перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Найк Борзов, Нюша, Феннеш, Eyedress и другие

«Волна» разбирает семь самых интересных дисков недели: громких, тихих, долгожданных, появившихся из ниоткуда; в любом случае — заслуживающих внимания. В этом выпуске — новые песни Найка Борзова и Нюши, выдающийся гитарный глитч-эмбиент, треки лучших электронщиков из СНГ и многое другое.

Найк Борзов «Везде и нигде»

Новая порция крепких песен о любви и смерти от автора одного из лучших русских альбомов 2000-х, «Занозы»

Найк Борзов «Везде и нигде»

Как звучит

Как запись человека, который и в свои сорок с небольшим следит за современными приключениями гитарного звука. «Везде и нигде» — очень разный альбом: тут тебе и внятные радийные боевики, и полуакустические баллады, украшенные деликатной электроникой, и почти оголтелый нойз-рок в традициях Sonic Youth, и даже намеки на стоунер. Как и прежде, Найк Борзов весьма убедительно справляется с адаптацией под себя разнообразных любопытных течений — но важно и то, что, в отличие от предыдущей пластинки автора «Изнутри», тут есть под что их адаптировать. Разумеется, не обошлось без разнообразных поэтических перлов (Борзов, скажем, почему-то очень любит дикие слова «детка» и «кроха»), но зацепиться тут есть за что: и конвенциональный форматный хит «Поцелуй и укус», и радиохедовская фортепианная баллада «Пустота» (кавер на группу Joga), и эпический любовный гимн «Сейчас и здесь», и, наконец, по-хорошему несусветный финал с переходом на темную сторону силы и трансляцией соответствующих энергий с ручками, выкрученными вправо (завершается альбом композицией «Подсос и отсос», содержание которой вполне соответствует названию). От «Занозы» это, конечно, все равно довольно далеко — но никто особо и не рассчитывал.

Чем интересно

Мейнстримовый отечественный рок-альбом, который провоцирует на то, чтобы говорить о музыке и песнях, а не о симптомах и диагнозах, — в 2014-м году уже вполне себе достижение. Хотя, наверное, людей, чья юность не пришлась на рубеж 90-х и 2000-х, эта запись всерьез задеть и расстрогать вряд ли сможет.

«Сейчас и здесь»

Нюша «Объединение»

Второй альбом певицы, дающей надежду на хорошую русскоязычную поп-музыку — сполна оправдывающий все авансы

Нюша «Объединение»

Как звучит

За крайне неказистой обложкой скрывается россыпь хитов, напоминающих о самых разных течениях нынешней поп-музыки: тут и шведский поп в стиле Робин, и британская хаус-волна, и смотрящая на восток танцевальная музыка, и румыны, и даже немного бростепа – чего тут только нет. Помимо очевидных песен, уже вовсю звучащих на дискотеках, стоит отметить «Буду рада» – максимально футуристичный поп, синтезаторные переливы которого легко принять за звуки каких-то механизмов, и «Историю странника» – смесь изворотливой, словно заедающей мелодии, и дабстепового ритма. Кое-где альбом откровенно провисает – песня «Это Новый год» кажется абсолютно необязательной, а последние два трека на английском звучат так, будто вышли не в 2014-м, а в 1994-м – но в целом «Объединение» позволяет говорить о части современных русских поп-артистов как о «новых нестыдных», а Нюшу делает среди них главной (скорее всего, ненадолго – в мае у Ивана Дорна выходит альбом).

Чем интересен

В русской поп-музыке интересных исполнителей все еще можно пересчитать по пальцам – но за три года с момента прошлого альбома Нюши многое поменялось: пришли как минимум Ёлка, Дорн и «Серебро». Тем не менее, благодаря «Объединению» она держит удар: в большинстве своем это песни, сделанные в ногу со временем и ни в чем не уступающие многим западным. Иными словами – именно эти песни о терзаньях девичьей души призваны в который раз убедить многих, что не надо стесняться. Хочется верить, что получится.

«Наедине»

Fennesz «Becs»

Выдающийся гитарный глитч-эмбиент с ностальгией по старой Европе; лучший альбом Феннеша со времен «Venice»

Fennesz «Becs»

Как звучит

Музыка Кристиан Феннеша лучше всего описывается названием книжки Дэвида Тупа «Океан звука»: шершавый нойз и препарированные раскаты электрогитары вместе образуют своего рода атмосферные явления, которые живут и звучат по законам моря и ветра; эти композиции именно что накрывают волной — и с головой. При всем при том австриец большой композитор — и у каждой вещи тут есть своя мелодия, не до конца проявленная, но всегда щемящая, как запрятанное глубоко под сердцем переживание о чем-то прошлом. И, в общем, в случае «Becs» даже понятно, о чем именно: название альбома — это название Вены по-венгерски, и в сущности, пластинка являет собой посвящение этому удивительному городу с его торжественным имперским прошлым, провинциальным настоящим и огромным количеством исторических травм, страшных секретов и психологических комплексов. Из этой музыки как будто встает призрак былой, утраченной Вены; она вся как будто слеплена из пепла империи.

Чем интересно

Во-первых, это красиво. Во-вторых, Феннеш (наряду, пожалуй, с Тимом Хекером) — едва ли не самый талантливый и убедительный на свете человек по части музыки, лишенной ритма и каркаса, но при этом переполненной смыслами и эмоциями. «Becs» можно воспринимать и как пейзажистику, и как абстрактный экспрессионизм — в обоих случаях это очень сильное произведение.

