Депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект об ограничениях по использованию иностранных слов в публичном пространстве, в том числе в рекламе и СМИ. Инициатива направлена на «защиту русского языка», пояснили авторы.
Депутаты обеспокоены «активным использованием вывесок, надписей, размещением информации о проводимых акциях, скидках и распродажах на иностранном языке». Именно поэтому они хотят дополнить статьей закон «О защите прав потребителей», которая сделает «невозможным использование на вывесках и витринах таких надписей, как, например, „coffee“, „fresh“, „sale“, „shop“, „open“ и т. п.».
Дополнение сделает обязательным использование государственного языка при размещении информации о продукте или услуге в общедоступных местах. Сделать исключение депутаты предлагают для фирменных наименований и товарных знаков.
Авторы законопроекта также предложили внести изменения в закон «О рекламе», дополнив его нормой о том, что реклама должна обязательно быть переведена на русский язык в «идентичной по содержанию, равнозначной по размещению и техническому оформлению» форме. А в законе «О средствах массовой информации» они предложили запрет на использование иностранных слов, имеющих синонимы на русском языке. В Градостроительном кодексе РФ они считают нужным прописать запрет на присваивание жилым комплексам и микрорайонам «названий на иностранных языках либо с использованием производных от иностранных слов и выражений».
В законе «О государственном языке» законодатели предложили указать, что «защита и поддержка государственного языка РФ способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов России, сохранению общероссийской гражданской, культурной и языковой идентичности».
В феврале 2023 года Владимир Путин подписал закон, запрещающий использование иностранных слов, имеющих русские синонимы, в случае использования языка в качестве государственного. В мае власти Краснодара запретили вывески на иностранном языке и с транслитерацией.