перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Wild Beasts, Phantogram, Arthur Beatrice и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней — от трепетного инди-рока британской группы, вдохновившейся электроникой, до океана звука от 65-летнего виртуозного пианиста из Украины.

Wild Beasts «Present Tense»

Четвертый альбом британской группы с трепетным инди-роком, вдохновленным современной электроникой

Wild Beasts «Present Tense»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

В интервью «Волне» перед декабрьским московским концертом басист-вокалист Wild Beasts Том Флеминг рассказывал, что группа много слушает Fuck Buttons и прочих современных электронщиков и думает, как бы их методы повторить на живых инструментах. И судя по «Present Tense», все у них получилось правильно. Это музыка, отталкивающаяся от небанального ритма и секвенций, в которой гармония ставится выше мелодии, размеренная и продуманная в деталях и при этом во всех смыслах живая, — то, что играет целая группа, а не один компьютер, не только слышно, но и чувствуется на каком-то подсознательном уровне. Еще больше жизни этим вдохновленными механизмами песен придают голоса — резкий контратенор и бархатный баритон, только благодаря которым «Present Tense» и можно распознать в сравнении с ранними работами группы.

Чем интересно

К счастью, ничем из вышеперечисленного — Wild Beasts смогли сделать очень сложную технически (в каких-то моментах даже инновационную) пластинку, которую можно слушать, совершенно не замечая ее внутреннего устройства. Это прочувственные, эмоциональные и трогательные песни, полные мрачной романтики и шарлатанского шика. Конечно, тут почти нет ярких самостоятельных хитов, как на позапрошлом «Two Dancers», тут больше внимания уделено целостности альбома, но если по непосредственно песням «Present Tense» и проигрывает предшественникам, то по звучанию он определенно лучший.

«Wanderlust»

Phantogram «Voices»

Второй альбом американского электропоп-дуэта, на котором четыре песни из одиннадцати — старые

Phantogram «Voices»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

Воркующие всклики, бесперебойно жужжащий синтезатор, крепкие рифы, суетливый бит — все это переливается траурным глянцем. Пять лет назад американский дуэт женщины и мужчины выстроил мало на что похожий жанр, обозвал его «психопопом или стритбитом» и так и играл что на дебютной пластинке, что на четырех следующих EP. За годы ничего не поменялось — четыре из одиннадцати треков альбома «Voices» и вовсе вошли в прошлогодний EP «Phantogram». Лучше всего Phantogram делают то же, что и раньше, особенно когда песни хваткие,  — из новинок смотрите открывающую «Nothing But Trouble» или трек с говорящим названием «Howling at the Moon». Хуже всего — когда вместо фирменных постанываний Сары Бартел звучит совсем уж беспомощное блеяние Джоша Картера («Never Going Home» и «I Don’t Blame You» лучше пропустить). Любопытнее — когда действие замедляется, и в припеве песни «Bill Murray» дуэт, чей непревзойденный до сих пор хит называется «When I’m Small», начинает мечтать: «We’ll be tall, we’ll be tall».

Чем интересно

Непонятно, зачем так уж нужен был альбом — и все же вот несколько новых номеров редкой электропоп-группы, которую ни с кем не перепутаешь.

«Nothing But Trouble»

Arthur Beatrice «Working Out»

Лондонский квартет, тщательно дозирующий информацию, которую музыканты сообщают о себе миру. Фигурировали в составленном «Волной» списке главных новичков 2012 года; как теперь наконец выясняется — не зря

Arthur Beatrice «Working Out»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

Ритм-секция, благодаря которой песни движутся вперед будто на воздушной подушке; аккуратные и лаконичные гитарные аккорды; извилистые певучие мелодии; чувственное напряжение, возникающее благодаря спору мужского и женского голосов. Ассоциации с The xx и Wild Beasts возникнут неизбежно — и будут оправданы; не менее оправданной будет и аналогия с Dirty Projectors и прочим американским барокко-попом (хотя Arthur Beatrice, конечно, куда более английские — то есть рассудительные и благородные). Вместе с тем песни на «Working Out» на загляденье — и к набору слагаемых они все-таки не сводятся: Arthur Beatrice не ограничиваются прожиточным минимумом в аранжировках, чужды эксцентрике, да и душевность у них своя, не столько романтически-юношеская, сколько аристократическая. 

