перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сапрыкин о духе времени К чему приведет запрет на рекламу алкоголя

Эта колонка была написана для журнала «Афиша» до появления законов об интернете, клевете, некоммерческих организациях — впрочем, если заменить несколько слов, имен и ситуаций, подходит и для них.

архив

Новый пакет изменений в закон «О рекламе» преодолевает чтения в Госдуме со спринтерской скоростью: к моменту, когда этот номер «Афиши» поступит в продажу, скорее всего, будет окончательно запрещена реклама алкоголя (включая пиво) в интернете, в печатной прессе и на ТВ. Как тут не порадоваться — в кои-то веки народные избранники занимаются делом, дают решительный отпор пропаганде зеленого змия, чтобы не плакали больше дети и не страдали матери-одиночки, чьи мужья, насмотревшись на рекламу шотландского виски в журнале Tatler, ушли в алкогольное пике. И разве не здорово, что новые поколения россиян не узнают из интернета, что водка — это хорошо? Или вот еще одна инициатива: запретить курение в барах, в поездах, у входа в метро, далее везде, и еще убрать сигареты с витрин под прилавок — не правда ли, славно, ведь станет легче дышать, опять же, укрепится здоровье. И вот еще: главный московский милиционер Анатолий Якунин предложил патрулировать в ночное время «места возможного появления подростков» — и решительно факты этого появления пресекать: известно же, что подростки по ночам орут, словно мартовские коты, и нередко употребляют все тот же алкоголь (несмотря на отсутствие его рекламы), и еще того и гляди курят.

Шутка про звенья цепи уже несколько утратила свежесть, но здесь мы определенно видим все те же звенья, причем эта конкретная цепь начала выстраиваться далеко не сегодня — это все та же медведевская политика «принуждения к добру», с ограничениями времени продажи ­алкоголя, нулевым промилле, антипедофильской кампанией, Днем Петра и Февронии и т.д. Смысл этих действий понятен: граждане должны вести себя хорошо и быть здоровы, бодры, веселы — и с этим месседжем трудно поспорить. (Интересно, что на каждую такую инициативу немедленно находится экономическое обоснование, а также зарубежный опыт — от любого запрета народное хозяйство немедленно получит сотни миллиардов, «а в Австралии за такое вообще сажают».) Проблема в том, что здоровья от этих мер не прибавляется — зато увеличивается поле деятельности (а вместе с ним и коррупционные возможности) у правоохранителей. А обычные граждане оказываются подвешены на волшебный крючок: трубка у гаишника показала отклонение на сотую долю, случилось засидеться у подъезда с бутылкой пива или дочка нарисовала кошку с черным хвостом — был бы человек, статья найдется. Новые инициативы подвешивают на этот крючок добра уже не граждан, а рестораны, магазины и целые редакции — впрочем, их-то как раз не будут привлекать по статье. Их просто не станет.

 

 

«Они подвешивают на крючок добра рестораны, магазины и целые редакции»

 

 

Ларек у подъезда и продвинутый интернет-ресурс бесконечно далеки друг от друга экономически и стилистически, однако ж, по состоянию на сегодня, если отнять у них алкогольно-табачные доходы, они лишатся средств к существованию с примерно одинаковой скоростью. Выживут сетевые супермаркеты, общенациональные каналы, все, где продают и рекламируют стиральные порошки, и все, что оплачивается из бюджетных денег. А какой-нибудь новый Openspace, куда могли бы понести рекламу торговцы дорогостоящими напитками — потому что аудитория там маленькая, но разборчивая, — этих (да, впрочем, и никаких других) денег не получит. Уж сколько разговоров было: не собирается ли государство еще сильнее ущемить свободу слова, и если да, то как? огородит русский сегмент интернета китайской стеной? пересажает блогеров-тысячников? А оказалось, вот как — бодро и весело, под знаменем борьбы за здоровье и семейные ценности, так, что все вокруг будут только радоваться да в ладоши хлопать.

Ошибка в тексте
Отправить