перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Джон Фрусчанте, Келис, Thee Silver Mt. Zion и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: Джон Фрусчанте продолжают удивлять, канадские построкеры играют танцевальную музыку, подруга Boris тихонечко поет вживую и многое другое.

John Frusciante «Enclosure»

Очередной альбом одного из самых головастых гитаристов современности — как водится, дикий, но занятный

John Frusciante «Enclosure»

Как звучит

Местами — как группа Ratatat, местами — и вовсе как романтический синтипоп 80-х, чаще всего — как запись славного психонавта, который открыл для себя компьютерные программы по программированию битов. Собственно, открыл их для себя экс-гитарист Red Hot Chili Peppers уже некоторое время назад, но «Enlosure» — это в некотором смысле апофеоз (и вроде бы, по заявлениям автора, финал некой отдельной творческой концепции): гитары в иных треках нет вовсе, вместо них — псевдострунные, синтетические пульсации, препарированный кислотный голос и ритмические сбивки, появляющиеся в самых неожиданных местах, не в лад и невпопад — оттого дающие музыке какую-то очень специальную диковатую свободу. При должном количестве прослушиваний в этой хаотической драматургии даже начинаешь угадывать определенную логику — по всей вероятности, мнимую; в любом случае, очень разные песни «Enclosure» объединяет то, что живут они максимально непредсказуемо и вспыльчиво. К этой записи легко предъявить массу претензий, но впечатляет хотя бы то, что Фрусчанте по-прежнему умеет удивлять — это при его-то сумасбродной дискографии.

Чем интересно

Как известно, пару недель назад «Enclosure» был оправлен на спутнике в космос — вот там ему, в принципе, и самое место (а уж достоинство это или недостаток — черт его знает). Записи Фрусчанте часто называют музыкой для музыкантов; эта, прямо скажем, не исключение — с другой стороны, творения тех музыкантов, для кого она предназначается, слушать будет как минимум занимательно.

«Fanfare»

Kelis «Food»

Неожиданный выход R&B-дивы на лейбле Ninja Tune — совсем не неожиданный по звучанию

Kelis «Food»

Как звучит

«Food», конечно, отличается от всего, что Келис делала ранее — как, впрочем, и любой другой ее альбом отличается от предыдущих: на одном хип-хоп, на другом минималистичный поп, ну а теперь — соул. Причем тут продвинутый электронный лейбл Ninja Tune — не очень понятно, хотя если к фактам добавить пару догадок и допущений, то можно примерно восстановить цепочку событий. Видимо, сначала, еще три года назад (когда началась работа над пластинкой) Келис хотела выпустить действительно по-настоящему экспериментальный альбом, вдохновленный британской бас-музыкой — потому и Ninja Tune, а в первоначальных продюсерах альбома значились дабстеп-воротилы Skream и Caspa. Но результат пришелся не по душе то ли самой певице, то ли ее менеджеру, и концепция изменилась — продюсером оказался назначен Дейв Ситек из TV On the Radio, ну а лейбл остался просто потому, что на переправе нельзя менять всех коней сразу. В итоге получился рядовой духоподъемный черный соул — расслабленный, наполненной атмосферой ленивого счастья и обильно сдобренный духовыми. А связь с современной электроникой отработана отдельно — на сборнике ремиксов.

Чем интересно

Пусть запись получилась и довольно типичной, но в то же время и довольно выдающейся — богатый звук, обилие хуков, крайне располагающая теплота. Тут явно хорошо сошлись продюсерская хватка Ситека, равнявшегося не на Эми Вайнхаус и Адель, а классику «Мотауна» и лучшие образцы фанка и соула 1960-х, и сама Келис, которая смогла правильно всю эту музыку прочувствовать и передать.

«Jerk Ribs»

Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra «Hang On to Each Other»

Гениальная — ну правда — танцевальная музыка в исполнении канадской построковой социалистической ячейки

Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra «Hang On to Each Other»

Как звучит

Дурацкая на первый взгляд затея Silver Mt. Zion превратить в пляску свою старую песню про человеческую солидарность, изначально спетую хором у костра под фисгармонию, обернулась феноменальным результатом — впрочем, способность этой группы творить чудеса уже давно не должна удивлять: удается же им не первый год поддерживать жизнь в давно окостеневшем жанре. Объединение доморощенного подпольного хауса, жужжащего гитарного минимализма и душеспасительного пафоса дает на выходе два грандиозных гимна всему живому, что есть в человек, пропетых исключительно женскими голосами — что тем более придает им легитимности. Сама группа в сопроводительном письме сообщает, что электронная музыка несет в себе революцию, и как бы ни было старо это утверждение, «Hang on to Each Other» обновляет его самым впечатляющим образом: это подлинные танцы на грани весны, сыгранные с отчетливым пониманием того, что до весны еще очень далеко.

Чем интересно

Это, наверное, совсем уж фанатский взгляд, но в «Hang on to Each Other» хочется разглядеть будущее танцевальной музыки или, уж во всяком случае, настоящее жанра построк: первая легко и изящно освобождает второй от бесконечного упадничества, дает ему полезного пинка под зад; второй привносит в первую важный гуманистический смысл. Ну и по крайней мере — в этих 25 минутах больше отчаянной надежды и сокрушительной любви, чем в любой другой музыке, записанной пока в этом году.