Чем интересно

Одна из самых красивых пластинок зимы — и хочется верить, что в наступающем фестивальном сезоне группа сделает себе имя по-настоящему. Если «Working Out» окажется в списке претендентов на Mercury Music Prize, удивляться этому совершенно не следует.

«Midland»

Planningtorock «All Love’s Legal»

Третий альбом английской художницы-феминистки, проживающей в Берлине; прямолинейное, но эффектнивное заявление на тему гендерных и секусальных отношений на языке электропопа

Planningtorock «All Love’s Legal»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

Джем (важный момент — раньше ее звалил Джанин, но певица решила поменять имя на гендерно нейтральное) Рострон когда-то считалась в первую очередь художницей и перформанс-артисткой, а музыкой занималась скорее дополнительно; но после трех сольных пластинок и одного совместного альбома с группой The Knife говорить о ней, конечно, стоит в первую очередь как о музыканте. Что в музыке, что за ее пределами Рострон волновали и волнует проблема отношений полов и вообще восприятия человека через призму пола; на «All Love’s Legal» она высказывается на тему максимально исчерпывающе. Все песни на альбоме — немного плакатные, лозунговые размышления о мужчинах, женщинах, любви и традиционных и нетрадиционных сексуальных отношениях (долой патриархат, мизогинию и вообще хватит делить людей на категории — примерно в этом заключается смысл «All Love’s Legal»), пропетые в формате поп-песен. Музыка тут — удивительной, странной и несколько кривой красоты; мутантский хаос и танцевальный поп, сыгранный при помощи синтезаторов и синтетических струнных и пропетый бесполым голосом, который Planningtorock пропустила через всевозможные фильтры. Музыкально альбом работает безотказно, как и в случае с предыдущим альбомом певицы, «W», Рострон оказывается на очень любопытной территории между практически академическим минимализмом и евродэнсом — звучит очень захватывающе. С содержанием сложнее: все-таки о проблемах гендера и социального пола в поп-музыке поют уже не десять и не двадцать лет, а в последние годы так и вовсе на самых верхах мейнстрима, и Рострон излагает свои соображения совсем уж топорно, как будто в первый раз.

Чем интересно

По-странному привлекательный поп-альбом на важную тему; может быть, несколько бесхитростный по содержанию, но, в конце концов, мы живем в мире, где есть страны, где за нетрадиционные сексуальные отношения введена смертная казнь, — так что о подобных вещах есть смысл петь прямым текстом. Как правильно сообщает название альбома, «All Love’s Legal» — пластинка в первую очередь про любовь, а про нее можно петь вечно.

«Human Drama»

Lo-Fang «Blue Film»

Дебютный альбом музыканта из Лос-Анджелеса; R’n’B, чувственная электроника и акустические инструменты — да, очередной «новый интимный», но очень неплохой

Lo-Fang «Blue Film»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

Музыкальная и обычная биографии Мэттью Хемерлайна пока еще не обросли достаточным количеством подробностей, так что сказать про него что-то сверх того, что было написано в нашем материале про главных новичков этого года, сложно: юный житель Лос-Анджелеса, мультиинструменталист и обладатель красивого фальцета, клиент лейбла 4AD; первый альбом, на что особо нажимает лейбл, записывал, путешествуя по всему миру — от столицы кантри Нэшвилла до Камбоджи. Все, что было понятно про Lo-Fang по нескольким опубликованным ранее песням, пластинкой только подтверждается: Хемерлайн — очередной герой «новой интимной» музыки, он сочиняет красивые и камерные романтические песни, каких в мире сейчас очень много. Но несколько деталей все-таки отделяют музыку Lo-Fang от прочих: Хемерлайн начинал с того, учился классической музыке и игре на разных классических инструментах, и использует это на полную. Урбанистическая электроника у него работают рука об руку с акустическими инструментами вроде виолончели и гитары; а в мелодии и композиции он принимает массу небанальных решений, которые делают все интереснее. Там, где ждешь одного вокального хода, случается другой, там, где ожидаешь, что музыка будет нагнетаться и пойдет наверх, — она наоборот опускается вниз, и так далее. Это не отменяет того, что смазливые мужчины с легкой небритостью и нежными песнями про любовь уже успели всем поднадоесть, но Lo-Fang хотя бы интереснее слушать, чем прочих.

