Новые правила идентификации в мессенджерах не работают ― администраторы мессенджеров не связываются с сотовыми операторами для подтверждения личности пользователя. В этом убедился корреспондент «Ведомостей».
Журналист купил сим-карты «Мегафона», «Вымпелкома» (бренд «Билайна»), МТС и Tele2 ― три из них с рук без предъявления паспорта. С каждой сим-карты ему удалось зарегистрироваться в пяти мессенджерах ― WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и «ТамТам».
Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян отметил, что по новым правилам необходимо идентифицировать только пользователей иностранных мессенджеров, включенных в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора, ― таких как Telegram, китайский WeChat и швейцарский Threema. Таким образом, на WhatsApp и Viber, которых нет в списке, новые правила не распространяются, объяснил он.
По словам представителей «Вымпелкома», МТС, «Мегафона» и Tele2, компании технически готовы исполнять новые законодательные требования. При этом представитель Tele2 отметил, что оператору ни разу не поступало запросов от мессенджеров на идентификацию пользователей. Представители Viber, WhatsApp, Telegram, WeChat и Threema не прокомментировали ситуацию.
Новые правила идентификации вступили в силу 5 мая. Согласно им, администраторы мессенджеров обязаны направлять операторам связи запросы на соответствие каждого конкретного пользователя и указанного им номера телефона. Операторы, в свою очередь, должны отвечать на запросы не позднее, чем через 20 минут. Если данные не совпадут, пользователю откажут в доступе к сервису.