словам, спецслужбы хотели выяснить, какие библиотеки с открытым исходным кодом есть в мессенджере.
Программист добавил, что каждый раз, когда он прилетает в США, в аэропорту его встречают два агента ФБР и задают вопросы. «Однажды я завтракал в 9.00, и сотрудники ФБР показались у дома, который я снимал. Они знали, что я уехал из России. Они знали, чем мы занимаемся, но им нужны были подробности. Думаю, они хотели установить связи, чтобы каким‑либо образом лучше контролировать Telegram», — сказал он.
По словам Дурова, после штурма Капитолия ему пришло письмо от демократов, которые требовали предоставить все данные по штурму: «В письме было сказано: „Если вы не выполните просьбу, нарушите Конституцию США“. <…> Две недели спустя мы получили новое письмо — уже от республиканцев — о том, что, если мы предоставим данные по первому запросу, нарушим Конституцию США. Мы ответили так же, как отвечаем в большинстве подобных ситуаций, — проигнорировали».
О давлении корпораций и политическом нейтралитете
По словам Дурова, наибольшее давление на мессенджер исходит не от правительств, а от Google и Apple: «Когда дело доходит до свободы слова, эти две платформы могут, по сути, подвергать цензуре все, что вы можете прочитать на своем смартфоне. Они очень ясно дают понять: если мы не будем соблюдать их правила, как они это называют, они удалят Telegram из своих магазинов».
Дуров рассказал, что мессенджер часто использовался во время протестов, например в Беларуси, Гонконге и Казахстане, но платформа не занимает чью-либо сторону, а сохраняет нейтралитет и уважает приватность и свободу своих пользователей.
Заявления, что Telegram подконтролен российским властям, распространяют люди, которые имеют «очень ограниченное представление» о том, откуда появился мессенджер, добавил Дуров. «Возможно, их могут поощрять наши конкуренты, которые видят в этом простой способ нас дискредитировать, потому что, вы видите, Telegram распространяется со скоростью лесного пожара».
Сейчас программист старается не посещать ни одной из крупных геополитических стран, включая Китай, Россию и США. По его мнению, большая проблема современности — необходимость занимать сторону, это делает мир опаснее и лишает возможности понимать людей, которые думают иначе. Он также по умолчанию считает, что все его устройства уже взломаны и не доверяет платформам, разработанным в США.
Об образе жизни
Дуров рассказал, что на его счетах уже больше десяти лет лежит несколько сотен миллионов долларов: «Я ничего с ними не делаю. У меня нет ни недвижимости, ни самолетов, ни яхт. Не думаю, что такой образ жизни мне подходит».
По его словам, ему больше нравится сосредотачиваться на разработке мессенджера, а яхты и самолеты его бы отвлекали. Дуров также напомнил, что его главный приоритет в жизни — это свобода. А большие активы привязали бы его к определенной локации.