Чем интересно

Хороший альбом неглупого интимного попа; 2010-е, кроме прочего, наверняка будут вспоминать по подобной музыке — и Lo-Fang в ряду коллег точно будет стоять не самым последним.

«When We're Fire»

Sun Araw «Belomancie»

Новый альбом феноменального калифорнийского экспериментатора: как всегда, психоделичская импровизационная музыка, мало на что похожая

Sun Araw «Belomancie»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

Если считать совместную пластинку с ямайской группой The Congos (а не считать ее было бы преступлением), «Belomancie», — уже одиннадцатый за шесть лет альбом Кэмерона Сталлонеса под вывеской Sun Araw; продолжение безумного и плодотворного путешествия. Суть у «Belomancie» примерно такая же, как и раньше: один час, девятнадцать минут и девять секунд психоделических композиций, наимпровизированных Сталлонесом с самим собой; гитары, электроника, бит, возникающие иногда неожиданные инструменты вроде флейты — и голос музыканта. Тем не менее, почти как в случае с каждой последующей пластинкой Sun Araw есть несколько существенных отличий от предыдущих. Во-первых, впервые за долгое время альбом Сталлонеса нельзя привязать ни к какой определенной местности; альбом с The Congos был, понятное дело, ямайским, «Ancient Romans» был вдохновлен античностью, «Night Gallery» — немецкой музыкой 70-х и так далее. У музыки Sun Araw всегда была четкая географическая привязка; «Belomancie» же названа по древней международной магической практике заклинания стрел — и звучит так, будто бы записан в космосе. Во-вторых, тут гораздо больше электроники, чем прежде, альбом звучит очень пластмассово, искусственно — но так и надо. На смену гитарным соло и псевдоэтническим мотивам пришло неразборчивое синтезаторное гудение и писк. Рассказывая о «Belomancie», Сталлонес повторяет два слова: «работа» и «повторение». Музыкант говорит, что его очень заинтересовали повторяющиеся действия, циклы — но не как они обычно используются в психоделической музыке, а в рутинном, жизненном смысле; например, как человек каждый день ходит на работу и совершает одни и те же действия. Это неудивительно, учитывая что повторений в музыке Sun Araw полно; но у «Belomancie» есть дополнительная глубина, примерно как у прошлогоднего альбома Джеймса Ферраро — очень конкретный смысл.

Чем интересно

Выдающийся экспериментальный альбом, размышление о рутине человеческой жизни через музыку — хоть и требующее некоторых усилий для понимания.

«Belomancie»

Lubomyr Melnyk «Windmills»

Черт знает какая по счету запись 65-летнего украинского пианиста (живет Мельник, впрочем, давно в Мюнхене), выработавшего собственную уникально быструю технику игры якобы на основе кун-фу, — Мельник умеет извлекать из инструмента 19 с половиной нот в секунду

Lubomyr Melnyk «Windmills»

Фотография: архив «Афиша»

Как звучит

Мельник — изобретатель термина «непрерывная музыка», который, насколько можно судить из поверхностного ознакомления с темой, подразумевает постоянное взаимоналожение обертонов и резонансов, из которого и создается ощущение музыки как бесконечного текучего потока; собственно, для его создания уникальная техника автора и нужна. Впрочем, эта запись впечатляет и безотносительно данных обстоятельств: вдохновленный старым мультфильмом Уолта Диснея и состоящий из трех больших композиций, «Windmills» и правда будто бы фиксирует в звуке, как время течет сквозь пальцы; вышеупомянутая манера игры тут способствует не столько скорости, сколько глубине — и музыки, и мысли.

Чем интересно

Этой — да и другим — записям Мельника хорошо бы подошел заголовок книги Дэвида Тупа «Океан звука». И смотреть в этот океан можно бесконечно.

«Windmills, Part 1»

Ошибка в тексте
Отправить