перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сапрыкин о духе времени Как пережить школьную реформу

архив

Начнем с того, что на этом месте должен был появиться совершенно другой текст. Я собирался написать что-нибудь ужасно гневное и язвительное по поводу надвигающейся школьной реформы, согласно которой единственными обязательными предметами для старшеклассников станут физкультура, основы безопасности жизнедеятельности и загадочный предмет «Россия в мире». И что, наверное, будущим выпускникам в их будущей жизни обязательно нужно будет прыгать через козла, знать, какая сторона улицы наиболее безопасна при теракте и уметь «противостоять фальсификациям истории, направленным против национальных интересов России» — а все остальные знания и умения, ну там математика, история, литература, все это им не до такой сте­пени пригодится. И что, вероятно, идеологи ре­формы придумали такую систему потому, что им известно про нашу будущую жизнь нечто такое, о чем мы, наивные, со своими жалкими интеллигентскими предрассудками, еще не догадываемся — может, и вправду Мандельштам или диф­ференциальное исчисление лет через десять будут не так важны, как умение метнуть гранату на 30 метров. Но потом я вспомнил собственные старшие классы и решил ничего этого не писать.

 

 

 «Ваш образовательный стандарт — это иностранный язык и широкополосный интернет»

 

 

Дело в том, что в моих старших классах — то есть в конце 80-х — обсуждалась все та же школьная реформа. Точно так же предполага­лось, что старшеклассники должны будут выбирать те или иные профильные предметы, а также степень глубины их изучения — правда, список обязательных предметов не был таким абсурдным. Говорились очень похожие слова о воспи­тании у учащихся способностей к саморазвитию и о внедрении школьного самоуправления — разве что не делалось такого упора на патриотизм и не упоминались «позитивные социали­зирующие возможности интернета». Нельзя ­сказать, что в смысле качества образования с тех пор ничего не изменилось: по данным февральского опроса ВЦИОМа, треть жителей страны считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а первые люди жили одновременно с динозав­рами — и число думающих так людей с каждым годом растет. И конечно, обязательное изуче­ние ОБЖ только поспособствует укреплению этой тенденции: но проблема, кажется, вообще не в ОБЖ.

В проекте предыдущей школьной реформы так же, как и в описании нынешней, не содержится одного небольшого пункта, без которого остальные теряют смысл: как должна быть устроена школа, чтобы быть до такой степени гибкой? Если ученики сами выбирают предметы — сколько должно быть в этой школе учебных классов, как составить расписание, что происходит с учителями, чьи предметы никто не выбрал? И самое главное — как сделать так, чтобы учитель занимался собственной работой не в режиме подвижничества и не на голом энтузиазме (ответ известен, но тут как в анекдоте — хто ж ему дасть)? Каким бы ни был набор обязательных предметов, в нынешней школе никто не гарантирует полу­чения знаний — астрономия вроде обязательная, а с Солнцем и Землей уже не можем разобраться. А если цель заключается в том, чтобы их все-таки получить, то ваш образовательный стандарт (а так­же основы жизнедеятельности) — это иностранный язык (а лучше несколько) и широкополосный интернет, и тогда никакое Министерство образования не страшно.

 

Ошибка в тексте
Отправить