перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Азелия Бэнкс, Макс Корж, Clark, Einstürzende Neubauten и другие

7 хороших альбомов последних 7 дней: то ли запоздалый, то ли выпавший из времени дебют Азелии Бэнкс, претенциозная третья пластинка главного белорусского хип-хопера, эталонная космическая электроника с Warp Records, осмысление Первой мировой главной немецкой индастриал-группой и многое другое.

Azealia Banks «Broke With Expensive Taste»

То ли запоздалый, то ли вовсе выпавший из времени танц-хоп

Azealia Banks «Broke With Expensive Taste»

Как звучит

Если бы Богдан Титомир был черной женщиной и жил в Великобритании в наши дни, он бы звучал примерно так. Это задиристый, мнительный и бодрый поп-хип-хоп с акцентом на движение — то ли танец, то ли драку, то ли то и другое вместе. Роднит Бэнкс с Титомиром еще и музыкальный период, ставший главным ориентиром, как и их своеобразный подход к нему: 1990-е, а точнее их самое начало, и тот хип-хоп, который стремился не на улицы, а на танцполы — от Salt-N-Pepa до Run-D.M.C.. Но сказывается и происхождение, и если у Титомира это был СССР конца 80-х, то у Азелии, — пусть и родившейся и выросшей в Нью-Йорке, — это скорее духовное происхождение, то есть Великобритания нулевых, потому в звучании альбома можно услышать все разновидности британской электроники — и джангл, и тустеп, и грайм. От этого вся танцевальная легкость, признаться, слегка рассеивается и приземляется под тяжестью баса и медленной поступи бита.

Чем интересно

Выхода «Broke With Expensive Taste» пришлось ждать три года; за это время от долгожданного дебюта альбом успел преобразоваться в пластинку, которая просто наконец-то вышла — и ладно. Сколько ни говори о том, что актуальность и модность при хорошей музыке не важны, «Broke With Expensive Taste» — хорошее доказательство обратного. Можно понять, почему он не вышел еще три года назад на мейджоре Universal; видимо, руководство лейбла думало, что вовремя подхватило важного артиста, который поможет им вписать в тренд возрождения 1990-х, но позже выяснилось, что 1990-е у Азелии совсем не те, что модны, а идти на компромиссы Бэнкс отказалась. И это печально. Потому что альбом мог бы стать хитовым и без этого; одной артистической харизмы у Бэнкс достаточно, чтобы вытянуть весь этот материал на должный уровень, да и сами по себе песни пусть и не похожи на бронебойную «212», но местами совсем не хуже. Оценить именно что с меломанской точки зрения альбом действительно ничто не мешает, но вот из поп-культурной жизни «Broke With Expensive Taste», к сожалению, выпадает. Еще два года назад это был бы альбом, о котором бы говорили (пусть даже и о том, что он не выполнил обещания «212»), который звучал бы в плеерах тинейджеров и в эфирах каналов. Теперь же осталась только музыка, а миллионы воспоминаний, с которыми она могла бы быть связана,остались в итоге с кем-то другим. Зато название свое альбом теперь всецело оправдывает: лишившись поддержки лейбла и не попав в итоге в масс-культуру, Азелия действительно заслуживает звания «банкрота с дорогостоящим вкусом».

«Ice Princess», в которой встречаются два любителя препарировать клубные 1990-е — Азелия и продюсер Araabmuzik, мешающий поп-транс с трэпом



Макс Корж «Домашний»

Третий альбом флагмана белорусского хип-хопа — не без претензий

Макс Корж «Домашний»

Как звучит

Помнится, в рецензии на «ЁП» ЛСП «Волна» сокрушалась на мизогинию в текстах — в какой-то степени новый альбом Коржа эту традицию продолжает: особенно на этом фоне выделяются две первые песни, даром что написанные еще до выхода дебютного альбома музыканта. В остальном чуть помягче, но тоже не без патриархата и легкой морали: Корж парень простой и во всем любит порядок, время от времени позволяя себе покутить или же, наоборот, задуматься о животном мире вокруг. В музыкальном плане — без изменений: поп-панк роднится с дабстепом, дворовая песня с электропопом, только теперь это чуть разнообразнее; искренность, впрочем, никуда не делась.

