Сегодня / 08:36
Оливия Родриго: «Если парень хочет полететь в космос, это красный флаг»
Сегодня / 13:21
В Японии рекордно снизилось число старшеклассников, которые впервые поцеловались
Сегодня / 12:46
В Японии отправили в космос первый в истории деревянный спутник
Сегодня / 12:14
Роберт Земекис рассказал, что Universal продолжает настаивать на «Назад в будущее-4»
Сегодня / 11:38
Фильм База Лурманна «Жанна д’Арк» находился в разработке 30 лет
Сегодня / 11:20
Первый канал снимет новые фильмы о Штирлице с цифровым аватаром Вячеслава Тихонова
Сегодня / 10:47
Поцелуи могли возникнуть как способ для чистки от паразитов
Сегодня / 10:09
Райан Рейнолдс пишет сценарий нового фильма, чтобы воссоединиться с Шоном Леви и Хью Джекманом
Вчера / 20:24
Том Холланд гуглит новости о Зендае, чтобы убедиться, что их отношения в порядке
Вчера / 19:17
Роспотребнадзор проверит школы и детсады после сообщений о вспышке вируса Коксаки
Вчера / 18:13
Эрнст: «Айфон — чудовищная вещь для человечества. Джобс стоит в череде персонажей рядом с Гитлером»
Вчера / 16:55
Хидэо Кодзима о «Джокере: Безумие на двоих»: «Лет через 10–20 на него наверняка посмотрят по-новому»
Вчера / 16:47
Джеймс Ван Дер Бик рассказал, что у него диагностировали рак толстой кишки
Вчера / 16:13
В Fortnite добавят Эминем-пулемет
Вчера / 15:59
Sony работает над фильмом про спецагента Венома
Вчера / 15:21
Больше 600 тыс. зрителей посмотрели «Преступление и наказание» с Янковским в день премьеры
Вчера / 14:16
В Великобритании женщины узнали, что их перепутали в роддоме, спустя 57 лет
Вчера / 13:38
Умерла легенда джаза и соула Куинси Джонс
Вчера / 13:30
Патриарх Кирилл: «Иисус Христос смертную казнь не осуждал»
Вчера / 11:25
Вышел тизер третьего сезона «Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон»
Вчера / 11:02
Cartoon Network выпустил спецэпизод «По ту сторону изгороди»
Вчера / 10:45
16 тыс. видов деревьев находятся под угрозой исчезновения
Вчера / 10:15
Майк Тайсон рассказал, что случайно принял Хасбика за ребенка
Вчера / 09:44
Православный мессенджер «Зосима» представят 13 ноября
Вчера / 09:15
Киран Калкин до сих пор не посмотрел финал «Наследников»
3 ноября / 20:40
Опрос: жители Москвы считают, что Трамп победит на выборах в США
3 ноября / 19:51
МИД РФ переименовал департамент сотрудничества с Европой в департамент проблем
3 ноября / 18:50
3344 иностранца с начала года получили гражданство РФ за участие в спецоперации
3 ноября / 17:49
Короля и королеву Испании забросали грязью в Валенсии, сильно пострадавшей от наводнения
3 ноября / 16:56
Девушка из Китая выяснила, что она из приемной семьи, после постоянных шуток об этом на работе
3 ноября / 16:28
В Псковской области из аквариумных рыбок производили «филе гребешка» и «мясо краба»
3 ноября / 15:56
В Финляндии закрылся единственный музей Ленина вне РФ
3 ноября / 15:32
Baza: Канье Уэст может выступить в Петербурге в ноябре
3 ноября / 14:56
В Перми пропал первый трудоустроенный кот в России. За его поимку обещано вознаграждение
3 ноября / 14:55
Древнеримская плотина спасла муниципалитет Испании от затопления

«Было похоже на пытку»: звезда «Заводного апельсина» Малкольм МакДауэлл рассказал о съемках фильма

6 октября 2021 в 16:55
Кадр из фильма «Заводной апельсин»

Звезда криминальной фантастической драмы «Заводной апельсин» Малкольм МакДауэлл, которому сейчас 78 лет, дал большое интервью изданию NME.