«Liminality»

Fear of Men «Loom»

Дебют британской тви-поп группы, черпающей вдохновение в старом новозеландском инди и творчестве Марины Абрамович

Fear of Men «Loom»

Как звучит

Двое из трех участников Fear of Men познакомились, готовясь к выставке – и их музыка звучит так, словно это экспрессионистские полотна, переведенные в звук; впрочем, есть и другой вариант: как если бы Долорес О’Риордан пела в шугейз-группе. Никакой связи с The Cranberries, правда, здесь нет, но появляется другой, совсем неожиданный источник – «Loom» не затерялся бы на лейбле Flying Nun в конце восьмидесятых: вспоминаются и Able Tasmans, и Dead Famous People, и, в особенности, Look Blue Go Purple. Если идти дальше, то есть и отголоски редких выходов Джилл Бирт в качестве вокалистки The Triffids, и Camera Obscura, и другие инди-группы, незаслуженно стоящие на втором плане. В этих песнях, посвященных переживаниям и страхам, очень часто упоминается вода, и в «Loom» словно погружаешься, а под конец – практически с головой. Местами, впрочем, мелодии выходят не самыми запоминающимися, но альбом неспроста назван «Loom»: это пока только очертания большого стиля.

Чем интересен

Fear of Men играют, на первый взгляд, именно так, как и следует людям с такими обложками – как музейные работники, кропотливо воссоздающие нечто устаревшее и мало кому нужное. На деле же это скорее современные художники, создающие свою работу на основе признанных шедевров – получается, однако, совсем не пастиш, а одна из немногих достойных инди-работ этого года. В конце концов, это еще и альбом, сделанный по принципу «эта песня простая, чтобы каждый растаял».

«Luna»

«#INTERNETGHETTO #RUSSIA»

«Манифест онлайн-культуры» — собрание 20 треков от лучших современных электронщиков из стран СНГ, выпущенный на виниле

«#INTERNETGHETTO #RUSSIA»

Как звучит

8-бит, бейс, хип-хоп, R’n’B, дабстеп, вонки и даже отзвуки си-панка; участвуют Pixelord, DZA, Haarps, 813, Lapti и другие подозреваемые, благодаря которым прямо сейчас живет и шумит современная российская электроника. Концепция сборника — музыка, которая «звучит как интернет» со всеми его пабликами и самыми разнообразными плейлистами, навьюченная семплами, женскими голосами и летучими битами, очень сбитая, резкая — и, конечно, идеально подходящая для танцпола.

Чем интересно

Лейбл Hyperboloid Records выпускает много артистов из США и Европы, но для этого сборника позвал лишь продюсеров из СНГ. «Интернетгетто» интересен не столько как арт-проект (исключительно футуристичная музыка, вышедшая на пластинке), сколько как смотр сразу всех важных местных электронщиков здесь и сейчас: и уже хорошо знакомых, и тех, о ком будут говорить завтра (см. BWWWOYS).

Pixelord — «Shuffleclub»

Eyedress «Hearing Colors»

Дебютный микстейп молодого манильского продюсера — великолепные песни в истертом, казалось бы, жанре

Eyedress «Hearing Colors»

Как звучит

23-летний филиппинец Идрис Викунья в собственной спальне на купленном папой ноутбуке в программе Fruity Loops записывает песни, которыми могла бы гордиться воображаемая супергруппа из Инги Коупленд, Nite Jewel, а также участников Salem и Chromatics. «Hearing Colors» — это меланхоличные, одновременно анемичные и страстные, по дешевке записанные и близкие сердцу треки про боль типичного современного молодого человека: «I just wanna forget everything that's making me feel bad», «I’ve been doing drugs ‘cos I don’t give a fuck». Трюк, проделываемый Викуньей, эффектен чрезвычайно: с одной стороны, вот вроде бы смесь синти-попа и витч-хауса, и ничего особенного; с другой — ввиду элементарного сочинительского мастерства все гораздо глубже и лучше.

Чем интересно

В 2013 году главному редактору «Волны» задали вопрос: «Знаете ли вы такое направление — витч-хаус?» От витч-хауса, понятно, к тому времени уже даже блевать не хотелось — казалось, что жанр просто-напросто себя исчерпал. Так вот — выяснилось, что не до конца. Получилось, что даже столь безнадежную на первый взгляд тему можно было развить — да еще как. И кто бы мог подумать, что не в Лондоне, Берлине или Нью-Йорке, но именно в Маниле постылые булькания, переливы и стрекот смогут переложить в столь замечательные песни.

«Nature Trips»

Pretty Lights «The Hidden Shades» EP

Несколько бисайдов одного из лучших даунтемпо-продюсеров наших дней

Pretty Lights «The Hidden Shades» EP

Как звучит

Дерек Винсент Смит — артист довольно-таки популярный, и современные поклонники все пытаются вписать его музыку в какой-то современный контекст — EDM, хип-хоп и так далее. Хотя на самом деле то, что он делает — это лишь слегка обновленный современным жужжанием даунтемпо-трипхоп, больше всего напоминающий тот, что десять лет назад записывал британский дуэт Lemon Jelly. Это приджазованная и прифанкованная электроника, из-за обилия баса создающая тяжелый приземляющий эффект и погружающая в размеренный ступор. Как и на прошлогоднем альбоме «A Color Map of the Sun», ауттейками с которого песни на новой EP являются, в треках нет заимствованных семплов — Дерек записывал живую музыку с сессионными музыкантами на винил, после чего уже с этих пластинок нарезал семплы.

Чем интересно

Оригинален тут не только подход к семплированию, а вообще к даунтемпо в целом — оно у Дерека получается одновременно и более агрессивным, и более приземленным; такой электронный аналог стоунер-метала, если даже не сладжа. Хорошее доказательство того, что для музыки, от которой гудит голова, гитары уже совсем не нужны.

«Lost and Found»


Ошибка в тексте
Отправить