Авиакомпании давно просят власти решить проблему с птицами, с которыми могут столкнуться самолеты. Так, лоукостер «Победа» еще год назад обращал внимание Генпрокуратуры на эту проблему, пишут «Ведомости».
Тогда Генпрокуратура в ответном письме признала, что нужны дополнительные меры по орнитологическому обеспечению. Было направлено письмо в Минтранс, но, как говорит представитель «Победы», с того времени ничего не изменилось. Наоборот, ситуация ухудшилась: если в 2018 году самолеты «Победы» столкнулись с птицами 51 раз, то за восемь месяцев 2019 года — уже 72 раза.
«Столкновения с птицами в России, или bird strike, происходят как минимум в десять раз чаще, чем в Европе, хотя там экология лучше и птиц больше, — об этом говорит статистика российских авиакомпаний», — рассказал гендиректор Utair Андрей Мартиросов.
По данным Росавиации, в России в 2017 году на каждые 100 тыс. взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США — всего 1,5. Причина — в плохом учете столкновений и анализе рисков, некачественной работе аэропортов, которые не принимают во внимание скопления птиц, а также в устаревших методах отпугивания птиц.
Как говорит Мартиросов, многие региональные аэропорты отпугивают птиц «для галочки»: «Оставили столько‑то чучел, отпугивателей, выполнили требования. А они уже не срабатывают, так как птицы привыкли. Методы отпугивания постоянно совершенствуются».
Еще один важный фактор риска — свалки рядом с аэропортами, которые привлекают птиц. Так, подмосковные власти обнаружили стаи птиц около станции по сортировке мусора рядом с Жуковским.
Утром 15 августа пассажирский А-321 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. У лайнера, на борту которого находились 226 человек, не работали оба двигателя ― при взлете в них попала стая чаек. Самолет приземлился с убранным шасси в нескольких километрах от взлетной полосы Жуковского. По последним данным, в результате инцидента пострадали 74 человека.