Чем интересен

«Домашний» выглядит скорее как EP, нежели полноценный альбом (восемь полноценных треков и два ремикса), но тут не подкопаться — в следующем году обещают вторую половину. Куда интересней то, что коротенький альбом очень похож на популярный сериал «Чернобыль» — оба они начинают разгоняться и становятся куда интереснее с пятого трека (или серии); в случае «Домашнего» это касается музыкальной части, но и текстов, в какой-то степени, тоже. Титул главного рэпера Белоруссии все еще не под сомнением — уже хорошо.

«Не выдумывай»

Clark «Clark»

Космический техно-IDM по версии Warp Records

Clark «Clark»

Как звучит

Максимально холодное и отстраненное звучание: техно на грани с трансом, синтезаторные и просто синтетические мелодии, космический эмбиент, глитчи, прямые и глухие ритмы. По версии самого продюсера, его шестой альбом рассказывает о том, как беспощадная природа встречает технологии; представлять во время прослушивания следует заброшенные и ржавеющие индустриальные машины, обвитые плющом.

Чем интересно

После экспериментов с хип-хопом и вообще всем подряд Clark записал альбом, который уже сейчас можно назвать классикой Warp Records. Эта пугающе отстраненная электроника напоминает и саундтреки к видеоиграм (в первую очередь к Mass Effect), и киномузыку Клиффа Мартинеса («Драйв», «Больница Никербокер», «Отвязные каникулы»), и даже группу PPK с их обернутым в безжалостную молотилку оммажем советской электронике. Но в первую очередь это именно что Warp: то, как тут в поэтической задумке машины сплетаются с природой, идеально сочетается с той концепцией просчитанного, но живого и эмоционального IDM, которую многие годы пестует лейбл.

«Unfurla»

Einstürzende Neubauten «Lament»

Бликса Баргельд и его главная группа осмысляют Первую мировую

Einstürzende Neubauten «Lament»

Как звучит

Альбом «Lament» — это жалобная песнь об осмыслении Первой мировой войны, которая, по мнению Бликсы Баргельда, не закончилась, а плавно перетекла во Вторую мировую. Открывает пластинку композиция про военную технику и военные машины — лязг и скрипы Бликса здесь создает с помощью музыкальных инструментов, которые сам и изобрел. Следующая песня «Гимн» имитирует солдатские песни Первой мировой; через каждые две строчки здесь меняется язык исполнения: то немецкий, то английский, то французский. «The Willy — Nicky Telegrams» — это телеграммы, которые посылали друг другу кайзер Вильгельм II и император Николай II; Бликса Баргельд поет за кайзера Вильгельма, а Алекс Хаке — за Николая. Трек, который так и называется «Первая мировая война», перечисляет под перкуссионный бит страны и города, вступившие в схватку. Баргельд говорит, что песню «How Did I Die?» он написал с оглядкой на песню немецкого писателя Курта Тухольского, которая называется «Die Rote Melodie», и в ней говорится о личном опыте Тухольского на войне. «How Did I Die?» — скрипичный квартет, играющий про смерть на войне, смысл композиции очень прост — жизнь не должна заканчиваться вот так. Также здесь есть и известная «Sag mir wo die Blumen sind» — Бликса ее поет, почти не используя каких-либо музыкальных инструментов — все строится только на его голосе. Эту песню написал Питер Сигер, и Einstürzende Neubauten записали эту версию за день до смерти Сигера. В конце — композиция о том, как начиналась война в 1914 году, представленная в диалоге животных; здесь Бликса лает за собак, крякает за уток и пародирует голоса других зверей.

Чем интересен

Альбом «Lament» — одновременно очень сложный и очень простой: здесь скрипичный квартет, который всегда отвращает своей мелодраматической вульгарностью, не звучит вызывающе, голос Бликсы — как основной инструмент, с минимальными аранжировками, не звучит куце; это очень осмысленная пластинка, где каждый звук и даже каждое отсутствие звука выверены до дотошности, это как раз и есть та простота, которую всегда так сложно создать.