В нем он рассказал о культовой картине Стэнли Кубрика по одноименному роману Энтони Берджесса, написанному в 1962 году, и своем непосредственном участии в съемочном процессе.

«Заводной апельсин» рассказывает о подростке Алексе и его банде друзей, которые получают удовольствие от ультранасилия. Но все меняется, когда главный герой попадает в тюрьму и соглашается на терапию по методу Людовико, чтобы выйти на свободу чуть раньше.

«Афиша Daily» перевела интервью и публикует самые интересные фрагменты из него. Оказывается, МакДауэлл 18 месяцев ходил в Королевскую шекспировскую компанию, чтобы справиться с вымышленным языком надсат и дважды пережил «операцию» на глаза на съемочной площадке.


«Почему он выбрал именно меня?»

Кубрик впервые увидел МакДауэлла в криминальной драме 1968 года «Если…» и решил, что именно он должен сыграть Алекса в «Заводном апельсине». На вопрос актера «Почему вы выбрали именно меня?» режиссер ответил: «Ты можешь излучать интеллект на экране».

МакДауэлл отметил, что Алекс был не просто бандитом. «Тот, кто любит классическую музыку, не может быть таким уж плохим, давайте посмотрим правде в глаза», — сказал он.

«Я знал, что это великая роль, но не понимал, как сыграть ее»

Первое время актер никак не мог определиться, в каком стиле играть жестокого и аморального бандита. «Я нашел его по ходу дела. Но я не знал, что это будет такая стилизованная роль, и очень скоро я стал понимать, что не стоит играть натуралистично. Все это было почти по-шекспировски», — поделился он.

Чтобы вжиться в роль, МакДауэлл отправился в Королевскую шекспировскую компанию (крупнейшую организацию в Англии, которая ежегодно выпускает более 20 спектаклей и владеет несколькими театрами). В ней он провел «самые скучные 18 месяцев в жизни». Однако это помогло актеру справиться с вымышленным языком надсат, на котором общаются подростки в романе Берджесса. МакДауэлл обращает внимание, что этот язык — некая смесь идиша (языка евреев, в основе которого немецкие диалекты) и русского языка.

«Берджесс рассказал мне, что был в Москве по обмену. Это было зимой, и он был в кофейне со своим гидом. Они сидели у окна, оно было распахнуто, и какие‑то молодые люди снаружи, целая банда, прижались лицом к стеклу окна. Он сказал, что это было чертовски страшно и это что‑то в нем запустило», — рассказал актер.

«Насилия в фильме никакого, они пинают старика — и все»

МакДауэлл признался, что не видит в фильме никакого насилия, «они (банда Алекса. — Прим. ред.) пинают старика — и все». По его мнению, «Заводной апельсин» — скорее психологически тревожная картина. «Я имею в виду, что даже в сценах насилия над женой писателя Фрэнка Александра Алекс исполняет „Singin’ in the Rain“».

Идея использовать эту песню принадлежала самому актеру. Она звучит во фрагменте, в котором банда Алекса врывается в дом писателя, избивает его и насилует его жену.

«Это просто вырвалось у меня изо рта. Я начал петь и на тактах делал пинки и удары просто в качестве шутки. Тогда я посмотрел на Стэнли, и он буквально зажал рот носовым платком из‑за сильного смеха», — поделился МакДауэлл.

Позже актриса Адриенна Корри призналась, что сцену с избиением снимали 39 раз. «В течение четырех дней Малькольм отыгрывал, как бьет меня, и он действительно бил», — сказала она.

Кубрик: «Актеры великолепно играют, когда не готовы к чему-то и испытывают реальные эмоции»

Режиссер пользовался таким подходом постоянно, но зачастую это заходило слишком далеко. Так, в «Заводном апельсине» Кубрик показал МакДауэллу фотографию, на которой кому‑то делают операцию на глаза, и спросил: «Что ты об этом думаешь? Я хочу, чтобы ты тоже прошел через это».