«Any Fucking Thing You Love»

Peter Christopherson «Time Machines II»

Последние записи Слизи перед реюнионом Coil — протяжный психоделический привет с того света

Peter Christopherson «Time Machines II»

Как звучит

Пятнадцать лет назад Coil записали Time Machines: компиляцию монотонных бессловесных мантр, призванных вводить слушателя в пограничные состоянии и извлекать его из привычных условий времени и пространства(сами композиции были предсказуемо названы в честь определенных субстанций — довольно пошловатый ход и группа впоследствии об этом сожалела). Выход второй части «Time Machines» не прогнозировал никто — Слизи и Бэланс, в отличие от Брина Джонса, не слишком надоедают с того света своим поклонникам. Формально это такой же душеспасительный дроун, что и прежде. Но, несмотря на полную девальвацию подобной музыки за последние десять лет, «Time Machines II» и впрямь стоит послушать: Кристоферсон прекрасно понимал, что дьявол в деталях — и первого, и второго здесь в избытке.  

Чем интересно

Дроун-альбомы, как правило, имеют исключительно прикладной характер — вряд ли можно придумать более подходящий саундтрек к неторопливому саморазрушению и добровольному сдвигу вниз по социальной лестнице. Слушать дроун с целью развлечения и получения эстетическего удовольствия будут только сопливые неофиты и конченные гандикапы — если ты слышал пяток альбомов, то ты слышал их все. «Time Machines II» — редкое исключение из правила, музыка удивительной красоты, совершенно лишенная гунявого занудства, в которое скатился жанр за время отсутствия великого дуэта. Отношения со временем и пространством — дело сугубо личное, но, скажем так, потенциал этой записи впечатляет — это вещь, как говорили одни местные последователи Coil, что приходит ниоткуда и уходит никуда. Забирая с собой, разумеется.

«3»

Dva Zagorodnyh Doma «Mir»

Новый альбом тихого и скромного карельского дуэта, своего рода колыбельные для взрослых

Dva Zagorodnyh Doma «Mir»

Как звучит

Как появившиеся из ниоткуда песни, похожие скорее на содержимое найденной на чердаке граммофонной пластинки. Карельский дуэт вовсю работает над собственными проектами Kot Kot и Sashash Ulz, второй и вовсе очень плодотворен — и именно здесь видно, как весь скопленный и аккумулированный опыт позволил стать совместному альбому таким легким, воздушным и вырванным из места и времени. Это одновременно похоже на эмбиент-упражнения Чикис, Новеллу Матвееву и других бардов первой волны, Grouper и что только не — учитывая еще и присутствие голоса мужского, получается нечто совсем самобытное. Санки, снежный ком, горы, которых нет — словно попадаешь в чей-то мир, который сразу стает родным. Посвящение дачам в альбоме кажется совсем не случайным — есть здесь какое-то ощущение тихой глуши и спокойствия, полного успокоения. Это совсем не нью-эйдж, но по воздействию определенно превосходит иных представителей жанра.

Чем интересен

«Mir» прост и великолепен, как деревянное колесо с его обложки: в России давно не выходило такой искренней музыки, главное желание которой — просто чтобы ее услышали. Это очень хрупкая, тихая, спокойная музыка, сразу завоевывающая твое расположение; когда здесь еле уловимо поется «приходи, друг», кажется, что это говорят именно тебе.

«Summer»

  • Слушать и купить Bandcamp

Ai Aso «Lone»

Запись концерта подруги Sunn O))) и Boris, поющей негромко и проникновенно

Ai Aso «Lone»

Как звучит

Японская девушка Аи Асо тихонечко поет тонкие и трогательные элегии под электрогитару и синтезатор. Поет их Асо уже четырнадцать лет, «Lone» — это ее лучшие песни, сыгранные два года назад на концерте и выпущенные недавно Стивеном О'Малли на лейбле Ideologic Organ. В этом году на Ideologic Organ вышли три пластинки, и в создании двух из них поучаствовал сам О'Малли в составе грозного нойз-коллектива Sunn O))). Третья — наша «Lone» — прямая противоположность. Нотки тают по одной, Асо проговаривает слова, будто бы стесняясь, и даже зрители аплодируют робко.

Чем интересно

Эфирные песенки Асо приводят в оцепенение. Дело, с одной стороны, в том, что записаны они вживую — и эта астеническая антигромкость заполняет все звуковое пространство. Дело, с другой стороны, в том, что строчки «голос одинокий — и такой родимый, и такой далекий» написаны будто бы про ее вокал.

«Land»

Lockah «Yahoo or the Highway»

Дебютный альбом британского электронщика: прогрессивная музыка, которая скоро устареет — и прекрасно это осознает

Lockah «Yahoo or the Highway»

Как звучит

Житель Бристоля Том Бэнкс совершает со своей музыкой трюк не хуже тех, которыми славился скандинавский бог, чье имя подозрительно похоже на его псевдоним — понимая, что как только раскусишь моду, она меняется, он роднит уже более-менее устоявшуюся бас-сцену с совсем шебутными электронщиками, пришедшими на смену си-панку и даже толком не имеющими названия. Если поначалу просто кажется, что это попытка приручить новые тенденции и сделать их более продуманными и взрослыми, то когда посередине альбома трек взрывается хаусовыми клавишами, становится ясно, что в такой же мере Бэнкс просто веселится и издевается. Обломки старых жанров пролетают мимо, а хайвею все-таки предпочитают Yahoo, то есть новую музыку интернет-поколения. Названия треков, впрочем, большого оптимизма не внушают, перед нами танцевальные воспоминания о былой любви. Даже и у трикстера может быть разбитое сердце.

Чем интересен

Бэнкс словно подготавливает почву для принятия большинством новомодной электроники в духе лейбла PC Music. Лучше не ждать, когда это произойдет и вопрос «Yahoo или хайвей» станет идеологическим, а сразу полюбить этот альбом.

  • Слушать и купить Bandcamp

Ошибка в тексте
Отправить