перейти на мобильную версию сайта
да
нет

5 книг недели Краткая история США, пляжный немецкий бестселлер, новый Свечин

Каждую неделю Лев Данилкин выбирает самые интересные издания из только что вышедших.

Книги

Алексей Цветков «Маркс, Маркс левой!»

Алексей Цветков почти всегда сочиняет от первого лица — с прустовской дотошностью регистрируя повседневные ощущения марксиста-аллергика, задыхающегося в душной оранжерее капитализма. Метод организации эффекта остранения прост и эффективен: у всякого, самого обыденного явления — от рекламы до болтовни третьеклассников — есть политический аспект; просто проговорите его — и «НОС» с Андреем Белым у вас в кармане. В новой коллекции исповедей, исторических экскурсов и саркастических заметок обнаруживаются опыты «политического» прочтения текстов современной культуры (от номера «Большого города» до бессоновской «Люси»), проницательные эссе о Ленине и Богданове, вылазка картографа в неизведанные области современной русской поэзии, педагогические заметки — и несколько признаний автобиографического характера. «Кто-то внутри меня содрогнулся, впервые», — речь идет о детстве рассказчика, — «столкнувшись с неотразимой отвратительностью реального капитализма. Это был тот внутри меня, кто потом так часто и с таким ослиным упрямством говорил «нет» наступлению товарного фетишизма «экономических людей» с их бесстыдной ложью, показным цинизмомпатологическим самолюбованием и обнаженным до порнографичности частным (т.е. антиобщественным) интересом». Что же разбередило душу 8-летнего человека — и, вызвав эффект домино, превратило его в активиста, просветителя, библиофила и лауреата литературных премий? Правильно: «Незнайка на Луне».
  • Издательство «Свободное марксистское издательство», Москва, 2015

Роберт Римини «Краткая история США»

Не такая уж и краткая — четыре с половиной сотни страниц — история bête noire нынешней России: от индейского Эдема до воцарения Обамы. Кроме собственно дат — объяснения: «как за несколько веков сложился типичный американец, как республика превратилась в демократию и как выглядело американское общество в разные столетия», когда именно возникла американская идентичность — и почему США, несмотря на заветы отцов-основателей, преодолели изоляционизм и благополучно превратились в мирового шайтана. Аналог «Краткого курса истории ВКП(б)», да, — пусть не от первого лица, но от официального историка нижней палаты Конгресса, обладателя Национальной книжной премии 2006 года и патентованного биографа президентов. Как насчет объективности? Четыре балла из пяти: слова «геноцид» нет — однако про отравленные одеяла для индейцев все же упомянуто.
  • Издательство «Колибри», Москва, 2015, перевод О.Алексаняна

Рене Фройнд «Любовь среди рыб»

Свежий немецкий бестселлер — романтический водевиль про злоключения берлинской издательши, которая пытается добиться новой книги от эксцентричного поэта, чьи стихи хорошо продаются, но плохо пишутся; приходится командировать его в Альпы — где на его пути возникает авантажная исследовательница поведения эндемичных рыбок при, хм-хм, размножении. Выглядящие остроумными диалоги (когда одни начитанные персонажи разговаривают с другими вроде бы о литературе и науке, а на самом деле — о сексе), бодрый ритм, «атмосферный» антураж — словом, нечто среднее между «Улиссом» и Иоанной Хмелевской, идеальное пляжное чтиво.
  • Издательство «Эксмо», Москва, 2015, перевод Т.Набатниковой

Ким Стэнли Робинсон «2312»

Премия «Небьюла» (2012) — за лучший фантастический роман. Через три века планеты Солнечной системы освоены людьми, которые в состоянии путешествовать на астероидах, строить мегаполисы в космической пустыне и доставлять солнечный свет в самые темные уголки своего мира. Но однажды в идеальный город на Меркурии врезается искусственно созданный метеорит; поисками межпланетных террористов занимается пара уроженцев Титана и Меркурия. Масштабная — и хорошо прописанная в плане не только технологий, но и отношений — космическая фантастика от автора «Калифорнийской» и «Марсианской» трилогий.
  • Издательство АСТ, Москва, 2015, перевод А.Грузберга

Николай Свечин «Туркестан»

Колониальный ретробоевик — какой там уже в лыковской серии? — про 1894 год. История путешествия Лыкова — который вышел в отставку и занимается делами имения, — в Туркестан; в компании с другом и управляющим Титусом. Восток — дело тонкое, в Ташкенте орудует шайка Асадуллы, имперская администрация — даже лучшие местные сыщики — не справляются с экзотическими представителями криминалитета; а тут еще, разумеется, и англичанка гадит. Лесопромышленник из Лыкова неважный — хотя, по правде сказать, не так уж существенно, кого именно и в каком статусе он лупит в том или ином романе; важно, что он закован в галантерейный свечинский стиль, как Тони Старк — в костюм Железного человека: «Утром следующего дня к почтово-телеграфной конторе №2, что в махалля Хафис-Куяки, подъехал экипаж. Оттуда вылез странный европеец явно нерусской наружности. Он был в пробковом британском тропическом шлеме и в мятой чесучовой куртке. На лице, украшенном нелепой эспаньолкой, отражались одновременно и высокомерие, и растерянность. Господин зашел в помещение конторы. На икону в углу он внимания не обратил, лба не перекрестил и шлема не снял. Зато спросил у служащего чрезмерно громко: «Нет ли распоряжения от Товарищества Викула Морозов и сыновья на имя доверенного Розалион-Смушальского?» Почтовик порылся в стопке бумаг и развел руками: «Покамест не поступало».
  • Издательство «Эксмо», Москва, 2015
Ошибка в тексте
Отправить