«Я ответил, что точно на такое не соглашусь, но он уже договорился о визите доктора, чтобы я смог с ним это обсудить. Этим врачом был тот самый парень из фильма. Когда он пришел, то сказал: „Твои глаза будут обезболены — и ты ничего не почувствуешь, но это не точно“», — вспоминает актер.

В итоге сцену сняли, но Кубрик после отсмотренного материала попросил МакДауэлла еще раз пройти через все это, чтобы получить крупный план глаза.

«Я сказал: „Ну почему бы тебе не сделать это на дублере? Ведь ему за это платят“. Но он сказал, что ему нужны именно мои глаза, поэтому мне пришлось сделать это снова. И, конечно, они во второй раз поцарапали мне роговицу. Это было сложнее перенести, чем в первый раз, потому что я знал, чего ожидать. Это было похоже на пытку, но, знаете, оно того стоило», — рассказал он.

«Кадры четырех жестоких головорезов в белых костюмах, черных шляпах и сапогах вызвали обвинения в заигрывании с фашистскими образами»

МакДауэлл поддерживал Кубрика и соглашался с ним. «В новостях было больше насилия во время Вьетнама. Если вы вдруг хотели увидеть настоящее насилие, то нужно было просто включить телевизор», — отметил он.

Актер вспоминает, что во время съемок у режиссера всегда была папка с нацистскими вещами. В ней были документы, где «евреев приравнивают к крысам» и тому подобное. «Я думал, что он собирается использовать их в сценах лечения по методу Людовико, но в конце концов он отказался. Думаю, он решил, что это уже слишком», — вспоминает МакДауэлл.

«Я рад, что сделал все это»

Напоследок актер заявил, что у «Заводного апельсина» всегда будет аудитория. По его словам, новое поколение всегда находит и смотрит фильм перед поступлением в колледж, делая это каким‑то ритуалом.

МакДауэлл отметил, что на сегодняшний день ему нравится быть кем‑то вроде образца антиутопической злобы. «Если ты снимаешь такой фильм, он становится историческим, и ты кладешь его в хранилище. И я, конечно, уже совсем другой человек, чем был, когда снимали фильм. Я был ребенком, знаете ли. Но рад ли я, что сделал все это? Безусловно. Это замечательно».

Премьера «Заводного апельсина» состоялась 19 декабря 1971 года в Нью-Йорке. Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе и СМИ из‑за сцен насилия, а некоторые обвинили картину в дурном влиянии на молодежь.

Так, в городе Блетчли 16-летнего подростка судили за убийство бездомного, отмечая, что на него повлияла кинолента «Заводной апельсин». Другой несовершеннолетний был одет в белый комбинезон и черный котелок во время избиения маленького ребенка, а 17-летнюю девушку изнасиловала банда, которая пела песню на мотив «Singin’ in the Rain».

Тогда адвокаты подростков пытались добиться смягчения приговора, сваливая вину на влияние фильма Кубрика. Режиссер отказывался от обвинений и утверждал, что картина не вдохновляет на насилие.

«Искусство переоформляет жизнь, но не создает ее и не является причиной. Кроме того, приписывание фильму мощной способности внушения противоречит научно признанному мнению, что даже после глубокого гипноза в постгипнотическом состоянии людей нельзя заставить делать вещи, противоречащие их природе», — сказал он.

Обычной критикой дело не ограничилось. Режиссеру поступали анонимные письма с угрозами, из‑за чего он боялся отпускать детей в школу и переживал за безопасность семьи. В 1973 году он обратился к студии Warner Bros. с просьбой об изъятии киноленты из британского проката.

Несмотря на скандалы, фильм стал самым кассовым на тот момент проектом студии и в 1972 году был номинирован на «Оскар» в четырех категориях.

Расскажите друзьям