Концертное исполнение «Sag mir wo die Blumen sind»

iamamiwhoami «Blue»

Шведский поп берет выходной

iamamiwhoami «Blue»

Как звучит

На первый взгляд из трех альбомов шведской полуанонимной группы (имена всех участников известны, но высказывается только их голос, Йонна Ли) этот видится самым слабым — но в то же время что-то подобное говорили и про прошлый, «Kin». Здесь все огрехи можно списать на выбранную тему: как клипы, исправно поставляющиеся к песням, не торопились рассказывать историю, предпочитая сосредотачиваться на красотах полуобитаемых островов, затерянных где-то в океане, так и сама музыка словно ставит своей целью показать, что в первую очередь поп — это красиво, и ничего больше. Так-то оно так, но насколько оправдана эта возможность острова — тот еще вопрос.

Чем интересен

Все-таки оправдана: через очарование восьмидесятнических синтезаторов, вдохновленные чуть ли не трансом композиции, в некоторых из которых явно слышишь отсылки к какой-то давно услышанной музыке, прорываются мелодии, достаточно привязчивые для того, чтобы простить всю кажущуюся необязательность альбома. Ли и компания, кажется, и сами понимают, в какую ловушку попали с тематикой расслабленных тропиков — «Blue» выходит на прозрачном виниле. Какая ирония.

«Hunting for Pearls»

Andy Stott «Faith in Strangers»

Мастер обморочного даб-техно идет вперед

Andy Stott «Faith in Strangers»

Как звучит

С помощью жуткого эуфониума в открывающей «Time Away» манчестерец Энди Стотт приводит слушателя на завод, где заржавевшие роботы устраивают рейв. Следующая «Violence» через две с половиной минуты обрушится на вас грузной басовой пульсацией, после чего начнется та же покинутая и сломленная стоттовская электроника, звучавшая на EP «We Stay Together» /«Passed Me By» и альбоме двухлетней давности «Luxury Problems». «Faith In Strangers» — это сделанный Стоттом медленно и тяжелой поступью, но все-таки заметный шаг в развитии: здесь еще больше голоса, принадлежащего его преподавательнице фортепиано, больше искажений и больше разнообразия — от Suicide-овского постукивания в «Science & Industry» до чуть ли не попсового по стоттовским меркам заглавного трека. Альбом «Faith in Strangers», говорит Стотт, записан не в Ableton, как «Luxury Problems», а на 90% с использованием аналогового оборудования — вероятно, поэтому механическое здесь больше сливается с человеческим. 

Чем интересен

В интервью «Афише» Стотт говорил, что «Luxury Problems» местами звучал для него «слишком медленно, отстраненно, именно так, как реагирует на вещи человек, который давно не спал». За два года он, видимо, нашел время на то, чтобы выспаться.

«Violence»

«18+» «Trust»

Дуэт современных художников с недурным мрачным попом

«18+» «Trust»

Как звучит

Первые синглы таинственного американского дуэта, состоящего, как выяснилось, из двух современных художников, намекали скорее на новый R'n'B, в то время как все оказалось несколько интересней. На своих микстейпах, готовивших нас к выходу альбома, в кучу смешивались Clams Casino, легкий шум, старый хип-хоп и новый интернет. На «Trust» эти хитроумные песни стали еще краше: спотыкающийся бит, скрещение Cocorosie и диджея Скрю, The xx и Purity Ring, но в первую очередь это не лишенные изобретательности довольно порочные композиции, напоминающие равно о вечеринке и о приближающемся апокалипсисе.

Чем интересен

Песни на «Trust» явно сделаны людьми с холодным сердцем (стоит только посмотреть на обложку), но «18+» явно не отталкивались от своего арт-происхождения — не пытались сделать что-то исходящее из концепта, а по-честному записали четырнадцать нелегких и проникающих куда-то глубоко треков. Кредит доверия им выписывать пока рано — разнообразия у них пока недостаточно, но то, что уже есть, все равно вполне себе способно захватить слушателя: шорохи, гулкий бас и вкрадчивый вокал знают свое дело.

«All The Time»

Ошибка в тексте
Отправить