Сапрыкин о духе времени Почему не надо думать о том, стоит ли ходить на выборы
Колонка, написанная за неделю до того, как окажется, что главная предвыборная интрига рассыпется в прах, а Михаил Прохоров заявит: «Я сделаю все, чтобы кукловод В.Ю.Сурков ушел в отставку. И призываю всех выйти из партии и начать участие в настоящей политике без обмана».
Представьте себе, что у вас есть дальний родственник — допустим, дядя из Тамбова (многим даже представлять не надо). Большую часть времени дядя никак не напоминает о себе, известно, что в Тамбове у него важные дела, но они вас не касаются, живет себе — и слава богу. Но раз в четыре года невесть с какого перепугу дядя появляется у вас в квартире и начинает настойчиво и даже несколько назойливо рассказывать о своих бедах, хватает за лацканы, оживленно жестикулирует, требует одолжить денег и вообще всячески мешает жить. Причем по опыту прошлых визитов известно: никакой практической цели дядино мельтешение не имеет, в назначенный час он сядет в поезд Москва–Тамбов и сгинет, как не было, вне зависимости от того, дадите ли вы ему в долг и примете ли участие в его судьбе.
По всей вероятности, понимая все плюсы и минусы такого решения, вы бы постарались как можно скорее выставить странного родственника за дверь и не иметь с ним в дальнейшем никаких дел.
Другое дело — российские выборы. Приближается очередная кампания по выборам в Госдуму — и даже взрослые, вменяемые, ответственные люди, пережившие уже не одно дядино посещение и знающие, чем все кончится, начинают как-то очень серьезно задумываться о выборах. Разгораются споры: идти или не идти? а если идти, то забрать бюллетень с собой или нарисовать на нем мужской половой орган? или вообще проголосовать за любую партию, кроме той, которая — как всем понятно — победит? или, может быть, проголосовать конкретно за Прохорова — по крайней мере он не так надоел, как остальные? Или за ту партию, в которой сейчас Хакамада, кстати, в какой она?
«Как ни поступи с этими выборами — все плохо, что ни сделай — сам будешь виноват»
Надо сказать, что этот предвыборный дядя обладает нешуточными способностями к массовому гипнозу, всем же понятно, что сразу после подведения итогов выборов карета превратится в тыкву, и нынешние участники жарких дискуссий о Прохорове и движении «Нах-Нах» на годы забудут о существовании Госдумы, которая — будем называть вещи своими именами — и существует-то на тот случай, если коллеги по «Большой восьмерке» спросят: «А где тут у вас парламент?» Да вот он. И от придуманного лично вами оригинального способа измывательства над бюллетенем итоги выборов не изменятся ни на грамм — намеченные показатели будут достигнуты, партия Прохорова внезапно займет второе место, а партия Сергея Миронова неожиданно недоберет несколько десятых процента до порога прохождения в Думу. И все же споры не стихают, суета не прекращается, кажется, что нужно что-то делать.
Это связано с еще одним талантом дяди — он как-то так хитро вырулил ситуацию, что как ни поступи с этими выборами — все плохо, что ни сделай — сам будешь виноват. Не пошел на выборы — нечего потом жаловаться, была же возможность повлиять на судьбу страны. Пошел — нечего потом жаловаться, сам этих биороботов и выбрал. Благодаря дяде само слово «выборы» стало означать отсутствие выбора.
И чего ради, спрашивается, продолжать работать на дядю?
Иллюстрация: Юлия Якушова
Главный смысл спектакля под названием «Выборы-2011» в том, чтобы собрать побольше зрителей и внушить им иллюзию, что исход действия зависит от них