перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сапрыкин о духе времени Эффективное протестное движение в России

Почему движение Occupy Wall Street, увлекая весь мир, не может добраться до нас.

архив

Движение Occupy Wall Street — протестный ­уличный лагерь, разбитый в финансовом центре Нью-Йорка, — оказалось неожиданно заразительным. Акция не прекращается уже больше ­месяца, выдвигаются все более четкие требования (если вкратце — перераспределить национальный доход от 1% сверхбогатых граждан к 99% простых людей труда), в дело включают­ся жители других городов и стран — от стотысячной толпы, громившей офисы банков в Риме, до жительницы Аляски, фотографирующейся с плакатом «Occupy the Tundra», поддержать ­«оккупантов» приходит элита мировой поп-­культуры — от Славоя Жижека до Канье Уэста и группы Die Antwoord, на 29 октября намечен «Глобальный марш Робина Гуда» с требованием установить однопроцентный налог на все финансовые транзакции. В общем — дело пошло. Единственные, кто остается в стороне от глобальной движухи, — это жители России: несмотря на то что энтузиасты из блога Epic Hero уже призывают выйти на акцию «Occupy Triumphalnaya Square», никаких признаков восстания масс не наблюдается. Из чего принято делать традиционно печальный вывод: народ наш ленив и нелюбопытен, не может постоять за свои права, и даже в протестных движениях мы позади планеты всей, поэтому всем Путин, пацаны.

Казалось бы, и вправду — вот появилось глобальное движение против несправедливости, почему ж оно обходит страну, где эта несправедливость напоминает о себе, чуть только высунешь нос из-под одеяла? Да, есть проблема нейминга — в слове «оккупировать» сразу слышится что-то немецко-фашистское, — но это не главное. Вопрос в том, куда бежать, где источник несправедливости, кого будем оккупировать? О’кей, для многих таким источником является Кремль, но, кажется, еще больше людей, для которых Кремль — единственная от несправедливости защита (см. прямые линии с президентом). Можно по примеру американских товарищей пойти оккупировать Сбербанк — но кто тогда бабушке пенсию принесет? А что до одного процента сверхбогатых — так их и без нашей помощи в любой момент ­прекрасно могут оккупировать, обобрать и эта­пировать.

 

 

«Что до одного процента сверхбогатых — так их и без нашей помощи в любой момент прекрасно могут оккупировать, обобрать и этапировать»

 

 

На вопрос «В чем несправедливость, брат?» в России можно получить сто тысяч взаимоисключающих ответов. Для одних это неправедно нажитая собственность, для других — когда ­собственность отнимают. Для одних — мигалки по встречке, для других — специальная полоса для троллейбусов. Для одних москвичи, для дру­гих понаехавшие; подозреваю, что множество людей считают главным источником несправедливости журнал «Афиша». Кажется, единственный вариант эффективного протестного движения — взять и оккупировать то, в чем каждый видит несправедливость. Пусть нашисты оккупируют Химкинский лес, а сторонники «Другой России» — Селигер. Пусть Навальный захватит офис «Единой России», а единороссы — его аккаунт в ЖЖ (все равно понять, как им пользоваться, они не в состоянии). Не очень понятно, кого поедет оккупировать кортеж Рамзана Кадырова, итоги конкретно этого движения могут неприятно удивить. Но в этом случае можно выйти с предложением к участникам нью-йоркской акции: может, вам что-то в России не нравится — тогда давайте просто поменяемся местами.

Иллюстрация: Юлия Якушова

В принципе, борцы с несправедливостью могли бы оккупировать Госдуму — но есть ощущение, что ее и без нас оккупировали

 
Ошибка в тексте
Отправить